Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Фронт», на котором мы все еще терпим сокрушительные поражения

Эксперт: «Внутренняя коррупция делает Украину уязвимой к любым внешним посягательствам»
01 декабря, 11:24

Начало работы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции откладывается. Такая же история с антикоррупционным прокурором.

Конкурсная комиссия по отбору руководителей агентства избрала не трех (этого было бы достаточно для начала работы), а только двух из пяти его членов (Виктора Чумака и Александра Скопича — другие претенденты не набрали необходимого количества голосов). Оставив протокол заседания открытым, комиссия сделала перерыв на неопределенное время...

 Не складывается и с началом работы антикоррупционной прокуратуры. Первый заместитель генерального прокурора Украины Юрий Севрук считает, что избрание соответствующей комиссией в прошлую пятницу участника АТО Максима Грищука и первого заместителя прокурора Крыма Назара Холодницкого кандидатами на пост антикоррупционного прокурора может отложить начало работы специализированной прокуратуры. Ведь у этих людей, по мнению заместителя генпрокурора, нет надлежащего опыта работы на должности руководителя, и, мол, генпрокурору Виктору Шокину в таких условиях будет трудно сделать свой выбор, тем более что закон не ограничивает его определенным сроком.

 Промедление на наивысшей ступени создаваемой антикоррупционной системы отражается и на низовом уровне, где в действительности решается задача переломить снисходительное отношение к коррупции, которое еще до сих пор существует в нашем обществе. Старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Анатолий Октисюк замечает, что «в регионах наблюдается значительный скепсис относительно перспектив преодоления коррупции, поскольку радикально настроенные общественные активисты надеялись на быстрый успех». «Они не видят примеров доведения до конца начатых ими расследований из-за медленного реформирования судебной власти», — отмечает он. Тем не менее, эксперт рассказывает, что активисты в Хмельницкой области при помощи МЦПИ создают сеть антикоррупционных организаций и, в частности, уже развернули расследование незаконной приватизации на 1,7 миллиона гривен.

 Глава правления центра Василий Филипчук рассказывает о существующих в регионах преградах для антикоррупционных расследований. Деятельность местных активистов, по его мнению, на порядок сложнее и опаснее, чем в столице. Поэтому МЦПИ, создавая сеть антикоррупционных организаций на местах, гарантировал активистам профессиональную юридическую поддержку и защиту. Филипчук также сетует на трудности с преданием огласке результатов таких расследований в местных СМИ, которые спонсируются из государственного бюджета и никогда не разместят соответствующие материалы без разрешения горсовета или губернатора. Еще тяжелее работать со СМИ, которые на дотации той или другой группы влияния. И если в антикоррупционном материале не освещается борьба одного клана против другого, то, со слов Филипчука, разместить данные о таком расследовании просто невозможно.

Коррупция как сахар... Мы любим его. Это легко. Но потом мы плохо заканчиваем. Так много сахара, что мы заканчиваем диабетом, или наша страна заканчивает диабетом. (Папа Римский Франциск во время мессы на стадионе в Найроби в рамках последнего визита в Кению)

 Коррупция является наибольшим противовесом тому, чтобы Украина вошла в европейскую семью, считает заместитель посла Финляндии в Украине Ансси Куллберг. По его мнению, коррупция влияет на все стороны жизни в Украине, начиная с покупательной способности рядовых граждан и заканчивая ситуацией на наивысших ступенях украинской власти. «К сожалению, — говорит дипломат, — коррупция определяет не только уровень доверия людей к власти, но и доверие к Украине как государства со стороны международного сообщества, отражается на вере в возможности этой страны».

 «Когда я в настоящее время разговариваю с украинцами, то чувствую, что они разочарованы, и мне кажется, что Украина утратила большие возможности, которые открыли перед ней две революции, — отмечает Куллберг. — Понятно, что определенное влияние на это имеет агрессия России. Но необходимо заметить, что это взаимосвязанные вещи. Ведь внутренняя коррупция делает Украину уязвимой к любым внешним посягательствам».

 Заместитель посла отмечает, что изменения на этом направлении не произойдут, если написать хорошую стратегию или книжку, хороший закон. Изменения, по его мнению, совершаются, когда замыслы внедряются в жизнь. Он советует украинцам осуществлять как поощрение за некоррупционные практики, так и разъяснительную работу, относительно того, что каждая коррупционная практика будет неминуемо сопровождаться наказанием.

 Стратегический советник по вопросам противодействия коррупции в Финляндии, советник Национального антикоррупционного бюро Украины Мика Аалто считает, что успех в борьбе с коррупцией в Украине определяется тем, существует ли политическая воля для этого в нашей стране. «Когда мы говорим о пакете антикоррупционных законов или о процедуре создания НАБУ, то видим, что политическая воля в Украине есть, — отмечает специалист. — Но стоит задать вопрос, на чем она базируется. Нужно, чтобы люди, которые занимаются этой деятельностью, осознали, что они должны выявлять политическую волю». Однако Аалто уверен, что борьба с коррупцией не будет успешной, если в обществе нет и общей мотивации для этой деятельности.

 «Почему Украина до сих пор не достигла успехов в борьбе с коррупцией, — спрашивает советник НАБУ и допускает: — Потому что не было никаких последствий для коррупционеров, никаких наказаний и конфискаций». Эксперт советует украинцам создать не только суровые законы и структуры, которые будут предупреждать коррупцию и противостоять ей, но и обличать ее негативный образ в обществе. «И все антикоррупционные послания, по мнению Аалто, — следует проговаривать с общественностью. Люди должны знать, что происходит и какую пользу они от этого будут иметь». Раскрывая опыт своей страны в борьбе с теневой экономикой, он указывает: «Мы создали такое сильное легальное поле, что власть должна была раскрывать всю информацию».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать