Экономный «Водолей»
На его счету 36 тысяч кубометров газа в суткиВсе мы помним, как в январе Украина оказалась на газовой диете по прихоти нашего северного соседа. Как сделать так, чтобы не покалечить «голоданием» промышленные предприятия? Выход один: везде, где только можно, в частности и при транспортировке, экономить газ.
На газокомпрессорной станции «Ставищенской» управления магистральных газопроводов «Черкассытрансгаз» четыре компрессорные станции, обслуживающие известные во всем мире экспортные газопроводы «Уренгой—Помары—Ужгород» и «Прогресс». Мощность одного агрегата составляет 47,5 миллионa кубометров газа в сутки. На станции подчеркивают, что на существующем оборудовании можно нарастить объемы перекачивания газа еще на 20%. И это при том, что здесь стоят агрегаты 1984 года рождения. Но рядом с «ветеранами» работает и чудо-машина ГПУ-16К, которой дали название «Водолей». Эту газоперекачивающую установку разработали ученые ПО «Звезда» — «Машпроект». По своим экономическим и экологическим показателям она заслуживает звание революционной. А по технологии — единственная в мире. Ноу-хау агрегата — в замкнутом цикле водоподготовки. «Водолей» использует парогазовый цикл, который позволяет повысить КПД до 42,1%, тогда как другие установки имеют КПД 27,5—31%. Понятно, что при этом экономится много газа: 1,5 тысячи кубометров в час, или 36 тысяч в сутки.
Начальник компрессорной станции «Ставищенская» Петр Стецишин объяснил корреспонденту «Дня», что экономия происходит за счет увеличения объема рабочего тела в камере сгорания, куда направляется пар. Идет он из достроенного рядом большого помещения. Это сегодня единственный недостаток ГПУ. Но, начальник «Водолея» Владимир Мартынюк установил, что когда такие установки будут монтироваться и на других станциях, расходы на дополнительное помещение можно будет заметно уменьшить. На сегодня двигатель «Водолея» отработал уже 5,9 тысячи часов. Производители планируют переоснастить подобными установками все станции. Это, конечно, требует больших дополнительных капиталовложений. К сожалению, именно это тормозит внедрение высокоэффективного нововведения. Как объяснили на станции, на «Нефтегаз Украины» сегодня ложится неподъемная налоговая нагрузка, существенно ограничивающая инвестиционные возможности компании. «Будут деньги, будут и агрегаты», — говорят работники «Ставищенской».
Тем временем, как рассказал корреспонденту «Дня» Петр Стецишин, украинским изобретением заинтересовались японцы из известной фирмы «Хитачи». В этой стране также добиваются повышения КПД агрегатов, но идут другим путем. «Они доводят температуру сгорания в двигателе до такого уровня, при котором происходят изменения структурной решетки металла, — говорит Стецишин. — А потом они задумываются, как же теперь этот металл охладить...» «При создании «Водолея» перед учеными ставилось задание — сделать его исключительно из отечественных деталей, без импортных технологий», — говорит Мартынюк. Однако это не мешает японцам. Они готовы перенять украинский опыт.
А вот Россия, по словам работников станции, пока что не проявила заинтересованность этой установкой. У нее другие хлопоты... В частности, прокладывание газопроводов в обход Украины. Но наши газовики не боятся остаться без работы. Стецишин, у которого почти 50–летний стаж в газотранспортной системе, имеет по этому поводу собственное мнение: «Россия, конечно, может построить газопровод в обход Украины; и я бы на их месте тоже так поступил, потому что в одну корзину нельзя все яйца сложить. Но полностью весь газ без Украины транспортировать в Европу нереально. Все газопроводы Украины заменить одним — это что-то из области фантастики». «А вот наши «Водолеи», — добавляет он, — реализованная мечта. Жаль, что в единственном экземпляре»
Выпуск газеты №:
№68, (2006)Section
Экономика