Еврогармонизация: движение на тормозах
Разговоров намного больше, чем действий, считают эксперты![](/sites/default/files/main/articles/14092016/rkan8564.jpg)
Лето прошло почти без реформ. К такому выводу пришли общественные активисты, проанализировав, насколько за последние три месяца в Украине продвинулись реформы в сфере энергетики, которые, согласно договору об ассоциации, гармонизируют отечественные и европейские законы, приближают Украину к законодательству Евросоюза, а граждан — к уровню жизни наших соседей на Западе.
«Еще год назад мы гордились теми достижениями, которые были в газовом секторе, — говорит руководитель проектов и программ аналитического центра DiXi Group Роман НИМЦОВИЧ, — был принят довольно прогрессивный закон о рынке газа, готовилось вторичное законодательство и все надеялись, что наконец у нас начнет работать конкурентный и эффективный газовый рынок. Но прошел год, и мы видим, что темпы преобразований не выдерживаются, а то виденье, которое было заложено в данном законе, почти не работает. Эксперт констатирует, что парламент, который будто бы пол-лета работал, не смог рассмотреть последний из пакета законопроектов, который должен был бы гармонизировать положение закона о рынке газа с европейским законодательством».
«С началом сессионных заседаний Верховной Рады ожидаем прекращение «затишья» и ускорения темпа преобразований, — добавил Нимцович. — В частности, это касается принятия базовых законов в сфере электроэнергетики, защиты окружающей среды, энергоэффективности, дерегуляции и улучшения бизнес-климата».
«72-я директива в сфере электроэнергетики говорит нам о том, что Украина должна была принять, и срок уже давно прошел, закон о регуляторе и о рынке электроэнергии, — отмечает председатель компании «Трансэнергоконсалтинг» Светлана ГОЛИКОВА. — Конечно, закон о регуляторе рынка электроэнергии находится больше в политической плоскости, чем в организационно-правовой. И именно в этой плоскости идет политическая борьба между определенными силами, которые по-разному видят не содержательное наполнение работы соответствующей национальной комиссии, а именно организационную составляющую ее деятельности. Теперь последующая судьба НКРЭКУ будет зависеть от политических договоренностей и голосования этой осенью».
Эксперт отмечает существующие проблемы в надежности украинской энергосистемы и обращает внимание на то, что 22 августа объединенная энергетическая система Беларуси, России, Украины, Молдовы и прибалтийских стран 40 минут работала на предельно низкой частоте и в ручном режиме из-за того, что где-то не сработала автоматика. Ситуацию удалось уладить лишь благодаря высокому профессионализму диспетчеров в условиях, когда произошла авария в России и не работали резервные мощности. «Это — один из аргументов того, что украинская энергосистема должна все же работать в едином комплексе с европейской», — указывает Голикова и добавляет, что никто еще не сосчитал экономическую цену такого инцидента: кто кому должен и кто кому за это платит.
Председатель правления РАЦ «Общество и окружающая среда» Наталья АНДРУСЕВИЧ отмечает, что реформы находятся преимущественно на этапе планирования и разработки нормативных актов, а основными достижениями остаются разработанные и принятые планы имплементации для каждой директивы или регламента Евросоюза. Кроме того, по ее мнению, позитивным является то, что Верховная Рада в первом чтении приняла три евроинтеграционных законопроекта, а главное — ратифицировала Парижское соглашение по охране окружающей среды.
Проблемным она считает затягиваемый процесс обновления государственной экологической политики: «В соответствующей стратегии нет (кроме одного) целевых показателей. В соглашении об ассоциации закреплено, что экологической стратегией должны учитываться принципы европейского права, а пока это не учтено». Эксперт также отмечает, что по соглашению об ассоциации Украина еще до 1 января 2013 года должна была бы реализовать принципы оценки влияния энергетических объектов на окружающую среду. Однако документ и до сих пор их не содержит.
«Украина приняла на себя много обязательств не только перед Европейским Союзом, — отмечает эксперт гражданской сети «Опора» Татьяна БОЙКО, — во многих документах предусмотрено, что вместе с повышением тарифов — установлением рыночных цен на энергоносители правительство будет поддерживать энергосбережение, будет налаживать систему социальной защиты». Анализируя идеологию правительства в этих вопросах, эксперт указывает, что в сфере энергоэффективности Украина обязывалась обеспечить полный коммерческий учет коммунальных услуг, установить стандарты энергоэффективности зданий, внедрить финансовые механизмы поддержки семей, которые принимают меры для снижения энергоемкости своих жилищ, а также разработать социальную политику, которая будет защищать самых бедных людей.
«Но разговоров было намного больше, чем действий. Мы видим популизм, когда обещания существенно превосходят дела парламента или правительства, — констатирует Бойко, — желаемое очень часто выдается за действительное. Сейчас есть два законопроекта: правительственный об энергоэффективности зданий и депутатский о коммерческом учете. Это — победа, если бы еще не была бы такой изменой — на моей памяти эти законопроекты уже трижды побывали в парламенте. Этот процесс длится уже лет пять. Будем надеяться, что в этот раз их таки одобрят на этой сессии».
Возвращаясь к финансовым инструментам, которые должны были бы поддерживать такую необходимую государству инициативу граждан по повышению энергоэффективности зданий, функционер «Опоры» отмечает: «Сегодня существует единая государственная программа — программа «теплых» кредитов. Но на нее было выделено на этот год почти 900 миллионов гривен. А спрос со стороны физических лиц превзошел государственное предложение, и денег не хватило. Поэтому в июле этого года вице-премьер заверил, что дополнительно выделяется 100 миллионов гривен. Но сегодня уже сентябрь, и соответствующее постановление правительства до сих пор не опубликовано. И названная программа практически заблокирована. Да и ни одного нового постановления о 100 миллионах никто в глаза не видел». «Дело в том, что его и не собирались писать, потому что предварительно следовало бы внести изменения в госбюджет.
В действительности же предусматривалось забрать средства из программ поддержки ОСМД и установления энергоэффективных котлов», — объясняет Бойко и переходит к другому разрекламированному властью, но не реализованному механизму — Фонду энергоэффективности. «Кроме провозглашенной концепции фонда, дальше дело не пошло, — не без горечи говорит эксперт, — ни одного предписывающего документа и даже публичной информации до сих пор нет». «Правительство уделяют намного больше усилий и средств вопросам социальной защиты, чем вопросам энергоэффективности, — считает эксперт. — Выходит так, что люди, которые получают субсидии, не заинтересованы в энергосберегающих мерах. И опять придется говорить о заявлениях. Вице-премьеры Розенко и Зубко не раз обещали монетизировать часть остатков субсидий. Но в августе было принято постановление, которым окончательно забираются все средства, которые людям удалось сэкономить».
А вот что рассказала об этой ситуации читательница «Дня» Антонина ДЖУЛАЙ: «У меня субсидия и я пытаюсь использовать меньше всего воды. В том месяце я потратила полкуба. Тариф был 40 гривен. Я заплатила 20 гривен, то есть полную стоимость, а государство дало как субсидию также, допустим, 30 гривен. Когда вода еще подорожала, я заплатила за полкуба 30 гривен, а государство перечислит 97,7 гривни. Но я почти полную стоимость оплатила. Я звонила по телефону в отдел субсидий, и мне отвечают: ничего не можем сделать — все ровно будем субсидию перечислять тому, кто предоставляет вам услугу, можете обращаться в Кабмин. Так что мне делать: просто сливать воду или писать данные не по счетчику, а наперед?»
P. S. Премьер-министр Владимир Гройсман все же подчеркивает, что сэкономленная сумма жилищной субсидии должна перечисляться потребителям в виде денежной компенсации. «Далее — монетизация субсидий, монетизация экономии субсидий, если будут меньше потреблять и экономить, эту экономию мы должны перечислять людям деньгами», — сказал он в понедельник на селекторном совещании с руководителями местных органов власти по вопросам социальной защиты населения и отметил, что Кабмин работает над этим вопросом.
Выпуск газеты №:
№164, (2016)Section
Экономика