«Экономика» будущего парламента
Эксперты YouControl исследовали сферы интересов, заработки и торговлю с РФ кандидатов в депутаты
Торговля или, может быть, сельское хозяйство? Добывающая промышленность или недвижимость? Где сосредоточены бизнес-интересы и с какими финансово-промышленными группами связаны кандидаты из партий, имеющие больше всего шансов для прохождения в парламент? А члены каких политических сил связаны с бизнесом, который во время войны торгует с РФ? Недавно на ресурсе YouControl вышла развернутая аналитика об имуществе и влияниях нового парламента.
«Под прицел» попала первая десятка всех упомянутых партий, кроме «Слуги народа». От нее рассмотрены первые 30 кандидатов из списка.
Аналитики детально изучили вопрос. Рассмотрели не только компании, где кандидаты являются владельцами, основателями или директорами, но и проследили связь через родственников. Не обошли и вопросы причастности к финансово-промышленным группам, где ситуация может разворачиваться в обоих направлениях: группа контролирует депутата или депутат имеет вес в группе и потому будет лоббировать ее интересы.
«Слуга народа; Оппозиционная платформа «За жизнь»; Батьківщина; Европейская солидарность; Голос», — так будет выглядеть основной состав нового парламента.
Кандидаты в нардепы, которые оказались в фокусе исследования, в целом связаны с почти 1,8 тыс. компаний, половина из которых имеют точки пересечения со «Слугой народа». За 2017 год выручка всех этих предприятий достигла поражающих 287,5 млрд грн.
Интересно, что эти компании активно работали с внешними рынками. Их экспорт за 2018 год составил 93,5 млрд грн, а импорт за тот же год — 15,5 млрд грн. Но даже не эти факты самые показательные. Будущие парламентарии не чурались торговли со страной-агрессором — РФ. Исключением стали лишь представители «Голоса» и «Силы и чести». А вот кандидаты от четырех других политсил 2018 года продали в РФ товаров и услуг на 194 млн грн и закупили оттуда на 122 млн грн.
Больше всего на экспорте в Россию обогатились компании, причастные к представителям «Оппозиционной платформы «За життя». За предыдущий год они заработали на этом 123 млн грн, что составляет 11% всех их продаж за границу (и это наивысший показатель среди всех). А вот на импорт с РФ 2018 года больше всего потратил бизнес «Европейской солидарности» — 56 млн грн. А чей бизнес имеет наибольшую часть РФ в импорте? Здесь лидер «Батьківщина»: закупки связанного с ней бизнеса составили 8% от общего количества. Хотя будущие нардепы от ОП «За життя» отстали в этом показателе лишь на 1%.
Среди 1,8 тысяч компаний, связанных с будущими парламентариями, более 450 занимаются оптовой и розничной торговлей и ремонтом транспорта (автомобилей и мотоциклов). Очевидно, эти отрасли имеют шанс получить самую мощную поддержку в следующем созыве Верховной Рады. Вид деятельности более 200 компаний, к которым причастны кандидаты, — «Операции с недвижимым имуществом». Еще по 138 предприятий из перечня представляют такие отрасли, как «Профессиональная, научная и техническая деятельность» и «Информация и телекоммуникации». В то же время отдельные партии имеют весомые интересы и в других сферах.
В разрезе анализа бизнес-интересов важно не только количество, но и масштабы работы компаний в определенных отраслях. Ведь если эти предприятия лидируют на своих рынках, их «вес» будет более значимым. Поэтому согласно этому критерию ТОП-5 сфер, в которых будут заинтересованы парламентарии, такие:
1. Перерабатывающая промышленность.
• Компании этой отрасли кандидатов от «Слуги народа» 2017 года получили выручки 71,8 млрд грн;
• «Европейская солидарность» — 28 млрд грн;
• «Батьківщина» — 2,3 млрд грн;
• ОП «За життя» — 1,5 млрд грн.
2. Снабжение электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха.
• Предприятия, связанные со «Слугой народа», в 2017 году заработали 57,7 млрд грн;
• ОП «За життя» — 7,9 млрд грн;
• «Батьківщина» — 111 млн грн.
3. Торговля и ремонт транспорта.
• Компании, связанные с будущими нардепами от «Слуги народа», в 2017 году получили выручки 12,9 млрд грн;
• «Европейской солидарности» — 8,3 млрд грн;
• «Батьківщина» — 3,8 млрд грн;
• ОП «За життя» — 13 млн грн.
4. Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность.
• Компании этой отрасли кандидатов от «Слуги народа» 2017 года заработали на 31 млрд грн;
• «Европейской солидарности» — на 181 млн грн;
• «Батьківщини» — на 52 млн грн.
5. Информация и телекоммуникации.
• Предприятия из этого рынка, к которым причастны потенциальные нардепы от «Слуги народа», в 2017 году заработали 2,4 млрд грн;
• от «Батьківщини» — 146 млн грн;
• от ОП «За життя» — на 6 млн грн;
• от «Европейской солидарности» — 1 млн грн.
Также стоит отдельно вспомнить о виде деятельности — «Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность». В этом бизнес-направлении «заинтересованы» всего две партии, но компании, связанные со «Слугой народа», в 2017 году наработали в этой отрасли аж на 46,7 млрд грн, а из «Батьківщини» — на 48 млн грн.
Красноречиво указывают на бизнес-направления, которые будут отстаивать будущие депутаты, и финансово-промышленные группы (ФПГ), в состав которых входят или причастны связанные с кандидатами компании.
Больше всего связей с ФПГ имеют «Слуги народа». Из самых громких названий — это группы «Приват» и «Квартал 95». Связь с первой из них прослеживается хотя бы через Александра Ткаченко (№ 9 в списке). Он является не только гендиректором канала «1+1», но и связан с почти десятком компаний с частью ФПГ «Приват».
Также, для примера, основателями «Группы семьи Стефанчук», связанной с партией, являются члены семьи советника Президента Украины, его представителя в Верховной Раде и второго номера в избирательном списке Руслана Стефанчука. В шорт-листе также можно встретить Михаила Радуцкого, который является основателем клиники «Борис» и ключевым лицом в бизнес-группе семьи Радуцких.
Среди кандидатов «слуги» можно встретить представителей группы семьи Шуляк, которые занимаются недвижимостью и предоставлением юридических услуг. В частности, Елена Шуляк баллотируется под номером 13 и возглавляет девелоперскую компанию «Мидленд Девелопмент Украина», а ее муж Александр Шуляк является владельцем юридической компании «Энжиай групп». Можно увидеть представителей группы семей Шкрум и Наталуха, у которых есть юридические компании «ЮКОМ» и «ЛИД/ОГЬЮРИ» и оффшор Betal Management Ltd. В списке также видим Даниила Гетманцева — главу известной группы «Юримекс». А еще обнаружены связи с группой семьи Холодовых (завод «Эфкон-окна» и бренд одежды Stella Shakhovskaya), Максима Ткаченко (организация концертной деятельности), «Міста для людей» (недвижимость).
Много точек пересечения с ФПГ имеют и Оппозиционная платформа «За життя», где можно встретить немало известных имен. В частности, партия связана с такими группами, как:
• «Группа Юрия Бойко» (НПП «Заря», НПО «Северодонецкий стеклопластик», «Киевгаз» и другие);
• «Группа Вадима Рабиновича» (канал NewsNetwork);
• «Группа Виктора Медведчука» (10 компаний сферы недвижимости, АПК и другое, записанных на жену Оксану Марченко);
• «Группа семьи Левочкиных» (ПАТ «Крымский содовый завод», АБ «Клиринговый дом», ПАТ «Закарпаттяобленерго»);
• «Группа Наталии Королевской» (добыча угля, металлургия, пищевая промышленность и агрокомпании в Крыму);
• «Группа Нестора Шуфрича» («Закарпатская консалтинговая компания», бизнес в недвижимости, агро, ТЭК);
• «Группа Сергея Ларина» (кировоградские СМИ, санаторий «Горная Тиса», пивоваренный ресторан-завод «Ципа»);
• «Группа Сергея Дунаева» (СК «Олви»);
• «Группа братьев Казак» («Галицкий перекресток» (рынок во Львове), «Керамбуд», телеканалы «112» и «NewsOne»).
Проанализировав бизнес-связи кандидатов от «Батьківщини», кроме группы Юлии Тимошенко (сфера интересов недвижимости, рестораны, издательство книг и парфюмерной продукции), можно увидеть еще не менее интересные семейно-бизнесовые переплетения. Сергей Тарута идет от партии под номером 2 и является ключевым лицом в группе «Индустриальный союз Донбасса» (ведущая корпорация по выработке стали). Седьмой номер присвоен Андрею Кожемякину, который является тестем экс-нардепа Виталия Коржа и по совместительству главой «Группы семьи Корж». А сразу за ним в списке — ключевое лицо «Группы Григория Немыри», жена которого является соучредителем интернет-канала Ukrlife.tv. А десятку замыкает Валерий Дубиль — одно из ключевых лиц группы «Европа», за которой два рынка в г. Прилуки и часть «Троещинского рынка» в г. Киев.
Бизнес-связь партии «Европейская солидарность» с группой экс-президента Петра Порошенко «Укрпроминвест» никого не удивит. Кандидаты из соседних номеров в списке также давно имеют свои бизнес-группы: «Группа Андрея Парубия», «Группа Ирины Геращенко» (муж которой является основателем компании «Ю Эгей Кепиталз»). Также открылись связи с «Украинской маркетинговой группой» (холдинг Артура Герасимова).
Меньше всего, лишь две ФПГ, связаны с кандидатами от партии «Голос»: «Группа семьи Вакарчука» (концертная деятельность, торговля одеждой, производство продукции из картона и дерева, недвижимость) и «Василий Кисиль и Партнеры» (многопрофильная юридическая фирма и еще шесть связанных компаний).
«Любой политик, происходящий от бизнеса, имеет определенные бизнес-интересы, которые пытается удовлетворить через парламент или исполнительную власть. Не всегда такая ситуация является откровенно негативной, поскольку часто представители бизнеса пытаются действительно усовершенствовать регуляцию некоторых вопросов. Примеры — изменения относительно акциза по продаже горючего или свободный рынок электроэнергии. Такие изменения являются позитивными, хотя тоже бизнес-интересами», — объясняет Игорь Маркевич, основатель юридической компании Amigo Partners.
«Наличие бизнес-интересов у депутатов не является чем-то негативным по своей сути. Лоббирование — является полностью модерновым механизмом, с помощью которого происходит контроль за нормативной деятельностью представителей народа, депутатов в частности», — отмечает Александр Леменов, основатель организации Statewatch. В то же время, по мнению эксперта, это явление может превращаться в негативное. «В Украине цивилизованного института лоббирования нет. Это выливается в нарушение антикоррупционных практик, когда парламентарии прямолинейно отстаивают персональные бизнес-интересы или интересы своих спонсоров», — добавил он.
Примеры отстаивания таких интересов приводит Игорь Маркевич: «О лоббизме бизнеса в негативном свете можно говорить в разрезе законодательных изменений относительно частных солнечных электростанций (в интересах Ахметова), или же дотирование МХП (в интересах Косюка). Иногда можно встретить примеры, когда определенные политики лоббируют финансирование отдельных проектов из специализированных фондов, а затем «заводят» свои компании для выполнения таких проектов. Встречались случаи выделения средств на строительство очистительных сооружений органа местного самоуправления при содействии народного депутата, строительная компания которого потом «выигрывала тендер» на строительство таких очистительных сооружений. Такая же ситуация наблюдается и относительно дорог, и относительно объектов социальной инфраструктуры и тому подобное».
В целом, кроме приведенных примеров, по словам Александра Леменова, перечень отраслей экономики, где «процветает» лоббирование, таков: транспорт, фармацевтика, энергетика, промышленность и т. д.
Но, оказывается, лоббирования в Украине в последнее время начало трансформироваться. И в будущем парламенте эти процессы могут иметь другие особенности.
«Верховная Рада теряет законодательную инициативу в экономике и важных социально-экономических процессах. Парламенту оставили гуманитарный блок и отдельные аспекты внешнеполитических отношений. Поэтому такое явление, как депутатский лоббизм, изменит форму. Во-первых, депутаты-лоббисты будут реализовывать деловые интересы либо перейдя на работу в правительство, либо связями с правительством (в частности, через партийные квоты в правительстве). Во-вторых, в парламенте останутся лоббисты, но основные дискуссии переместятся на уровень комитетов. В-третьих, наиболее мощно депутатский лоббизм в ближайшее время будет чувствоваться на местном уровне, и здесь сыграют роль как интересы корпораций, так и личные бизнес-интересы депутата», — объясняет Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор».
Выпуск газеты №:
№132-133, (2019)Section
Экономика