Электронная граница
Что она принесет Украине?
Идея автоматизации налогового документооборота нашла свое продолжение в таможенных органах. На днях при участии ее представителей состоялась официальная презентация Новой компьютеризованной транзитной системы (New Computerised Transit System), которая действует во всех странах Евросоюза и является условием ускоренного присоединения к нему стран-претендентов. В общем — это общеевропейская компьютеризованная система управления транзитными грузами, главное назначение которой — интеграция таможенных систем Европы и почти полная отмена бумажного документооборота при транзитных перевозках между этими странами.
«Упрощение таможенных процедур и присоединения к общей компьютеризованной системе грузов — это базис для дальнейшего приближения национального законодательства к международным стандартам», — говорит председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин. Выгодность этой системы он видит в том, что пропускные возможности украинских портов за год увеличатся минимум вдвое. Кроме того, непосредственный контакт импортера или транзитера с таможенником будет уменьшаться в несколько раз. С одной стороны, — это ускорит таможенные процедуры, а с другой, — уменьшит уровень коррупции на границе.
По мнению американского посла в Украине Уильяма Тейлора, внедрение компьютеризованной системы на границе предусматривает две составные: «Первая — это обмен информацией в рамках новой программы европейской компьютеризованной транзитной системы, а другая — реформирование законодательства для упрощения процедур таможенного оформления».
Так или иначе — это путь к реализации давней мечты таможенников: упростить процедуру общения на границе. Запустить ее можно только внеся в Таможенный кодекс норму о возможности предоставления таких документов в электронном виде. «Нам показали как она действует, теперь следует опустить ее на землю, — комментирует «Дню» ситуацию Терехин. — Внедрение программы рассчитано до сентября следующего года. Но эффект ожидаем от первых шагов ее запуска, когда бумажные носители информации будут переводиться в электронный вид». Испытывать электронный документооборот предлагается сначала с крупными плательщиками или транзитерами, а после этого перейти на остальных.
Действительно ли это нужно стране и как система действует, украинским коллегам рассказывали литовские таможенники Их компьютеризованную систему транзита Европейская Комиссия признала самой лучшей на европейском пространстве.
О схеме действия компьютеризованной системы «Дню» рассказал заместитель генерального директора таможни Литвы Алгис Цибулскас: «Процедура начинается с того, что представитель предпринимателя самостоятельно вносит данные в компьютер и посылает их на таможню. Если необходимо уточнить какие-то данные, таможня сообщает об этом предпринимателю. Если же предоставленных данных достаточно, то они автоматически проверяются, им присваивается номер и печатаются сопровождающие документы. С этими документами товар может выезжать. Таможня же, где началась процедура, посылает электронное сообщение тому таможенному учреждению, где будет заканчиваться движение товара. Если на пути движения товара будут находиться другие транзитные учреждения, их также информируют о запланированном транзите или прибытии товара». Это дает возможность таможенникам оперативно проанализировать информацию и решить, кого же следует проверять и сколько времени на это пойдет. «Если все проведено правильно, то данные обрабатываются за несколько минут, — говорит литовский таможенник. Поэтому, уже обычные для Украины километровые очереди на границе, для Литвы — явление необычное.
Благодаря этому, далее резюмирует литовский специалист, можно комбинировать проверки товаров, или даже администрировать налоги. Последний тезис поддерживает и Терехин, который сообщил: «Комитет будет внедрять правило электронного сопровождения не только для транзита, но и для грузов, которые двигаются в Украине в режиме импорта или реимпорта для того, чтобы постепенно распространить эту систему на другие фискальные платежи (НДС и акциз) и, чтобы соединить системы хотя бы четырех государственных ведомств: налоговой, таможни, казначейства и органов ГАИ».
«Цель таможенных реформ и наилучший их показатель — как быстро двигаются через границу товары. У нас большой товарный поезд проходит границу за 30 минут. Украинцы, как и во многих других странах, не могут в это поверить. Но это стало у нас реальностью», — говорит посол Литвы в Украине Алгирдас Кумжа. Это не сказка и не красивые мечты, к этому нужно постепенно, но постоянно двигаться.
Выпуск газеты №:
№110, (2008)Section
Экономика