Еще пять лет профанации в экономической политике...
и Украина из аграрного сверхгосударства станет импортером продовольствия
Какое состояние нашей экономики после всех выборов? Она не дает повода для оптимизма. Например, индекс промышленного производства в июне по сравнению с маем составил 98,7% — объем промпроизводства в июне текущего года снизился на 1,3% в сравнении с маем. Кстати, аналогичная ситуация наблюдается если также применить «базовый» метод — в июне этого года по отношению к июню 2018 года промпроизводсво сократилось на те же 1,3%. Наиболее тревожная ситуация в перерабатывающей промышленности (снижение до мая текущего года на 2,8%, до июня прошлого года на 4,8%) и производстве товаров инвестиционного назначения (снижение до мая текущего года на 4,1%, до июня прошлого года на 8,4%). В производстве строительной продукции в июне в сравнении с маем объемы производства упали на 7,3% (и это происходит в разгар сезона строительных работ!). Не исключено, что это опережающий индикатор, который свидетельствует о приближении замедления в строительной сфере.
Если сравнить промпроизводство за первое полугодие 2019 года с соответствующим периодом в прошлом году, то оно выросло только на 0,5%, что мизерно мало для экономики, которая должна расти на 5—7% в год (в соответствии с консенсусным мнением экспертов).
Не только в нашей экономике не все хорошо: экономика Китая (вторая по масштабу в мире) продолжает притормаживать — темпы ее роста во втором квартале 2019 года оказались рекордно низкими за последних 27 лет, составив 6,2% в годовом выражении (в первом квартале темп роста составлял 6,4%).
Есть схожесть с Украиной — деловая активность в КНР снижается в первую очередь в промышленности и строительстве. Конечно, весомый вклад в замедление экономического роста вносит торговая война между США и КНР. Президент США Дональд Трамп связал снижение темпов роста экономики Китая с действием американских пошлин, указав на то, что из-за них «компании хотят покинуть Китай, чтобы работать на рынках тех стран, на которые не распространяются тарифы». В настоящее время общий объем поставок двух стран, на которые распространяются повышенные тарифы, составляет 360 млрд. долл., из них 250 млрд. долл. приходятся на экспорт из Китая в США.
Кстати, рост ВВП Китая во втором квартале 2019 года на 6,2% — самый низкий с первого квартала 1992 года, с того времени, когда в КНР начали публиковать поквартальную статистику.
Пытаясь удержать темпы роста, власть КНР старается стимулировать экономику. Народный банк Китая с начала прошлого года шесть раз снижал норму обязательных резервов для банков ради поддержки увеличения кредитования. Анонсировано умеренное снижение процентных ставок для предприятий малого бизнеса. Другие мероприятия господдержки касались фискальной политики — объявлены налоговые послабления в объеме 291 млрд. долл., региональная власть получила квоту в 295 млрд. долл. на выпуск специального бонда, нацеленного на финансирование строительства инфраструктуры. В мероприятиях поддержки экономики, которая притормаживает, акцент сделан на общее фискальное смягчение — плановый дефицит бюджета КНР поднят с 2,6% до 2,8% ВВП. Вместе с протекционистскими процедурами в Китае применяют и мероприятия либерализации — расширения доступа инвесторов за счет сокращения списка отраслей, где действуют ограничения, упрощение процедур лицензирования.
А какие из мероприятий стимулирования экономики, которые применяются в Китае, берет на вооружение Украина? На сегодня — никаких. Отечественный производитель промышленной продукции не в почете на внутреннем рынке. Посмотрим на структуру нашего розничного товарооборота за 2018 год: рынок продовольственных товаров наполняется отечественной продукцией на 81,4%, рынок непродовольственных товаров на 31,7%. Подробнее посмотрим на рынок непродовольственных товаров. Во многих его сегментах ситуация гнетущая. Часть отечественной телекоммуникационной продукции составляет 0,1% рынка, аудио— и видеооборудования — 0,4%, компьютерной техники — 1,9%, мотоциклов — 2,2%, и оптического фотооборудования — 3,2%, автомобилей — 3,6%, обуви — 4,2%, часов и ювелирных изделий — 4,8%. Я перечислил в основном товары с высокой частью добавленной стоимости. Как видим, практически полностью Украина их импортирует.
Но в эпоху экономического протекционизма, даже, скорее, уже экономического национализма, нам нужно вести тяжелую ежедневную работу относительно заполнения этих и множества других ниш внутри страны. Не продолжать же нам жить с таким позорным результатом, когда 75-95% внутреннего рынка промышленных товаров покрывается импортом?! Кстати, здесь есть и вопрос к Правлению НБУ — очень серьезное укрепление гривни поощряет импорт, а высокие ставки по кредитам (одним из факторов, что на них влияет, является учетная ставка) дестимулирует украинского производителя.
Назову факты, от которых мороз идет по коже даже в середине лета. За 2016-2018 годы ГП «Антонов» не изготовило и не поставило заказчикам ни одного серийного самолета. В 2018 году АвтоЗАЗ произвел один (!) легковой автомобиль. В 2019 году Крюковский вагоностроительный завод произвел 8 пассажирских вагонов, за январь-апрель 2019 года — 5 таких вагонов.
Сложился колоссальный структурный перекос, когда в одной из наибольших стран Европы стало выгодным производить только сырье и агропродукцию, а выпуск обычных промышленных товаров, не говоря уже о технологической продукции, становится дороже, а сама продукция качественно хуже, чем за рубежом. Товарные потоки между Украиной и внешним миром построены по нехитрой схеме: за границу — сырье и полуфабрикаты, к нам — машины, оборудование, ширпотреб.
Не нужно изобретать велосипед — все мероприятия по стимулированию быстрого и качественного роста давно известны в международной практике. Часть из них описана выше — на примере Китая. При этом государство, которое стремится обеспечить высокие темпы экономического роста, формирует для этого стратегию экономики, определяет контрольные точки, методы их достижения, инструменты реализации этих методов. А также сроки реализации мероприятий и необходимые для этого ресурсы. Поэтому, для Украины критично важно, чтобы наряду с текущей операционной структурой (Кабмин) была создана администрация (Совет) по вопросам развития, с особенными полномочиями, подчиненная Президенту. Так, как это делалось в странах «экономического чуда». Она должна быть ставкой Верховного главнокомандующего в экономике.
Что будет, если ничего этого не делать? Приведу убедительный пример: Украина в январе — июне импортировала 7 тыс. тонн огурцов и 55 тыс. тонн томатов, что, соответственно, на 38% и 15% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Такой объем импорта огурцов и томатов стал рекордным за последнее десятилетие! В комментарии Украинской плодоовощной ассоциации сказано, что нашим производителям все тяжелее конкурировать на внутреннем рынке с турецкими овощами. Вот такие дела...
Если пустить все на самотек, то придется не только забыть о производстве самолетов или пассажирских вагонов, наша страна превратится в импортера продовольствия. Тогда и сомнительный статус «аграрного сверхгосударства», которым справедливо возмущаются украинские промышленники и экономические эксперты, станет недосягаемой мечтой.
Выпуск газеты №:
№135, (2019)Section
Экономика