«Эта реформа ставит на путь перемен»
Как на местах отреагировали на правительственный законопроект о децентрализации бюджетных средств8 августа в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (относительно бюджетной децентрализации). Кабинет Министров Украины обратился в парламент с просьбой рассмотреть законопроект, зарегистрированный под номером 4435, уже на этой неделе во время пленарных заседаний.
Основные направления изменений в бюджетное законодательство предусматривают, как уже писал «День» в материале «Магдебург-2» от 8 августа 2014 года, определение новой модели финансового обеспечения местных бюджетов и межбюджетных отношений.
Принятие проекта закона, уверяют в правительстве, позволит реализовать политику децентрализации полномочий и финансов, а также укрепить материальную и финансовую основы местного самоуправления и предоставить местным бюджетам бюджетную автономию и финансовую самостоятельность. Ведь он предлагает упростить процедуру предоставления местных гарантий и осуществления заимствований от международных финансовых организаций, усилить ответственность отраслевых министерств за реализацию государственной политики в соответствующей отрасли и эффективность использования бюджетных средств, усовершенствовать казначейское обслуживание бюджетных средств и предоставить возможность местным бюджетам перехода на банковскую форму обслуживания средств бюджета развития местных бюджетов и собственных поступлений бюджетных учреждений.
«День» обратился за комментариями к тем, кого непосредственно коснется правительственная реформа. Как там восприняли этот законопроект и какого голосования ждут от парламента, — ниже в комментариях.
«НУЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВО МНОГИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ»
Василий ОНУТЧАК, мэр города Яремча Ивано-Франковской области:
— К таким изменениям отношусь весьма положительно. Но правительственные реформы в отношении децентрализации средств требуют внесения изменений в Конституцию, налоговое законодательство и другие нормативные акты. Если изменения будут внесены, то это позволит территориальным громадам решать безотлагательные вопросы развития региона, например установление очистных сооружений, приведение в соответствующее состояние школ, больниц, размещенных на территории города. Поэтому такая реформа позволит стать на путь перемен и обеспечит развитие регионов страны.
«ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ПЕРВЫЙ ШАГ»
Андрей САДОВЫЙ, мэр города Львова:
— За последние пять месяцев, к величайшему сожалению, государство никаких шагов по содействию местному самоуправлению не предприняло. И законопроект, который должен голосоваться в Верховной Раде, собственно, изменения в части местного самоуправления — это первая хорошая ласточка. Только нужно посмотреть, что в конечном варианте будет проголосовано. На день нынешний из всех городов львиная доля средств стекается в государственный бюджет. И города — обескровлены. Но если эти изменения будут проголосованы, это будет большой плюс. Хотя, конечно, это не то, что нужно в идеале. Но пусть будет, по крайней мере, этот первый шаг. В конце концов, я поднимаю вопрос о необходимости децентрализации средств с тех пор, как работаю на должности мэра города (восемь лет. — Ред.). И это важный вопрос интересует не только меня — руководителей других городов. Но в нашей стране до последнего времени ситуация, повторяю, к сожалению, такова, что о городах вспоминают лишь тогда, когда случается беда. А когда ситуация стабилизируется, о городах снова забывают. Хотелось бы, чтобы государство свой курс четко направило в сторону людей, а не политических партий.
«СЛЕДУЕТ СОКРАТИТЬ ЧИНОВНИЧЕСКИЙ АППАРАТ»
Петр ВЫХОПЕНЬ, мэр города Жовква Львовской области:
— Я обеими руками «за» такую правительственную реформу. Жовква не имеет в подчинении сельских населенных пунктов, земли для развития, не может предложить землю инвесторам. Поэтому город заинтересован в децентрализации финансовых ресурсов. Это позволит оставлять большую часть средств на местах и распоряжаться ими в соответствии с потребностями каждого населенного пункта. На мой взгляд, однозначно реформу следует проводить. Хотя, следует отметить, что в Жовковском районе есть 45 районных, поселковых и сельских рад. Раньше эта цифра составляла 22 единицы. Поэтому возникает вопрос целесообразности содержания такого масштабного аппарата чиновников.
«БУДЕТ РЕАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА СНИЗУ»
Владимир МИКОЛАЕНКО, мэр Херсона:
— Восприняли однозначно положительно. О децентрализации полномочий говорилось уже неоднократно. Вместе с полномочиями росла бы ответственность местной власти, но эта ответственность просто довлела бы над институтами, потому что не была бы подкреплена важнейшим ресурсом — деньгами. То есть полномочия без денег — это манипулятивный шаг. Будто бы у местной власти и есть символические права все решать, но фактически решать она ничего бы не могла. В настоящий момент ситуация выравнивается, и мы это воспринимаем крайне положительно. Тем не менее, следует понимать, что нынешние реформы — это лишь начало комплексных мероприятий, и мы надеемся, что правительство не потеряет этот фарватер, не потеряет нынешние идеалы и наконец сделает украинскую власть более гармонической и гибкой, а значит, — децентрализованной.
Речь идет о децентрализации управления вообще. Финансы в данном случае — необходимое условие и инструмент. Бюджет сегодня фактически формируется сверху — вниз. Это такая пирамида: сначала бюджет государства, потом области, потом города. И когда мы получаем наш бюджет сверху, то здесь уже смотрим — что мы можем обеспечить, а не что нам на самом деле нужно. Изменения, которые предлагает правительственный законопроект, предусматривают как раз реальное формирование бюджета снизу, когда громады, видя свои реальные доходы, будут формировать расходную часть, а у государства просить деньги на те статьи, которые предусматривают выполнение государственных программ.
Оксана ГУЙДА, депутат-мажоритарщик городского совета Кременчуга:
— Есть два абзаца, на которые я бы хотела обратить внимание. Первый — изменение ударных слов в цепочке «фискальная база»-»доходы местных бюджетов» само по себе ни доходов, ни фискальной базы не прибавят. Второй — ремарочка в пояснительной записке к законопроекту, относительно нецелесообразности рассмотрения коррупционной составляющей в нем, в виду ее отсутствия, само по себе проблему не искореняет. Но мы прекрасно понимаем, что маленькая местная коррупция, состоящая в распиле местных бюджетов, превращается в глобальную проблему для страны в целом.
Что из этого следует? А то, что рассмотрев в концепции вопрос наполнения доходной части местных бюджетов, вопрос о целевой составляющей к прозрачности процедур расходной части так и не был полноцельно включен в рассматриваемую концепцию. То есть, что я хочу сказать, — децентрализация доходов напрямую увязана на априори безответственность этих доходов расходования. И это во время, когда субъекты гражданского общества еще не сформированы, но именно им отводится огромная роль в контроллинге этих процессов. Ключ состоит в том, что большинство граждан видят сильную руку центральных органов власти, которые бы повелительно указывали на неотвратимость наказания местных дельцов. Особенно это касается представителей общин крупных индустриальных центров. Ну, такая у них ментальность.
Если мы изначально упускаем, в угоду тенденциям времени и глобальной политической национальной конъюнктуре, подобные моменты в концепции, то мы должны давать себе отчет, что есть высокая степень рисков продолжения существующей практики перехода от диктатуры властного олигархата к созданию местносамоврядувальных феодальных каганатов. Поскольку на местах есть тенденция «у власти ребята, которые пришли под эгидой служения обществу, по сути, конвертировали власть в бабло, превращая субъекты местного самоуправления в очередные филиалы своего семейного бизнеса». И это уже будет не цепочка финансовой децентрализации на этапе финансовой деэволюции, а эрой партикуляризма, читай — экономического сепаратизма.
Выпуск газеты №:
№147, (2014)Section
Экономика