Перейти к основному содержанию

Фиктивные предприятия: усложнять регистрацию или развивать информацию?

13 января, 00:00

Их регистрируют на подставных лиц или с использованием поддельных, утерянных, похищенных и других фиктивных документов.

При этом предъявляются совершенно необоснованные претензии к органам регистрации, которые не несут и не должны нести ответственность за сведения, содержащиеся в регистрационных документах. Такова буква закона.

Но корень зла — в нотариально заверенных, но недостоверных документах, предоставляемых при регистрации.

Поэтому представляется, что требования ужесточить систему регистрации характеризуются упрощенным подходом к проблеме и при осуществлении окажутся неэффективными.

Иное дело — обязать нотариусов и других должностных лиц, которые совершают нотариальные действия, проверять достоверность паспортных данных учредителей субъектов предпринимательской деятельности также и по учетным данным соответствующих органов. Следовало бы установить уголовную ответственность за пренебрежение этими требованиями. Эти и некоторые другие предложения сформированы Лицензионной палатой и переданы правительству.

Но полностью закрыть проблему фиктивных предприятий этим вряд ли удастся, чему множество примеров в мировой практике. По нашему мнению, основное внимание тут следует обратить не на усложнение процесса регистрации, а на создание эффективной, единой информационной системы, которая бы отслеживала деятельность экономических субъектов.

Таких информационных баз у нас создано достаточно: Госкомстатом, Государственной налоговой администрацией, Пенсионным фондом, Министерством внутренних дел, Службой безопасности и многими другими. Но каждая позволяет решать только узковедомственные проблемы.

Важно, чтобы вся официальная информация о зарегистрированных в стране предприятиях, истории их развития, основных финансово-экономических показателях деятельности, о руководстве была доступной. Такие системы уже давно работают в других странах. Каждый бизнесмен может воспользоваться данными, предоставляемыми, скажем, Европейским реестром бизнеса (на данное время объединяет Национальные реестры бизнеса 12 стран), а также реестрами наиболее известных негосударственных компаний Dan and Braund street в США и Groupe Coface в Европе. Существуют программы объединения таких разнообразных систем в единую информационную сеть государственных и частных информационных структур. Национальная программа США под названием «Информационная супермагистраль» (Information Superhighway) уже сейчас обеспечивает самые разнообразные унифицированные услуги — от предоставления гражданам по телефонно-телевизионным каналам материалов Библиотеки конгресса США до возможности заключать деловые контакты с контрагентами, которые находятся за тысячи километров.

Чтобы решить эти проблемы в Украине, Лицензионной палатой разработан проект постановления правительства «О реестре субъектов предпринимательской деятельности». Его создание даст множество преимуществ. Но главное — он существенно затруднит создание и дальнейшую деятельность фиктивных предприятий.

Технико-экономическое обоснование реестра одобрено Национальным агентством по вопросам информатизации при Президенте, а проект первой очереди включен в Национальную программу по информатизации на 1999—2001 годы. Реестр будет работать на основе полного хозрасчета.

Уже в 1999 году планируется автоматизировать базовую информацию о субъектах предпринимательской деятельности, региональных бизнес-цетрах, бизнес-инкубаторах, технопарках, инновационных и инвестиционных центрах, лизинговых компаниях, агентствах и фондах поддержки предпринимательства, торгово-промышленных палатах, фондовых и товарных биржах и т.п. Унифицированные и стандартизированные данные из такой информационной базы окажут существенную консультационно-информационную помощь малым, средним и приватизируемым предприятиям.

В наступившем году это будет одним из главных направлений работы Лицензионной палаты по улучшению условий для предпринимательства и позволит свести к минимуму ущерб от фиктивного предпринимательства, получившего ныне в Украине широкий размах.

КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ЭКОНОМИКИ

Прошло совсем немного времени с тех пор, как после длительной и упорной борьбы с бюрократическим аппаратом была существенно упрощена процедура регистрации предприятий. Предполагалось, что наряду с применением закона о банкротстве, обеспечением условий для конкуренции и отменой административного контроля за инвестиционными процессами в Украине резко улучшится инвестиционный климат, оживится производственная активность предприятий, уменьшатся масштабы теневой экономики. Однако комплексных реформ не получилось, тогда как размеры неофициальной экономики постоянно растут. И вот уже снова предпринимателям грозит ужесточение регистрационных процедур. На этот раз от Государственной налоговой администрации, которая начала аппаратную борьбу за передачу ей соответствующих функций. В статье Александра Хромушина об этом прямо не говорится, но обеспокоенность ощущается. Вероятно, чтобы доказать обществу свою полезность (т.е. целесообразность увеличения государственных расходов на содержание штатов Палаты) и одновременно продемонстрировать глобальность собственных проектов, Лицензионная палата готовит к внедрению «Реестр субъектов предпринимательской деятельности».

Если же говорить по сути, то потребности в государственном реестре у рядовых предпринимателей пока нет. Их сотрудничество друг с другом основано либо на личном доверии (что даже важнее подписанных контрактов), либо на информации частных охранных агентств. А поскольку в ближайшее время поводов для сворачивания теневых операций не ожидается (по указанным выше причинам), то и базы данных, будь они действительно сформированы, пригодятся разве что для совершенствования сыскной деятельности полицейского аппарата.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать