Перейти к основному содержанию

Экономическая политика тупикового развития

Население ощущает на себе ее последствия, но терпит. Пока
20 августа, 00:00
Поведение высшего руководства страны представляется почти отчаянным. Бездна экономических указов не только не принесет реального улучшения экономической ситуации, а просто забудется до следующего года

Праздничная суета, старательно создаваемая официальными средствами массовой информации, не в состоянии затмить фактически полную безысходность экономической политики государства.

Сегодняшняя ситуация достигла пика негативности за все годы пребывания у власти нынешнего Президента, и есть все основания ожидать падения единственного позитивного достижения этих четырех лет — относительной стабилизации курса гривны и удержания инфляции.

Достаточно много сказано о причинах и сущности «небывалого» роста ВВП (0,2%) за первое полугодие этого года, достигнутого за счет так называемых базовых отраслей, поддерживаемых государством. Однако хорошо известна неприспособленность предприятий этих отраслей к работе в условиях рынка без постоянной государственной опеки. В любом случае, такой «мощный» рост ВВП никак не может свидетельствовать об «успехах экономических реформ» и ставиться в заслугу нынешнему руководству страны. В лучшем случае, можно говорить об удачной реанимации предприятий, работавших при командно-административной системе. В этом контексте представляются также довольно интересными утверждения Украинско-Европейского консультативного центра по вопросам законодательства. Его специалисты пришли к выводу, что позитивные темпы роста промышленного производства отражают совершенствование статистики, которая стала охватывать часть теневой экономики.

Общегосударственная финансовая пирамида, которой, по мнению идеологов нынешних «реформ», так удачно прикрывали отсутствие экономического роста, все более дает о себе знать. Объем государственного долга только за первое полугодие текущего года вырос почти на 19% и приблизился к 37 млрд. грн., из которых 15 млрд. грн. — долг внутренний и 22 млрд. грн. — внешний. Самое грустное в этом то, что у государства нет реальных источников для формирования доходной части государственного бюджета, равно как и средств для обслуживания долга, кроме новых займов. По имеющимся данным, расходы на обслуживание и погашение государственного долга резко возросли. Если в 1996 году они составляли 20% доходов государственного бюджета, то в 1997 году — 41%, а за первое полугодие 1998 года достигли 91%. При этом государство продолжает изыскивать возможности для роста задолженности и размещения новых внутренних и внешних обязательств.

Если вспомнить, что по облигациям внутреннего государственного займа ставка доходности в июле доходила до 77%, то совершенно несложно проследить движение финансовых ресурсов, как внутреннего, так и иностранного происхождения. В этих условиях государство все еще делает удивленную мину по поводу отсутствия долгосрочных инвестиций.

Наполняемость бюджета остается низкой. Доходная часть государственного бюджета в первом полугодии текущего года была выполнена на 74,7% от полугодового плана или на 32,7% от плана годовых поступлений. По данным Государственной налоговой администрации, потери бюджета за год только вследствие уклонения от уплаты налогов составят около 7 млрд. грн. При этом государство не предпринимает каких-либо шагов для нормального цивилизованного наполнения государственного бюджета. Все смелые прожекты сводятся либо к использованию полулегальных способов выколачивания денег из коммерческих структур и граждан, либо проведению каких-то нездоровых мероприятий.

Ситуация с государственными финансами настолько тягостна, что начали предприниматься самые сомнительные с правовой точки зрения меры. С использованием опыта передовых рэкетирских формирований выколачивались деньги из директоров предприятий, собранных во Дворце «Украина». Не менее безобразно смотрелся массовый выезд на природу, преследовавший аналогичные цели. Эти не вполне законные мероприятия были проведены крайне бездарно и малоэффективно.

Совершенно отчаянные попытки изыскать хоть какие-то деньги для социальных выплат сводятся к разовым мероприятиям, отнюдь не создающим систематичность поступления денег. Здесь можно вспомнить инициативу доблестных аппаратчиков, пожелавших перечислить в Пенсионный фонд половину месячной оплаты труда, и «решительное одобрение» такой инициативы на местах.

По имеющимся данным, на общегосударственном уровне обсуждается идея срочной замены номерных знаков на автомобилях всех форм собственности с взиманием сверхвысокой платы, как мощного источника привлечения денег в госбюджет. Дело, опять же, за малым — именно за изготовлением новых номерных знаков, что в наших условиях не так уж просто.

Отдельный вопрос — ожидание кредитов от международных валютно-финансовых организаций и прежде всего МВФ. В сложившейся ситуации — это практически единственный способ не только остаться на плаву, но и продемонстрировать мировому экономическому и политическому сообществу, что на Украине еще не следует ставить крест. Значимость получения денег сводится ко все большей внешней зависимости, причем зависимости как экономической, так и политической. В таком ключе у Украины есть все шансы стать чем-то вроде второй Боснии, где управляющий Центральным банком является гражданином Новой Зеландии и одним из исполнительных директоров Всемирного банка одновременно.

На этом фоне по меньшей мере неубедительно звучат болезненно оптимистичные уверения Министерства экономики в экономическом росте, финансовом оздоровлении и других чудесах, которые нас ждут в 1999 году. Минэкономики и при подготовке проекта «Основных прогнозируемых показателей экономического и социального развития Украины на 1999 год» абстрагировалось от давления долговой пирамиды и «забыло» рассмотреть возможность жесткого финансового кризиса.

Тупиковое развитие экономической сферы государства самым пагубным образом сказывается на жизненном уровне населения. Оно уже устало ожидать все новые и новые гадости со стороны государства, с безысходной покорностью воспринимает любые шаги, ущемляющие элементарное человеческое достоинство. Отсутствие горячей воды летом — это еще один из самых безобидных примеров.

Наконец, поведение высшего руководства страны представляется почти отчаянным. Фактически Президент предпринимает шаги, как будто до очередных выборов осталось пара месяцев, а не больше года. Пресловутое «взятие ответственности на себя» с изданием массы экономических указов и усилением лояльности средств массовой информации вполне могли бы сойти накануне выборов. А сейчас, можно смело прогнозировать, бездна экономических указов не только не принесет реального улучшения экономической ситуации, а просто забудется до следующего года. Учитывая окружение Президента, также можно предположить отсутствие каких-либо иных действий, способных дать ощутимые результаты в экономической сфере и повысить его предвыборный рейтинг. Скорее всего, в администрации Президента отсутствуют какие-либо реалистичные оценки сложившейся ситуации и возможных путей выхода из кризиса.

В стране давно необходимо определить ответственность лиц, причастных к сложившейся ситуации. Нельзя постоянными заверениями о «неизменности курса реформ» подменять отсутствие таких реформ. Необходимо дать оценку деятельности самих «реформаторов». Причем, как оценку истоков и причин избранного социально-экономического курса, так и деятельности конкретных должностных лиц.

Таким образом, экономическая ситуация в стране находится в состоянии тупикового развития. Очевидно, что оно не имеет разумных перспектив и не отвечает интересам Украины как суверенного независимого государства.

Поведение высшего руководства страны представляется почти отчаянным. Бездна экономических указов не только не принесет реального улучшения экономической ситуации, а просто забудется до следующего года

Праздничная суета, старательно создаваемая официальными средствами массовой информации, не в состоянии затмить фактически полную безысходность экономической политики государства.

Сегодняшняя ситуация достигла пика негативности за все годы пребывания у власти нынешнего Президента, и есть все основания ожидать падения единственного позитивного достижения этих четырех лет — относительной стабилизации курса гривны и удержания инфляции.

Достаточно много сказано о причинах и сущности «небывалого» роста ВВП (0,2%) за первое полугодие этого года, достигнутого за счет так называемых базовых отраслей, поддерживаемых государством. Однако хорошо известна неприспособленность предприятий этих отраслей к работе в условиях рынка без постоянной государственной опеки. В любом случае, такой «мощный» рост ВВП никак не может свидетельствовать об «успехах экономических реформ» и ставиться в заслугу нынешнему руководству страны. В лучшем случае, можно говорить об удачной реанимации предприятий, работавших при командно-административной системе. В этом контексте представляются также довольно интересными утверждения Украинско-Европейского консультативного центра по вопросам законодательства. Его специалисты пришли к выводу, что позитивные темпы роста промышленного производства отражают совершенствование статистики, которая стала охватывать часть теневой экономики.

Общегосударственная финансовая пирамида, которой, по мнению идеологов нынешних «реформ», так удачно прикрывали отсутствие экономического роста, все более дает о себе знать. Объем государственного долга только за первое полугодие текущего года вырос почти на 19% и приблизился к 37 млрд. грн., из которых 15 млрд. грн. — долг внутренний и 22 млрд. грн. — внешний. Самое грустное в этом то, что у государства нет реальных источников для формирования доходной части государственного бюджета, равно как и средств для обслуживания долга, кроме новых займов. По имеющимся данным, расходы на обслуживание и погашение государственного долга резко возросли. Если в 1996 году они составляли 20% доходов государственного бюджета, то в 1997 году — 41%, а за первое полугодие 1998 года достигли 91%. При этом государство продолжает изыскивать возможности для роста задолженности и размещения новых внутренних и внешних обязательств.

Если вспомнить, что по облигациям внутреннего государственного займа ставка доходности в июле доходила до 77%, то совершенно несложно проследить движение финансовых ресурсов, как внутреннего, так и иностранного происхождения. В этих условиях государство все еще делает удивленную мину по поводу отсутствия долгосрочных инвестиций.

Наполняемость бюджета остается низкой. Доходная часть государственного бюджета в первом полугодии текущего года была выполнена на 74,7% от полугодового плана или на 32,7% от плана годовых поступлений. По данным Государственной налоговой администрации, потери бюджета за год только вследствие уклонения от уплаты налогов составят около 7 млрд. грн. При этом государство не предпринимает каких-либо шагов для нормального цивилизованного наполнения государственного бюджета. Все смелые прожекты сводятся либо к использованию полулегальных способов выколачивания денег из коммерческих структур и граждан, либо проведению каких-то нездоровых мероприятий.

Ситуация с государственными финансами настолько тягостна, что начали предприниматься самые сомнительные с правовой точки зрения меры. С использованием опыта передовых рэкетирских формирований выколачивались деньги из директоров предприятий, собранных во Дворце «Украина». Не менее безобразно смотрелся массовый выезд на природу, преследовавший аналогичные цели. Эти не вполне законные мероприятия были проведены крайне бездарно и малоэффективно.

Совершенно отчаянные попытки изыскать хоть какие-то деньги для социальных выплат сводятся к разовым мероприятиям, отнюдь не создающим систематичность поступления денег. Здесь можно вспомнить инициативу доблестных аппаратчиков, пожелавших перечислить в Пенсионный фонд половину месячной оплаты труда, и «решительное одобрение» такой инициативы на местах.

По имеющимся данным, на общегосударственном уровне обсуждается идея срочной замены номерных знаков на автомобилях всех форм собственности с взиманием сверхвысокой платы, как мощного источника привлечения денег в госбюджет. Дело, опять же, за малым — именно за изготовлением новых номерных знаков, что в наших условиях не так уж просто.

Отдельный вопрос — ожидание кредитов от международных валютно-финансовых организаций и прежде всего МВФ. В сложившейся ситуации — это практически единственный способ не только остаться на плаву, но и продемонстрировать мировому экономическому и политическому сообществу, что на Украине еще не следует ставить крест. Значимость получения денег сводится ко все большей внешней зависимости, причем зависимости как экономической, так и политической. В таком ключе у Украины есть все шансы стать чем-то вроде второй Боснии, где управляющий Центральным банком является гражданином Новой Зеландии и одним из исполнительных директоров Всемирного банка одновременно.

На этом фоне по меньшей мере неубедительно звучат болезненно оптимистичные уверения Министерства экономики в экономическом росте, финансовом оздоровлении и других чудесах, которые нас ждут в 1999 году. Минэкономики и при подготовке проекта «Основных прогнозируемых показателей экономического и социального развития Украины на 1999 год» абстрагировалось от давления долговой пирамиды и «забыло» рассмотреть возможность жесткого финансового кризиса.

Тупиковое развитие экономической сферы государства самым пагубным образом сказывается на жизненном уровне населения. Оно уже устало ожидать все новые и новые гадости со стороны государства, с безысходной покорностью воспринимает любые шаги, ущемляющие элементарное человеческое достоинство. Отсутствие горячей воды летом — это еще один из самых безобидных примеров.

Наконец, поведение высшего руководства страны представляется почти отчаянным. Фактически Президент предпринимает шаги, как будто до очередных выборов осталось пара месяцев, а не больше года. Пресловутое «взятие ответственности на себя» с изданием массы экономических указов и усилением лояльности средств массовой информации вполне могли бы сойти накануне выборов. А сейчас, можно смело прогнозировать, бездна экономических указов не только не принесет реального улучшения экономической ситуации, а просто забудется до следующего года. Учитывая окружение Президента, также можно предположить отсутствие каких-либо иных действий, способных дать ощутимые результаты в экономической сфере и повысить его предвыборный рейтинг. Скорее всего, в администрации Президента отсутствуют какие-либо реалистичные оценки сложившейся ситуации и возможных путей выхода из кризиса.

В стране давно необходимо определить ответственность лиц, причастных к сложившейся ситуации. Нельзя постоянными заверениями о «неизменности курса реформ» подменять отсутствие таких реформ. Необходимо дать оценку деятельности самих «реформаторов». Причем, как оценку истоков и причин избранного социально-экономического курса, так и деятельности конкретных должностных лиц.

Таким образом, экономическая ситуация в стране находится в состоянии тупикового развития. Очевидно, что оно не имеет разумных перспектив и не отвечает интересам Украины как суверенного независимого государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать