Перейти к основному содержанию

Энергетический кластер по-французски

Создавать его помогает государственно-частное партнерство
13 марта, 12:43
ГДЕ-ТО ТАМ, РЯДОМ С ПОРТОМ ГОРОДА ГРАВЕЛИН, БУДЕТ ПОСТРОЕН LNG-ТЕРМИНАЛ МОЩНОСТЬЮ ПРИМЕРНО ТРИ млрд КУБОМЕТРОВ ГАЗА В ГОД

Бертран Ринго, мэр города Гравелин, где расположена одна из первых во Франции АЭС (6       ядерных блоков), рассказывает, что в первые годы работы станции здесь случались сбои. И, увы, топ-менеджеры предприятия первыми прибывали или прибегали на железнодорожную станцию, чтобы оказаться подальше от небезопасного объекта. После этого власти настояли на том, чтобы руководители атомного гиганта вместе с семьями жили исключительно в городе и здесь же учились их дети. «Это существенно повышает надежность работы АЭС, — убежденно говорит мэр и добавляет: — а также доверие горожан».

Гравелин, естественно, основан в далекие доатомные времена. Название города можно найти в престижном французском путеводителе Мишлен. В ХII веке граф Фландрии построил здесь крепостные стены. Теперь туристы объезжают их по наполненному водой рву на небольшом корабле. Есть и немало других достопримечательностей. Украинские журналисты поднимались на Набат — высоченную башню при церкви (5 этажей лифтом и 60 ступеней узкой винтовой лестницы). Отсюда хорошо виден местный морской порт, где размещаются сотни кораблей и яхт. Трудолюбивые французы создали его, немного изменив течение реки Ляо и углубив русло, чтобы по нему могли проходить большие корабли. Порт связал Гравелин со многими странами мира и способствовал его развитию.

Сегодня эту роль играет АЭС. Она ежегодно отчисляет в бюджет страны 100 миллионов евро и привлекает в город инвесторов, поскольку для них большое значение имеет цена электроэнергии. А тут, благодаря близости станции, она ниже. В Гравелине работают алюминиевый завод, где занято 600 человек, а также трубный завод компании «Европайп», которому контроль качества продукции стоит едва ли не больше, чем производство. Стабильность этим энергоемким предприятиям гарантирована тем, что тариф на электроэнергию до 2017 года для него останется без изменений.

Впрочем, цены в этом небольшом городе несколько выше, чем в Париже. Да и налоги еще при предыдущем очень уважаемом тут мэре были установлены довольно высокие, сказал «Дню» мэр. Однако именно это, по его словам, позволяет сегодня местным властям снижать (на 45%) налоги для многодетных семей. И все же перед каждыми выборами в городе проходят протестные «зеленые» акции, направленные против АЭС.

Как реагируют на это власти? В Гравелине сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, как и в других ядерных центрах Франции, была создана так называемая комиссия по местному информированию, которую возглавляет мэр Ринго. Ее задача — не только оповещать людей о возможных сбоях и вести разъяснительную работу среди населения, препятствуя паническим настроениям, возникающим на фоне политических событий. Главная функция комиссии, в составе которой половина депутатов муниципалитета, состоит в том, чтобы знать ситуацию на АЭС и не допускать малейших нарушений со стороны атомщиков. Одна из форм работы — их отчеты о мерах по укреплению ядерной безопасности. «Мы — передовая комиссия во Франции», — с гордостью говорит мэр журналистам и рассказывает о принадлежащих комиссии газете и сайте. Однако и не утаивает, что в прошлом году на станции было немало мелких сбоев.

«День» поинтересовался, как финансируется комиссия. Ринго рассказал, что все делается в порядке государственно-частного партнерства, но тут же уточнил, что от компании ЕDF, которой принадлежит АЭС, деньги не принимаются.

Но главная сегодняшняя фишка    Гравелина, вызвавшая обостренное внимание украинских журналистов, — это строительство тут LNG-терминала. Деньги на строительство также обеспечит государственно-частное партнерство. Мощность терминала, по словам мэра, составит три миллиарда кубометров газа в год, что примерно равно 20% всего газопотребления Франции.

Терминал будет строиться невдалеке от АЭС — эта зона для иностранцев закрыта. Но нам все-таки издали показали площадку будущего строительства и сообщили, что тут будут построены емкости, в каждой из которых легко поместится Эйфелева башня. А пока тут, на первый взгляд, ничего особенного — пологий, поросший кустарником пустынный берег. И, кажется, не самое лучшее место задавать нам вопрос на засыпку: откуда, по вашему мнению, сюда будет поступать тепло для регазификации? Признаться, приемлемого ответа не дал никто, в том числе и «День». Изобретательность французских инженеров впечатлила: от АЭС собираются проложить трубопровод, по которому будет поступать горячая вода, охлаждающая реактор...

Очень смелое и нестандартное техническое решение! Интересно, где будут брать тепло для регазификации на украинском LNG-терминале, для которого сейчас ищут место на турецкой территории? А если найдут, то снова будет тендер на создание технико-экономического обоснования?..

Между тем, украинским журналистам довелось побеседовать в Париже с представителями компании Technip, являющейся мировым лидером по управлению проектами, в инжиниринге и строительстве для энергетической промышленности. У нее больше 35 тысяч сотрудников во многих странах мира и больше 30 современных кораблей для выполнения подводных работ. Компания имеет опыт создания подобных объектов, ею сооружен терминал в Техасе (США). Она также принимала участие в переговорах о строительстве украинского LNG-терминала и готова взять на себя дноуглубительные работы, построить под ключ наземный комплекс для регазификации. Впрочем, руководители компании, подчеркивающие свою полную аполитичность, все же находятся в некотором замешательстве, поскольку до сих пор не знают, где, в какой стране будет находиться объект, о котором ведется так много разговоров и который должен будет работать на энергетическую независимость Украины.

«День» благодарен МИДу Франции и посольству этой страны в Украине за прекрасную организацию насыщенного полезной информацией визита, а также всем работникам государственных и муниципальных учреждений и компаний, нашедших время для общения с украинскими журналистами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать