Экономика требует политической смелости
По мнению американского ученого, это один из уроков, которые следует сделать Украине для выхода из нынешнего кризиса
«Как вернуть мировую экономику на правильный путь?» Много ли найдется людей, способных поставить этот вопрос и ответить на него? В минувшую пятницу в Киеве в Дипломатической академии Украины этот труд взял на себя основатель и директор Института международной экономики Петерсона (крупнейшее исследовательское учреждение США, занимающееся международными экономическими проблемами) доктор Фред Бергстен. Наиболее цитированный экономист в мире (с 1997-го по 2005 год), Бергстен занимает далеко не последюю позицию в рейтинге топ-50 тех, «кто действительно движет рынки». Издание USA Today называет его «одним из десяти людей, которые могут изменить вашу жизнь».
Свою лекцию он начал с оптимистического заявления о том, что, несмотря на мировой кризис, половина мира все-таки процветает. Это — новые развивающиеся рынки и страны, которые вырабатывают половину продукта мировой экономики и помогают миру продолжать экономический прогресс. Следовательно, говорит эксперт с мировым именем, у нас есть мир, состоящий из двух половинок — это развивающиеся страны, обеспечивающие больше 6% роста экономики планеты (только на Китай приходится четверть всего мирового роста), и развитые страны, на которые приходится 2%. Украина, как отмечает Бергстен, находится где-то посередине.
Он называет себя относительно оптимистичным в отношении еврозоны, переживающей сейчас долговой кризис, и считает, что не будет никакого коллапса евро, не будет и нового финансового кризиса, который бы зародился в Европе и негативно повлиял на мировую экономику. Эксперт уверен, что Европа выйдет из этого кризиса более сильной. Но при этом его волнуют Соединенные Штаты, переживающие большие структурные проблемы в связи с растущим дефицитом бюджета, который прибавляет по одному триллиону долларов в год. Бергстен считает, что такая ситуация в его стране сохранится в следующие 10 лет, если не изменить экономику. Более того, он утверждает, что не видит признаков таких перемен. В чем отличие Европы и США?
По мнению весьма информированного лектора, на Европу сильно давят рынки и заставляют ее разрабатывать новую, более сильную экономическую политику, тогда как на США, в частности из-за европейского кризиса, нет такого давления. В результате процентная ставка там сейчас меньше, чем за последние 30 лет, и политики не собираются проводить сложные и болезненные меры, которые бы устранили дисбаланс и улучшили ситуацию в экономике. В связи с этим, будущее Соединенных Штатов Бергстен называет неопределенным. А вот развивающиеся страны, по его мнению, могут даже стать лидерами мировой экономики. В промышленных странах рост сейчас составляет 2%. Их финансовые рынки сильнее, чем у развитых стран. Это, по словам Бергстена, означает, что развивающиеся рынки растут в три раза быстрее — и уже через 10 лет на них будет держаться 2/3 мировой экономики. Они уже оторвались от экономически богатых стран, США и Западной Европы, имеют возможность противостоять кризису, являются автономным источником очень сильного роста. Когда-то говорили, шутит Бергстен, если у США насморк, то у остального мира будет пневмония. Теперь, по его мнению, такая сентенция уже нереальна. А если простудятся в Китае, то во всем мире будет воспаление легких.
Остановившись на ситуации в нашей стране, Бергстен отметил, что не является специалистом по украинской экономике, но все же указал, что Украина имеет динамику и потенциал расти еще быстрее, как это было в начале этого десятилетия. Но поскольку в Европе имеются трудности, то они, по мнению экономиста, влияют и на Украину. Он говорит об уникальных, особых отношениях Украины, находящейся посредине описанного им бифокального мира, с Россией, но при этом отмечает также и негативное влияние, идущее из этой страны.
Украинским политикам стоило бы более внимательно отнестись к сделанному Бергстеном анализу перспектив возникновения кризиса в Европе и США. Он считает нынешний кризис нетипичным и в своих суждениях опирается на исследования американских ученых, которые проанализировали причины всех предыдущих сбоев в мировой экономике. Чему же нас учит история, спрашивает он? Странам, пережившим подобные нынешним финансовые кризисы, требуется для восстановления около десяти лет. Быстрого восстановления и роста не стоит ожидать. История учит в этих условиях иметь очень скромные ожидания. Могут ли правительства предотвратить новый финансовый кризис или даже двойной кризис, которого мы сейчас боимся в зоне евро? Бергстен повторяет сделанный в начале лекции вывод, состоящий в том, что Европа сможет преодолеть свои сложности без нового кризиса и без распада еврозоны. Европе теперь, по мнению ученого, требуется завершить создание экономического союза и единого регулирующего органа, обладающего правом ограничивать финансовые заимствования. Имея эти новые инструменты и научившись «говорить единым голосом», предсказывает Бергстен, Европа выйдет из кризиса еще более сильной.
Анализ ситуации в США, которые стали крупнейшим в мире должником, беспокоит директора Института международной экономики. Он уверен, что его страна никогда не объявит дефолт по внешним долгам. Однако отмечает, что меры по преодолению дефицита бюджета не приведут ни к чему и не решат бюджетных проблем. Отношение долга к бюджету все равно будет хуже, чем в Греции. А прогнозы показывают, что через 20 лет это соотношение, о чем страшно подумать, будет составлять 250%. И, как считает Бергстен, ничего не делается, чтобы его изменить. Он объясняет: в следующем году в США будут выборы. А сейчас правительство разделено между президентом и Конгрессом, а также разделен Конгресс. Выборы следующего года, безусловно, выиграют республиканцы, прогнозирует экономист, и Конгресс будет объединен, что увеличит шансы на прогрессивные экономические шаги. На президентских выборах в пользу Обамы будут играть сами республиканцы, демонстрирующие сейчас неспособность выставить сильного кандидата. И это дает Обаме шанс стать президентом на второй срок. В этом случае в США будет президент, который не имеет право избираться еще раз. Имея в этих условиях объединенный конгресс, он получит большие возможности решать проблемы страны, не оглядываясь на следующие выборы. Так что у Америки уже в 2013 году будут лучшие шансы, говорит Бергстен. Но он не уверен, что это произойдет, если не будет давления рынка. Если Европа выйдет из кризиса, евро усилится, а доллар будет слабым, то это заставит Соединенные Штаты более серьезно относиться к своим экономическим проблемам и проявлять политическую смелость в проведении необходимых реформ.
Отвечая на вопрос об уроках, которые должна сделать из мирового финансово-экономического кризиса Украина, Бергстен сказал, что необходимо глобализировать экономику, быть в состоянии привлекать международные инвестиции. Он говорит об открывшейся для Украины исторической возможности ассоциироваться с Европейским Союзом, что было ключом для многих стран к экономическому подъему, посколько снимало барьеры для торговли и инвестиций.
Выпуск газеты №:
№213, (2011)Section
Экономика