«Европа должна дожать Газпром...»
Эксперты «Дня» — об особенностях украинской позиции на очередном раунде трехсторонних газовых переговоров 20 марта в БрюсселеЗавтра в Брюсселе стартует новый раунд трехсторонних газовых переговоров между Украиной, Россией и Европой. Поскольку срок действия «зимнего пакета» относительно поставок российского газа в нашу страну истекает в конце марта, то надо заново договариваться о специальных временных условиях. О встрече трех сообщила официальный представитель Европейской комиссии Анна-Кайса Иконен, а украинская и российская сторона ее подтвердили.
По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина, переговоры будут под председательством Еврокомиссии. «Пан Шефчович собирает «Газпром», «Нафтогаз» и профильных министров с обеих сторон. Также будут представители от Еврокомиссии, которые должны обговорить ключевые коммерческие условия по так называемому летнему пакету», — разъяснил он детали.
Демчишин добавил, что из-за падения цен на спотовом рынке в Европе, украинская сторона рассчитывает на снижение стоимости российского природного газа до $270 за тысячу кубических метров, и даже ниже.
Напомним, что министр энергетики России Александр Новак ранее сообщал, что скидка возможна только при условии оплаты Украиной газа, который «Газпром» поставляет террористам на Донбасс. По мнению члена парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Юрия Чижмаря, на это в любом случае нельзя соглашаться. «Это не государственническая позиция, ведь мы не контролируем газовые счетчики на оккупированной части. Поэтому не можем и платить за то, что нельзя посчитать. Поэтому надо отстаивать эту позицию в Брюсселе», — считает нардеп. Затронет ли этот вопрос украинская сторона на переговорах? Пока не известно. Ведь Демчишин, озвучивая предварительный план, заявил следующее: «Кроме цены, объемов, будет обговариваться и стоимость транзита. Сейчас «Газпром» увеличил объем транзита. Вопрос насколько долго этот увеличенный объем будет транспортироваться».
Поэтому на подготовку исходных позиций в Брюсселе остается меньше суток. С каким набором стоило бы ехать украинской команде? Об этом «День» спросил экспертов отрасли.
КОММЕНТАРИИ
«ВСТРЕЧА В БРЮССЕЛЕ — ЭТО НАЧАЛО МНОГОРАУНДОВОГО ГАЗОВОГО ПОЕДИНКА»
Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI»:
— Позиция Украины не должна быть поспешной. Нам некуда бежать. Разумеется, российская сторона, с одной стороны, готова к предоставлению скидки, но с другой — 100-долларовая уступка с 1 апреля уже не будет действовать. Понимая необходимость снижения цены на газ, россияне параллельно хотят получить большую цену через отмену этой скидки. Поэтому украинская сторона должна стремиться к тому, чтобы минимизировать закупку газа в России и максимизировать — у европейцев. Впрочем, позиция европейцев тоже может быть не совсем благоприятной. Пару недель назад из Брюсселя прозвучали предложения в адрес Украины: «Немедленно начать заполнение газохранилищ голубым топливом!». Это напоминает советские директивы о том, что сеять надо весной. Мы и без Брюсселя хорошо понимаем, что закачивание газа начинается после сезона потребления. Если кого-то тревожит вопрос большего наполнения наших ПХГ газом, то именно ЕС должен предложить для подстраховки транзитных потоков помощь. В этом и должна быть его позиция, а не украинская. Ведь мы находимся в условиях внешней агрессии и прежде всего должны решить вопрос обеспечения нашей экономики газом. А уже потом думать о Европе. Еще одна позиция — настаивать на перенесении пунктов приема газа с западной на восточную границу.
Встреча в Брюсселе — это начало многораундового газового поединка, в котором Россия будет пытаться дожать Украину и будет пугать ЕС «страшными» последствиями. Это мы уже проходили во время «зимнего пакета».
Наши переговорщики должны показать, что Украина спокойно может обходиться без российского газа. Но важно, чтобы ЕС тоже продемонстрировал позицию. К сожалению, я думаю, что Евросоюз поддержит нас, но при этом будет показывать пальцем на европейские компании, которые не хотят менять условий сотрудничества с «Газпромом». Поэтому Еврокомиссия и дальше будет умывать руки.
Поэтому тактика Украины должна направляться на то, чтобы склонить наших партнеров придерживаться партнерского поведения. Ведь Украина (а не Россия) — член Энергетического содружества, имеет соглашение об ассоциации с ЕС. Поэтому Европа не должна занимать равноудаленную позицию. Евросоюз должен быть однозначно на стороне Украины. Поскольку этого не было на переговорах во время формирования «зимнего пакета», то он и оказался полупровальным.
«ВАЖНО ВЫРАБОТАТЬ НОРМАЛЬНУЮ РЕФОРМАТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ»
Сергей ЕРМИЛОВ, экс-министр топлива и энергетики:
— Что могут говорить переговорщики, когда две стороны (РФ и Украина) находятся в Стокгольмском суде, а Россия нас пугает тем, что прекратит сотрудничество, если не платим за газ для террористов в Донецкой области? Есть сформированная позиция украинского правительства и российской стороны. Они известны. Отношения между этими сторонами, мягко говоря, не партнерские. Если бы были партнерскими, то Россия предоставила бы Украине возможность работать по нормальным рыночным ценам, которые формируются в Европе, и помогла бы подготовиться к следующей зиме (заполнить подземные хранилища, которые гарантировали бы бесперебойный транзит газа в ЕС). Вместе с тем нам создают разные препятствия. Поэтому правительству надо настроиться на тяжелую работу и выискивать резервы, чтобы заполнять подземные хранилища и готовиться к следующей зиме. Но это вопрос не только упрямой позиции России, но и реформ, которые должно внедрять правительство. Последнее пока не хочет сбалансировать бюджет НАК «Нафтогаз Украины». Вместе с тем Кабмин путает МВФ, европейских партнеров. А стоило бы отдать дотации НАКа местным советам, и они бы начали программы энергосбережения. Однако реформа свелась к повышению тарифов для населения.
Сегодня много критикуют гибкую позицию ЕС в трехсторонних газовых переговорах с Кремлем. С моей точки зрения, страны ЕС, потребители российского газа, делают все, чтобы диверсифицировать свои источники поставок энергоносителей. Для этого необходимо время. Поэтому гибкая позиция — это не игра в поддавки, а действия для того, чтобы выиграть время и провести импортозамещение. С другой стороны, европейцы хорошо понимают, что надо помогать Украине, но они устают от бездеятельности украинского правительства. И когда-то эта усталость даст такую трещину... Думаю, сегодня для правительства важно сделать одно: создать нормальную реформаторскую позицию и с ней выходить к российскому правительству и ЕС. Но пока этого не делают.
«НАДО ЗАТРОНУТЬ ВОПРОС СОКРАЩЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЗАКУПКИ ГАЗА»
Тарас БАТЕНКО, член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:
— Прежде всего надо отдать должное ЕС, который надавил на «Газпром» в октябре 2014 года и добился принятия зимнего пакета. Но Российская Федерация в последнее время нарушает выполнение этого пакета. Украина правильно сделала, что обратилась в Стокгольмский арбитражный суд, который поставит точку в вопросе цены и выполнения газовых контрактов. С чем ехать? Украина имеет достаточно запасов газа собственной добычи и реверсных, чтобы спокойно пережить летний период. Поэтому мы не можем быть заложником какого-то газового контракта с Россией во время этих переговоров. Во время разговора надо отталкиваться от того, что цена на газ должна быть рыночной. ЕС должен давить дальше на РФ в рамках этой трехсторонней группы, потому что она заинтересована в спокойном транзите газа через украинскую территорию. С моей точки зрения, именно Европа должна играть первую скрипку на этой встрече. Кроме того, надо затронуть вопрос сокращения объемов закупки газа, снижения цены и расчета только после его получения. Еще один момент остается вне поля зрения — речь идет о собственных энергетических мощностях. Если свободно строить газодобывающую политику, то Украина может отказаться через пять лет от российского газа. К сожалению, правительство существенно повысило в декабре 2014 года рентные ставки, чем только ухудшило условия для газодобывающих компаний. И это отразилось на том, что частный инвестор уходит с рынка, а скважины, которые работают на глубине до пять и более километров, закрываются. Это потеря миллионных инвестиции. Думаю, надо вернуться к этой теме, тогда позиции Украины на всех газовых переговорах будут крепче.
Выпуск газеты №:
№47, (2015)Section
Экономика