Эмиссия — сладкий яд
От инфляции первыми пострадают пенсионерыОктябрьские президентские выборы стремительно надвигаются. Глядя на соседствующие с Украиной государства, видно, что даже в странах, более устойчивых в экономическом отношении, наилучшие форзацы фискальной политики в преддверии принятия важных политических решений превращаются в макулатуру. Прагматические представления в отношении дефицита бюджета отодвигаются в сторону. На лов избирательских голосов отправляются со щедрыми подарками к выборам. Горизонт экономической политики сильно сужается на короткий период времени, а необходимые в долгосрочной перспективе направления в списках приоритетов скатываются далеко назад.
Последнее освобождение сельского хозяйства от налогов, существующие до сих пор исключения в отношении налога на оборот и налоговые льготы для определенных предприятий являются серьЮзными признаками того, что и в Украине маятник качнулся в этом направлении. Продолжает разжигаться дискуссия о мероприятиях по сокращению неплатежей в государственном секторе, ведь служащие бюджетной сферы и пенсионеры являются огромной группой избирателей. Все это порождает опасения, согласно которым и с этой стороны установленные фискальные цели в ближайшие месяцы подвергнутся сильному давлению.
Чем бы могла восполнить дефицит финансирования Украина? Ввиду закрытых дверей на международные рынки капиталов, недоверия отечественных банков и вкладчиков к государственным долговым обязательствам, а также слабой в структурном отношении базы налогообложения путь ведет непосредственно к денежному прессу Национального банка. Уже сейчас Национальный банк Украины является почти единственным покупателем государственных ОВГЗ. Часто упоминаемый в публичных дискуссиях слишком низкий коэффициент монетаризации (отношение валового внутреннего продукта к объему всех денег в обращении. — Ред. ) — скрытый вызов к расширению денежной базы —усиливает давление на Национальный банк.
Эффект усиленной денежной эмиссии, которой спекулируют украинские участники в предвыборной борьбе, заключается в иллюзии наличия денег у населения Украины. Повышение доходов и заработных плат приравнивается к соответствующему увеличению реального дохода, результатом чего вполне может стать рост благосостояния каждого в отдельности. Тогда этот психологический эффект должен оказать положительное влияние на поведение во время выборов. Вся загвоздка в непродолжительности этого эффекта. Как только население осознает, что уровень цен не остался постоянным, моментально наступит отрезвление. Подобные эффекты занятости на основе иллюзии денег, усиленные устойчивостью цен и заработных плат, гаснут быстро. Остаются негативные последствия денежной эмиссии, ощутимые для населения еще и в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, у инфляции есть и другие негативные последствия.
Сильное повышение уровня цен влечет за собой отрицательное воздействие на инвестиции. Развитие инфляции, становясь трудно прогнозируемым, приводит к усложнению калькуляции будущих доходов. Рисковые надбавки процентных ставок сильно увеличиваются. Наряду с ослаблением и без того незначительной инвестиционной деятельности резидентов падают и прямые иностранные инвестиции. Поскольку в паре с сильно растущим темпом инфляции обменный курс тоже сильно девальвирует или даже выходит за пределы темпа роста цен внутри страны, планируемые инвестиции откладываются.
В связи с тем, что высокие темпы роста цен искажают ценовую структуру народного хозяйства, происходит нерациональное размещение ресурсов: чем менее относительные цены отражают недостаток отдельных товаров, тем более ухудшается предсказуемость экономического процесса. Вообще рост неуверенности ведет к сокращению долгосрочного планирования. Долгосрочные контракты в постоянно изменяющейся среде являются убыточными.
Немногие из сторонников инфляции отдают себе отчет, что если она кому-то и выгодна, то в первую очередь — государству. Поскольку и в Украине максимальные налоговые ставки ориентированы на номинальный доход, повышение цен привело бы к увеличению налоговой нагрузки на частный сектор. Инфляция ущемляет получателей фиксированных номинальных доходов в национальной валюте, в частности пенсионеров. Поскольку степень адаптации дохода от пенсий как нерыночный доход происходит с определенным лагом, при этом возникают значительные убытки от инфляции.
Напротив, предприятия быстрее реагируют на изменения экономической среды повышением цен на свои продукты, чем получатели дохода в виде заработной платы, поэтому они могут записать в свой актив прибыли от инфляции. Еще инфляция выгодна должникам номинальных ценностей. Ввиду значительной взаимной задолженности предприятий в украинской экономике в результате этого предпринимается серьезное нарушение экономической логики. Предприятия, которые вследствие неэффективности накопили наиболее высокую сумму долга, и предприятия с низкой платежной дисциплиной вознаграждаются за счет инфляционного обесценивания своих долгов.
Расчеты, произведенные Немецкой консультативной группой, показывают, что прикосновение к денежному прессу эмиссионного банка неуклонно взвинчивает темп инфляции. Даже при частичной «монетаризации» (эмиссионном финансировании. — Ред. ) неплатежей государственного сектора все же следовало бы рассчитывать на значительный рост цен за короткое время.
Эта новость для украинских политиков должна быть ясна: денежная эмиссия не является законным средством для раздачи подарков к выборам. Любое увеличение дефицита бюджета или усиление эмиссионной деятельности Национального банка накануне выборов не оказало бы услуги изначальной целевой группе — украинскому населению. Это также не является надежным инструментом для решения проблематики неплатежей, причину которых следует искать в структурных дисбалансах государственного бюджета. Напротив, высокие реально-экономические и социальные затраты, вызванные растущим неудачным размещением ресурсов, повышенными затратами на трансакции и нежелательными аспектами политики распределения, после выборов лягут на плечи населения тяжким бременем. Дальнейший регресс трансформационного процесса был бы запрограммирован.
Выпуск газеты №:
№122, (1999)Section
Экономика