Перейти к основному содержанию

Есть ли возможность сдержать рост безработицы

Мировой рынок труда переживает тяжелейший кризис после Второй мировой войны
14 апреля, 18:44
ФОТО РЕЙТЕР

На прошлой неделе Международная организация труда (МОТ) опубликовала доклад, в котором указано, что из-за пандемии коронавируса мировой рынок труда переживает тяжелейший кризис после Второй мировой войны. Действительно, полные или частичные (пусть и временные) остановки работы предприятий, осуществленные из-за карантинных мер, коснулись 2,7 млрд. человек, что составляет 80%  всей рабочей силы планеты Земля.

Специалисты МОТ предполагают, что при сохранении текущих тенденций во втором квартале будет сокращено 6,7% от общего числа рабочих часов во всем мире. Если пересчитать на количество работников с полной занятостью, это эквивалентно сокращению 195 млн человек!

Ситуация с безработицей в США и прогнозы ее развития настораживают. За последнюю отчетную неделю за пособием по безработице обратилось 6,6 млн человек, с середины марта — 17 млн человек. По состоянию на конец марта уровень безработицы в США составил 4,4%. Эксперты Bank of America прогнозируют, что к концу квартала будет сокращено 16-20 млн рабочих мест, а уровень безработицы в июне составит 15,6%.

С отраслевой точки зрения, как считают в МОТ, наименьшее сокращение грозит работникам здравоохранения, коммунальных услуг, образования, безопасности и сельского хозяйства. Все логично — во время пандемии и карантинных мероприятий эти сферы деятельности выходят на первый план.

Средняя степень риска увольнений в финансовых и страховых услугах, а также в строительстве. В группе, где риск масштабных сокращений работников самый высокий, находятся сфера развлечений (при нынешней ситуации с вирусом действительно не до развлечений), гостиничный и туристический бизнес, операции с недвижимостью (в периоды кризиса чаще всего цены и объемы операций с недвижимостью ощутимо падают), ремонтные услуги. А также промышленное производство и торговля. Тоже понятно. В условиях одновременного падения предложения и спроса, разрушения транспортно-логистических цепочек промышленное производство существенно снижается. Вместе с ним сокращается и та часть торговли, которая не ориентируется на продажу сельхозпродукции. И в продуктовом ритейле все не так благополучно, как многим кажется, — пусть большинство людей и сделали закупки в объемах, значительно превышающих обычные, но и количество походов в магазины резко сократилось, так что в среднем измерении продажи не так уж и выросли.

В Украине вопрос с занятостью населения в свете международного экономического кризиса и карантинных мер стоит также остро, как и во всем остальном мире. У нас показатели безработицы рассчитывают с меньшей периодичностью, чем в США или ЕС. По состоянию на начало года в Украине было более 338 тыс. официальных безработных, что составляло 8,7% трудоспособного населения (согласно международно признанным правилам к нему относится население в возрасте от 15 до 70 лет). Слышу возражения — в эту категорию не попадает множество тех, кто не желает регистрироваться как безработные. Однако таковы данные Госстата, предлагаю руководствоваться ими — других официальных данных нет.

В Европе только две страны, где официальный уровень безработицы выше, чем у нас, — Италия (9,1%) и Испания (13,9%).

Министр экономики И.Петрашко недавно заявил, что ожидает роста безработицы в Украине в 2020 году до уровня 9,4%. Хотелось бы верить в этто оптимистичный прогноз, но не очень получается.

Возьмем малый и средний бизнес (МСБ). По данным Торгово-промышленной палаты на 650 тыс. предприятий МСБ было занято 4 млн человек. После начала карантина подавляющее большинство предприятий МСБ были вынуждены приостановить работу. Будем реалистами — не все они возобновят работу после окончания карантина (которое пока не известно, когда наступит), а те, которые восстановят, вряд ли сохранят докарантинный уровень занятости. Вероятно, часть сотрудников будет работать неформально. С одной стороны, это рост теневой экономики, с другой стороны, хорошо, что люди будут иметь средства к существованию.

Работодатели трезво оценивают ситуацию на рынке труда — за первые три недели карантина количество новых вакансий в Украине упало на 44%. Во время продолжающегося карантина ситуация вряд ли улучшится.

Намерения правительства амбициозные. В предварительном варианте плана вывода Украины из состояния карантина значится создание 500 тыс. рабочих мест и кредитная поддержка МСБ. Вопрос в том, как создать полмиллиона рабочих мест и что станет источником для кредитования МСБ? На государственный бюджет больших ставок предлагаю не делать. За счет госказны придется решать еще более насущные проблемы — здравоохранение, армия, зарплаты бюджетников. Средства, которые планировалось выделить на кредитование МСБ в рамках бюджетных программ, были сокращены в пересмотренном проекте госбюджета, но внесены в Фонд борьбы с COVID-19. Проще говоря, перенесены в ранее запланированном объеме, без увеличения. Учитывая то, что объем этих средств предусматривался еще осенью 2019 года, когда мы и в страшном сне не могли представить последствия коронавируса для экономики, это недостаточная поддержка МСБ.

Меры для сглаживания негативных эффектов от снижения уровня занятости предлагают в МОТ?

Во-первых, временное снижение налогов, расширение социальных пакетов. Насколько мы можем себе это позволить? Уже есть временное приостановление уплаты земельного налога и ЕСВ. Дальнейший потенциал налогового послабления представляется небольшим, иначе дефицит госбюджета может пойти в плоскость двузначных чисел.

Во-вторых, МОТ предлагает государствам стимулировать более активный переход работников на удаленную работу с сохранением занятости, предоставлять более широкий доступ к услугам здравоохранения, внедрять и активизировать системы платных отпусков. В Украине, насколько я могу судить, почти все, кто мог перейти на удаленную работу, это уже сделали. Состояние медицины и уровень ее финансирования в Украине такие, что остается надеяться хотя бы на купирование и преодоление проблем с коронавирусом. О расширении доступа к медицинским услугам пока говорить не приходится.

В-третьих, в МОТ считают, что необходимо стимулировать работу экономики, в том числе монетарными мерами и адресной поддержкой наиболее чувствительных отраслей. Считаю, что обсуждение вопроса стимулирования экономики монетарными мерами, приведет к бурной реакции апологетов инфляционного таргетирования. Понимаю тонкость вопроса, предвижу их доводы. Но давайте, наконец, осознаем всю опасность сложившейся ситуации. Что важнее — приблизить уровень инфляции к цели, да еще и с опережением графика, или сохранить экономику и минимизировать сокращение рабочих мест? Лично мне представляется второе более важным. Допускаю, что мою точку зрения не разделяют горячие сторонники инфляционного таргетирования, которое они готовы проводить до последней капли крови (не своей крови, конечно). Но пока сопутствующим эффектом досрочного достижения инфляционной цели стало падение промпроизводства в течение девяти месяцев подряд (июнь 2019 — февраль 2020 года, есть опасения сохранения этой тенденции и в марте), дефляция цен производителей в размере 7,4% за прошлый год (для промышленности дефляция более страшный враг, чем инфляция).

Будут ли важными достигнутые цели по инфляции, если предприятия остановятся, а люди останутся без доходов. Может быть, это идеальная ситуация для тех, кто считает борьбу с инфляцией универсальным методом, который нужно применять в Украине в любой ситуации, даже если весь мир не стесняясь применяет меры монетарного стимулирования? Ведь если у населения не будет денег, то и потребительские цены расти не будут. Но как в такой ситуации будут жить простые люди, которым нет дела до режимов денежно-кредитной политики, которым нужно кормить себя и семью?


Итальянский шеф-повар Лаура Каррера, 37 лет, Безработная. Из-за карантина её планы по открытию вьетнамского ресторана в Риме пришлось отложить. Фото Рейтер.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать