Газовый поворот
Андре КУУСВЕК: Инвестиционная привлекательность украинской «трубы», несмотря на запуск «Северного потока», очень большая...
Венский «Саммит по финансированию и инвестированию в энергетику ЕС — Украина-2011» официальный Киев проигнорировал. Как уже писал «День», представители украинской власти не приехали отвечать на вопросы потенциальных инвесторов о существующих проектах в энергетике и барьерах для инвестиций. Такая позиция власть имущих, по меньшей мере, удивляет. Ведь вопрос инвестиций в энергетику сегодня для Украины не просто важный, а принципиальный. Введение Россией альтернативных путей поставок энергоносителей уменьшает роль нашей страны как основного транзитера газа и нефти в Европу. Поэтому сейчас Украине важно заручиться поддержкой европейцев. Сделать это можно, «привязав» их финансово к украинской «трубе». Не изменились ли планы европейских финансовых организаций относительно участия в модернизации украинской газотранспортной системы в связи с последними событиями в энергетической сфере? Об этом в рамках саммита в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине (ЕБРР) Андре КУУСВЕК.
— Ранее в интервью «Дню» вы заявили, что в течение пяти лет банк готов вложить в модернизацию «трубы» миллиард долларов. Сохраняются ли эти планы?
— В 2009 году в Брюсселе речь шла о том, что банк самостоятельно первоначально планировал вложить 400—500 миллионов евро. Однако окончательная цифра будет зависеть от набора участников инвестиционного пула для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), темпов проведения реформ в газовом секторе, реформирования НАК «Нафтогаз Украины», новой цены российского газа для промышленности и населения. Иными словами, для определения суммы будущих инвестиций надо понимать, что НАК в среднесрочной перспективе сможет работать хотя бы с минимальной прибыльностью.
— И все-таки, в интервью «Дню» вы говорили именно о миллиарде долларов.
— Миллиард долларов — это общий план инвестиций ЕБРР, Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). С тех пор прошло время, и планы изменились, потому что теперь у нас есть технический отчет от компании Mott MacDonald. И на его основании могу заявить, что ЕБРР совместно с ЕИБ готовы выделить 300—310 миллионов долларов для реализации первоначального пилотного проекта по модернизации участка «Уренгой — Помары — Ужгород». Дальнейшие объемы финансирования будут еще оговариваться.
— Почему от заявлений по готовности инвестировать в модернизацию «трубы» к реальному запуску проекта конкретных шагов до сих пор так и не сделано?
— Потому что нет конкретного плана по реструктуризации НАК «Нафтогаз Украины» и стратегии реформирования газового рынка. Правительство и Минтопэнерго пообещали предоставить эти документы.
«ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОЗРАЧНОСТЬ ВСЕХ ПРОЦЕССОВ, ИНАЧЕ НЕТ СМЫСЛА ЧТО-ТО МЕНЯТЬ»
— Как думаете, отсутствие этих двух составляющих — это результат дефицита политической воли для принятия непростых решений или же объективные причины?
— Политическая воля реформировать энергетический сектор сегодня есть. Об этом нам говорят в Администрации Президента, в Кабинете Министров и Министерстве энергетики и угольной промышленности. Желание есть, но реструктуризация — это огромный и непростой проект. И прежде чем его реализовывать, надо четко понимать, что и как. На мой взгляд, лучше помедлить с реструктуризацией, пусть это будет на два года позже, но лучше сначала хорошо подготовить соответствующие документы и одобрить их, чтобы все сделать правильно. Должна быть прозрачность всех процессов, иначе нет смысла что-то менять.
— Когда стартует проект по модернизации «Уренгой — Помары — Ужгород»?
— Конкретные сроки зависят от скорости реформ в энергетическом секторе. Но надеюсь, что в 2012 году. Если стратегия развития газового сектора и план реорганизации НАК появятся в декабре 2011 года, то в первой половине следующего года реально подписать договор по финансированию проекта. Если этого не произойдет, тогда сроки перенесутся.
— Россия запустила «Северный поток». В связи с этим, как считаете, не потеряла ли свою инвестиционную привлекательность украинская «труба»?
— Проектные мощности «Северного потока» — транспортировка 27 миллиардов кубических метров в год. Так что у России действительно появился альтернативный выход на европейский рынок. Но это только 27 миллиардов кубических метров. Украина может транзитировать 100—110 миллиардов кубических метров газа в год. Так что модернизация газотранспортной системы Украины очень актуальна, и инвестиционная привлекательность украинской «трубы», несмотря на запуск «Северного потока», очень большая.
— Как вы относитесь к бытующему мнению, что переход на кредитование НАК «Нафтогаз Украина» в российских рублях несет риск наращивания долговой нагрузки компании, как следствие — ее банкротство и переход под влияние России?
— Я не поддерживаю такое мнение. В какой валюте Украина будет платить России за газ — это внутреннее дело государства. Платить в гривне, долларах, евро, рублях — от этого не зависит состояния НАК. Пока страна может без проблем покупать эту валюту, до тех пор проблем не будет.
— Кредитование в рублях улучшит финансовое состояние НАК или, наоборот, ухудшит?
— Мне кажется, это имеет минимальное влияние на финансовое состояние компании.
— Вы принимаете сейчас участие в переговорном процессе по созданию консорциума по управлению украинской ГТС?
— Нет.
— То есть вам не интересно участвовать в консорциуме? Не боитесь, что окажетесь за бортом, ведь эксперты считают, что итогом газовых торгов между Россией и Украиной по снижению стоимости российского газа станет создание консорциума на двоих?
— Управление ГТС — это сегодня прерогатива НАК. ЕБРР готов кредитовать модернизацию украинской «трубы». Потенциально нас интересует возможность участия в управлении компанией. Если будут изменения в акционерной структуре НАК или «Укртрансгаза» (подразделение, которое управляет ГТС), тогда будем говорить конкретно. Пока я не хочу комментировать формат еще не существующего консорциума, поскольку разговоры на эту тему длятся уже несколько лет, а конкретного результата нет.
«ЕБРР ГОТОВ ВЫДЕЛИТЬ В 2012 ГОДУ ПРИМЕРНО МИЛЛИАРД ЕВРО»
— Назовите сумму инвестиций в Украину на 2012 год?
— Мы готовы выделить примерно миллиард евро. Но сумма может быть больше. Все зависит от того, будет ли спрос на кредиты от частного сектора. Ожидаю, что доля проектов в энергетическом секторе увеличится. Напомню, что в общем банковском кредитном портфеле она составляет 15%, на конец этого года будет около 25%.
— Ранее вы говорили, что в начале 2011 года наблюдался дефицит зарубежных инвесторов. Изменилась ли ситуация сейчас?
— Дефицит зарубежных инвесторов в Украине, к сожалению, сохраняется. Западные бизнесмены не стоят в очереди желающих вкладывать деньги в Украину.
— Как оцениваете темпы реформ в энергетическом секторе?
— Хотелось бы больше реформ, и чтобы они шли быстрее. Но практика показывает, что подобные реформы везде реализуются постепенно. Могу отметить, что наметился позитив в политическом диалоге. В этом году в Украине достигли больше в плане энергетических реформ, нежели это было на протяжении прошлых пяти лет. Так что достижения есть.
У нас остаются еще требования по корпоратизации «Укрэнерго», чтобы оно стало акционерной компанией со всеми принципами корпоративного управления. По данному вопросу решение практически найдено, осталось его юридически оформить. То есть прогресс налицо, но нет окончательного одобрения этой инициативы на уровне Кабинета Министров.
Выпуск газеты №:
№218, (2011)Section
Экономика