Если не выиграть, то изменить правила игры
Эксперты предлагают украинской экономике достаточно перспективную альтернативу российскому рынку — Африку
Торговая война с Россией достигает своего пика. Восточный «партнер» активно пытается разорвать все связи с отечественной экономикой, налагая едва не ежедневно под абсурдными поводами табу на украинскую продукцию. Последнее — запрещение Россельхознадзором на ввоз говядины украинского производителя. Результатом такой политики стало то, что за последний год мы ввезли на 23,3% меньше товаров на территорию РФ. И это еще не все. Именно поэтому главным для украинского бизнеса сегодня должен быть вопрос диверсификации рынков сбыта. А вариантов — множество.
Кроме ЕС и России, Украина поставляет свою продукцию в Азию, Америку и Австралию. Но сегодня эксперты выделяют еще одну большую, малоосвоенную и достаточно перспективную для нас нишу — африканский рынок. «Страны этой зоны демонстрируют достаточно высокие темпы экономического развития. Конечно, мы понимаем, что это развитие — почти с нуля. Но Африка теперь работает над тем, чтобы стать экономическим лидером мира. Впервые, после окончания гражданских войн, началось восстановление экономики. И мы видим, что достаточно успешно», — отмечает директор департамента Ближнего Востока и Африки Министерства иностранных дел Украины Андрей Заец.
Еще одним аргументом «за» африканский рынок является недавно проведенный по инициативе Барака Обамы первый в истории саммит «США — главы государств и правительств Африканского континента». В саммите приняли участие 50 делегаций и представители более 100 американских и африканских компаний и корпораций. Однако не только в США обратили внимание на этот рынок. Для примера, Китай уже давно проводит в отдельных странах континента экономическую экспансию.
СУБСАХАРСКАЯ АФРИКА — ПРИОРИТЕТ
Эксперты рекомендуют украинскому бизнесу обратить значительное внимание на страны Субсахарской Африки (расположенные к югу от пустыни Сахара), которая сегодня не уступает в развитии крупнейшим экономикам мира.
По данным Национального института политических исследований, за последние пять лет импорт стран этого региона вырос на $125 миллиардов (до $345 миллиардов). Крупнейшими импортерами в 2013 году в этом регионе стали ЮАР ($103,5 миллиарда), Нигерия ($47,8 миллиарда), Ангола ($22,1 миллиарда) и Кения ($16,2 миллиарда).
Однако доля украинских экспортеров остается довольно малой. С начала года мы ввезли в страны Субсахарской Африки товаров на $477,5 миллиона. Это около 2% от общего экспорта Украины. Следовательно, в Нигерию и Сенегал больше всего было экспортировано черных металлов, в ЮАР — зерновых, а на рынки восточных стран региона — удобрений.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, ИНФРАСТРУКТУРА И ПРОДОЛЬСТВИЕ
Впрочем, в Африке есть немало Украинских проектов — и достаточно успешных. «Одна украинская компания в Конго построила линию электропередач. Ее длина — приблизительно 100 километров. Теперь начинают строительство новой. Наши люди, которые там работают, очень довольны, им хорошо платят», — рассказывает ответственный секретарь Африканского клуба Руслан Гарбар.
И это не единственный пример, отмечает он. «Еще один из наших известных бизнесменов построил в Конго завод по изготовлению изделий из меди — пластины, провода, — то, что в связи с развитием энергетики очень нужно в Африке», — добавляет Гарбар. Эксперт отмечает, что энергетическая отрасль — одна из самых приоритетных для развития украинского бизнеса в Африке. «Даже сам президент Нигерии Джонатан Гудлак сказал, что если бы у них не было проблемы с энергетикой, то они могли бы гарантировать рост ВВП на 3—4% в год», — говорит ответственный секретарь Африканского клуба.
Среди других, не менее перспективных, — продовольственная отрасль. «Мы можем поставлять в Африку кукурузу и пшеницу, сухое молоко и другую молочную продукцию», — говорит главный специалист отдела двустороннего сотрудничества и международных договоров Департамента международного сотрудничества и инвестиционной деятельности Министерства инфраструктуры Украины Мария Гончаренко. По ее словам, остаются также перспективы для снабжения мяса птицы. «На сегодняшний день мы полностью удовлетворяем внутренний рынок и поэтому можем экспортировать эту продукцию, в частности, и в Африку», — отмечает она.
Однако, отмечает Руслан Гарбар, в этой сфере возникает проблема со снабжением. «Африканцы отличаются тем, что перед тем, как это купить, они должны это подержать в руках. Иначе они не купят. Поэтому нужно, чтобы товар был там», — говорит он. По его мнению, Украина может поставлять больше продовольствия, но если отечественный бизнес не будет бояться и откроет склады в Африке, из которых тамошние оптовики будут скупать продукцию.
Третья перспективная отрасль — инфраструктурная. «В Африке очень быстро развиваются города. И им нужен водопровод, канализация, газопровод. Наши трубы длиной — 30-40 метров, их нужно сваривать — это дополнительные расходы и заботы. А наш институт Патона разработал единственную в мире технологию. Благодаря ей можно изготовлять трубы на месте длиной до 1 км, причем от 20 см до 1 м диаметром (переоборудование занимает всего 1 сутки) на базе отходов нефтеперерабатывающих заводов. Или, если нет завода — на рынке есть много дешевого сырья. Самое главное, что эта установка — передвижная. Это очень удобно», — объясняет Гарбар.
Что же касается географии инвестиций, то, по мнению ответственного секретаря Африканского клуба, она не должна быть достаточно большой. «Нельзя стремиться охватить весь рынок сразу. Лучше выбрать 5-6 стран и там активно работать», — говорит он. Среди таких стран эксперт называет Мозамбик. «Очень много говорят об Анголе — да, это перспективный регион. Но там уже работают китайцы. Наш бизнес может попробовать там работать, но тогда высоких результатов ожидать не стоит. А в Мозамбике, вдоль его побережья — очень много залежей газа и нефти. Пока еще там немного итальянцев, они там все исследуют. И Украине тоже стоит обратить внимание на этот еще неосвоенный регион», — объясняет он.
По прогнозам эксперта, освоить эти страны мы можем примерно за год. «Для начала, мы могли бы сделать несколько факторий. И опереться на наших людей, которые там есть. Завозить туда товар и продавать. В таком случае уже через год мы сможем удвоить экспорт в Африку», — говорит Гарбар.
РЕЖИМ МАКСИМАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА ЭКСПОРТЕРАМ
Но для этого, объясняют эксперты, нужно немало работать. «Должна быть система для экспортера. Она должна складываться, в первую очередь, из экспортно-кредитного агентства. Без денег в Африке нечего делать», — говорит директор департамента торгово-экономического сотрудничества Министертства экономического развития и торговли Украины Руслан ОСИПЕНКО. По его словам, важна также и поддержка региональных экспортеров. «Бизнес в Ровно или Виннице почти ничего не знает об Африке. Нужно, чтобы он мог прийти в центр, где ему расскажут о проекте, предоставят кредитование и поддержат на начальном уровне», — добавляет он.
Также препятствием, по словам Осипенко, является отсутствие информационной поддержки экспортеров. «У нас есть целое государственное агентство, которое подчиняется Министерству экономического развития и торговли. Но оно не работает. Круг — «брать информацию извне, давать экспортерам и передавать информацию от экспортеров во вне» — разорван. Необходимо его восстановить», — объясняет Руслан Осипенко.
Подобной мысли придерживается и Руслан Гарбар. «Нужен такой центр, в котором бы координировалась вся информация по проектам, которые можно реализовывать в Африке. Чтобы предлагать эти проекты тем, кто может их реализовать. Конечно, проблема в деньгах. У государства их нет. А у больших компаний — есть. И нужно их заинтересовывать», — говорит он.
Для решения этих проблем, убежден директор департамента торгово-экономического сотрудничества Министерства экономического развития и торговли Украины, нужно, во-первых, создать политическую систему. «Президент или кто-то из министерства должен определить три-четыре страны, которые являются стратегически важными для Украины, — и посетить их. Чтобы показать этим странам, что мы в них заинтересованы», — говорит он. Во-вторых, надо создать межправительственную комиссию, которая будет заниматься координацией экспортно-импортных отношений на правительственном уровне. «Сегодня на 54 страны, с которыми сотрудничает Украина, у нас лишь 8 межправительственных комиссий», — добавляет Осипенко.
В-третьих, необходимо организовать единый центр выставочной деятельности. «Часто национальные выставки у нас проходят на довольно низком уровне. Туда приезжают неизвестные предприятия или те, кто сам смог приехать. Нет критериев отбора, по которым можно попасть на эту выставку. А это — важный аспект популяризации наших производителей за рубежом», — объясняет эксперт Минэкономразвития.
В-четвертых, организовать систему образования. «Кадровая составляющая — одна из самых главных. Если мы не работаем с кадрами — с товаром мы далеко не доедем. Поэтому нужно этим заняться на государственном уровне и постоянно работать. В каких формах — зависит от государства», — говорит директор Департамента торгово-экономического сотрудничества Министерства экономического развития и торговли Украины.
Выпуск газеты №:
№153, (2014)Section
Экономика