Евроинтеграция киосков и супермаркетов
Специалисты американской торговой палаты в целом одобрили проект нового торгового законодательства Украины, однако...Пунктом 13 Плана мероприятий по выполнению Государственной программы активизации развития экономики на 2013—2014 годы с целью усовершенствования нормативно-правовой базы, которая регулирует торговую деятельность, предусмотрена разработка законопроекта «О внутренней торговле».
Совет предпринимателей при Кабинете Министров Украины неоднократно заявлял о нецелесообразности принятия этого законопроекта. Поэтому правительство поручило Минэкономразвития пересмотреть закон. И вот — в конце прошлой недели Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) завершило подготовку законопроекта, который должен урегулировать отношения между торговыми сетями, поставщиками, государством и покупателями в Украине.
Документ получился намного мягче, нежели предыдущие. «В основу нового проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно урегулирования внутренней торговли), кроме норм самого министерства, были положены идеи, наработанные Советом предпринимателей совместно с бизнесом», — рассказал председатель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете Министров Андрей Забловский. В итоге в финальной версии проекта чиновники отказались от многих норм, вызвавших резкий протест бизнеса.
Издание отмечает, что в новый документ министерство не стало добавлять сразу несколько норм, которые были в версии, представленной в начале текущего года, и против которых резко выступили предприниматели. Например, власть передумала наделять очень широкими полномочиями чиновников на местах и требовать от всех продавцов, промоутеров и официантов профессионального образования.
Ряд норм доработали и привели в более адекватную, с точки зрения бизнеса, форму. Это коснулось, например, лимитов относительно отсрочки для расчетов торговых сетей с поставщиками и работы на едином налоге.
Американская торговая палата в Украине отмечает, что новый проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования внутренней торговли» отображает большинство замечаний и предложений, которые поступили от бизнеса, сообщает пресс-служба организации. Вместе с тем, эксперты Палаты отмечают, что определенные положения документа все еще нуждаются в некотором усовершенствовании, ведь в существующем виде они не согласовываются с задекларированным курсом на дерегуляцию экономики, которую требует интеграция в ЕС.
«Мы благодарны Министерству экономического развития и торговли за желание сотрудничать с бизнесом над разработкой такого важного документа, как закон о внутренней торговле. Чтобы избежать потенциальных негативных экономических последствий для страны, ряд положений, которые, на наш взгляд, являются несбалансированными, необходимо доработать или исключить», — комментирует президент Американской торговой палаты Хорхе ЗУКОСКИ. По мнению экспертов организации, изменений требуют два момента.
Во-первых, эксперты Американской торговой палаты предлагают дополнить статью 712 Гражданского кодекса Украины (ГКУ) «Договор поставки» запретом принудительного включения в договор поставки условий о предоставлении любых платных услуг, связанных с продвижением продовольственных товаров, и запретом обязывать субъектов ведения хозяйства, осуществляющих розничную торговлю, покупать полный ассортимент продовольственных товаров у одного поставщика. Ведь поскольку все отношения относительно поставки товаров и маркетинговых отношений уже регулируются Хозяйственным кодексом Украины, внесение любых изменений, касающихся отношений поставки товаров в ГКУ, является нецелесообразным шагом, который только усложнит работу с поставщиками. Кроме того, по мнению экспертов Американской торговой палаты, предложенная редакция статьи в сочетании с запретом указания в договоре поставки условий относительно продвижения товаров противоречит Налоговому кодексу Украины и позиции Министерства доходов и сборов Украины. Так, услуги, связанные с продвижением товаров, по содержанию Налогового Кодекса относятся к маркетинговым услугам. Новая редакция статьи 712 лишит поставщиков (производителей товаров) возможности относить к составу расходов, учитывающихся при вычислении объекта налогообложения, расходы на маркетинговые услуги, которые им предоставляются покупателями таких товаров (например, торговыми сетями).
И второе — внести изменения в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» относительно дифференцированной платы за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями в специализированных/неспециализированных местах торговли. Исходя из предложенного законопроектом определения понятия «специализированное место торговли», объясняют эксперты, обязательным условием отнесения места торговли к «специализированному» является реализация алкогольных напитков и табачных изделий совместно. Если же в таком месте будут продаваться только табачные изделия или только алкогольные напитки, то место торговли не будет относиться к «специализированному месту торговли». Введение платы за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями в специализированных/неспециализированных местах торговли, по мнению экспертов Американской торговой палаты, приведет к дискриминации малых и средних предприятий торговли, которые не специализируются исключительно на продаже указанных товаров, однако в которых сегмент алкогольных напитков и табачных изделий в структуре товарооборота является одним из определяющих. Такие предприятия будут платить в два и три раза больше за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями соответственно, нежели специализированные торговые точки. Данные положения предполагают предоставление преимуществ специализированным местам торговли относительно платы за лицензии и рекламирования продукции, которые ставят их в привилегированное положение по отношению к конкурентам, что приведет к ограничению конкуренции. Следствием введения соответствующих норм может стать резкое уменьшение количества малых и средних предприятий торговли, что будет приводить к уменьшению бюджетных поступлений и сокращению рабочих мест в сфере розничной торговли (но как следствие — рост уровня безработицы).
В законопроекте также неопределенным остается вопрос, в каком порядке, на основании каких данных и каким органом исполнительной власти будет определяться размер доли реализации алкогольных напитков и табачных изделий от всех товаров в торговой точке для отнесения торгового места к специализированному. При таких обстоятельствах введение нормы приведет к правовой неопределенности в деятельности по розничной продаже алкогольных напитков и табачных изделий, что тянет за собой потенциальные коррупционные риски.
Поэтому Американская торговая палата обращается в Министерство экономического развития и торговли с просьбой изъять указанные предложения из законопроекта как имеющие негативное влияние на функционирование сферы торговли и несущие экономические риски.
Выпуск газеты №:
№164, (2013)Section
Экономика