Перейти к основному содержанию

Газовый ва-банк

Михаил ГОНЧАР: «Украине надо научиться эффективно использовать поддержку Евросоюза»
15 октября, 11:50
8 НОЯБРЯ 2011 ГОДА. БЫВШИЙ НЕМЕЦКИЙ КАНЦЛЕР ГЕРХАРД ШРЕДЕР (КРАЙНИЙ СЛЕВА), ТОГДАШНИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ФРАНСУА ФИЙОН, КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР НИДЕРЛАНДОВ МАРК РЮТТЕ И ТОГДАШНИЙ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПОЗИРУЮТ ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ УКРИНСКОЙ ГТС СЕВЕРНОГО ГАЗОПРОВОДА НА БАЛТИЙСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ГЕРМАНИИ В ЛЮБМИНЕ / ФОТО РЕЙТЕР

Ровно пять месяцев тому назад, 15 мая, Украина начала закачку газа из Европы в тестовом режиме через Словакию. Эту дату можно было бы провозгласить в нашей стране Днем энергетической независимости. Возможно, когда-нибудь так и будет. Но сегодня оснований для этого еще нет, хотя на прошлой неделе Президент Украины Виктор Янукович в очередной раз отмечал важность вопроса энергетической безопасности. На встрече с членом Европейской комиссии по вопросам энергетики Гюнтером Оттингером он подчеркнул значение углубления отношений с Европейским Союзом и то, что работа, которую запланировано провести до Вильнюсского саммита, идет к завершению. Но при этом выделил в отдельный «очень большой вопрос» энергетическую безопасность Украины.

Без умения читать между строк в соответствующем сообщении пресс-службы какого-то упрека Украины Евросоюзу не разглядеть. В дипломатических беседах, как известно, используется особый язык, в котором нет углов. Однако премьер-министр Украины Николай Азаров в тот же день в разговоре с господином Оттингером позволил себе быть жестко прямолинейным. «Нам трудно понять, почему так тяжело идут переговоры со Словакией, таким же, как и мы, членом Европейского энергетического сообщества», — пожаловался члену европейского правительства наш премьер. Он отметил, что нерешенность вопроса о поставках газа через Словакию осложняет позиции Украины в газовых переговорах с Российской Федерацией. Это, по словам Азарова, «заставляет ставить вопрос о политике Европейского Союза».

«Возникает вопрос — это политика Словакии, политика России или политика Европейского Союза?» — вопрошал еврокомиссара Азаров. Он сослался на невыгодные газовые контракты с Россией и проинформировал, что Украина делает все для того, чтобы уменьшить закупки российского газа и увеличить собственную добычу. По словам премьера, в этом вопросе Киев надеется на поддержку Евросоюза. «Мы высоко ценим наше сотрудничество, но хотелось бы, чтобы это сотрудничество давало конкретный результат», — настаивал премьер.

Строгий экзаменатор не на шутку «доставал» гостя. «Три с половиной года решается вопрос о модернизации нашей ГТС. Я задаю простой вопрос — она не нужна России и ЕС? Дайте ответ на этот вопрос, или мы будем сами принимать решение по эксплуатации ГТС, — требовал Азаров. — В обход Украины уже построен Северный поток и строится Южный. Какие перспективы у Украины? Мы должны знать ответ на данный вопрос».

Напомним, премьер ранее неоднократно возмущался снижением объемов прокачки российского газа в Европу по украинской ГТС, что сказывается на ее доходности. «Не может Украина одна в одиночку нести такие колоссальные затраты. Может, нам законсервировать две нитки, оставить 50 миллиардов кубометров? Давайте вместе принимать решение на перспективу», — сказал он в сентябре на 10-й Ялтинской ежегодной встрече. Азаров напомнил, что Россия ежегодно поставляет в Европу примерно 150 миллиардов кубометров газа, а украинская ГТС после модернизации способна прокачивать 200 миллиардов. «Однако за последний год наши объемы прокачки упали почти вдвое. И мы сейчас такую гигантскую систему эксплуатируем примерно на 60% мощности, а это наши затраты. Вопрос Еврокомиссии — а почему мы должны их нести в одиночку?» — возмущался глава украинского правительства. Украина, вспоминает он, присоединилась к Энергетической хартии, рассчитывая решать эти вопросы вместе с ее членами.

«Но вместе не получилось», — сетует премьер. ЕС, по его словам, борется за диверсификацию путей поставок газа, позволяя строить новые маршруты в обход Украины. «Но нам с этого какая польза, где взаимность?» — добивался ответа Азаров. (Правда, в тот же день досталось от него и России. Ей он пригрозил, что Украина менее чем за десять лет может полностью отказаться от российского газа.)

Оттингер спокойно выслушал упреки и сделал лаконичное заявление по этому поводу: «Мы много дискутировали с нашими партнерами из Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и МВФ касательно условий для предоставления кредитов. Мы хотим финансировать модернизацию украинской ГТС». Пресс-служба Кабмина также привела слова еврокомиссара о том, что увеличение Украиной собственной добычи углеводородов, в частности, из сланцевых месторождений — это прекрасная возможность для привлечения долгосрочных инвестиций…

О том, что во всех этих заявлениях реально, а что не более чем красивые, но далекие от действительности фигуры речи, в коротком интервью «Дню» рассказал президент Центра «Стратегия XXI», директор энергетических программ Центра «НОМОС» Михаил ГОНЧАР.

— Может ли Украина рассчитывать на реальную помощь ЕС в налаживании реверсных поставок газа через Словакию? И почему она практически не оказывается сейчас?

— Осуждая якобы бездеятельность ЕС, Азаров, как говорится, видит соринку в чужом глазу, но не замечает бревна в собственном. На самом деле Европейская комиссия оказывает достаточно серьезную помощь Украине в налаживании реверса в целом. И именно благодаря содействию Еврокомиссии реверс через Венгрию и Польшу состоялся. В случае со Словакией ситуация несколько другая. Тут имеются скрытые проблемы по обе стороны границы. У нас утверждают, что проблемы создаются словацкой стороной, мол, не может прорваться с газом не только «Нафтогаз», но и немецкая компания RWE, являющаяся партнером НАК по соглашению о реверсных поставках.

Но словацкая сторона кивает на украинскую. Мол, мы не контролируем свою  выходящую газоизмерительную станцию в Ужгороде — ее контролирует российский «Газпром». В прошлом месяце европейская сторона официально прислала специальный опросник для «Укртрансгаза». В нем было множество вопросов технического, организационного, технологического порядка в отношении этой станции. «Укртрансгаз» ответа не предоставил. С точки зрения словацкой и европейской сторон это лишний раз подтвердило: украинская сторона говорит не всю правду, а следовательно, она имеет над этим объектом ограниченный суверенитет — всем там распоряжается «Гапромэкспорт».

На самом деле примерно такая же, не зеркальная, но очень близкая ситуация и у Словакии. В Велке Капушанах, так же, как и по украинскую сторону границы всем заправляет «Газпром». Соответственно, эта третья сторона по сути блокирует реверсное использование свободных трубопроводных мощностей как с украинской, так и со словацкой стороны. А Еврокомиссия пытается этот вопрос как-то разблокировать и решить, но, известное дело, с приближением зимы никто не хочет лишний раз дразнить «Газпром». Поэтому, я считаю, вопрос и находится в подвешенном состоянии. Дальнейшего прогресса можно будет ожидать только в новом сезоне, хотя Еврокомиссия уже предупредила словаков, что в отношении их могут начать расследование по поводу выполнения европейских газовых директив. Так что словацкий реверс в Украину — это, фактически, Европа VS «Газпром»… А мы тут в роли заложников, хотя, повторяю, на нашей стороне проблем не меньше, чем на словацкой. Так что праведный гнев нашему премьеру, конечно, можно изображать, но параллельно нужно делать то, что требуется от него.

Достаточно ли заявления Оттингера о том, что Европа готова финансировать модернизацию украинской ГТС для того, чтобы Украина не занималась консервацией части этой системы?

— Отвечу прямо: этого недостаточно. Потому что вопрос тут не только и не столько к Еврокомиссии. Вопрос упирается в то, что Еврокомиссия напрямую ничего не будет финансировать или выделять какие-то средства. Украина ведь не член Евросоюза. Тут вопрос упирается в гарантии объемов транзита. Ведь именно за счет тарифа на транзит будут возвращаться средства, заимствованные и потраченные на модернизацию ГТС. «Газпром» в контракте 2009 года гарантировал, что будет прокачивать через Украину не менее 110 миллиардов кубометров газа. Но эта норма не выполняется со ссылкой на то, что европейская сторона не предоставляет ему гарантий по объемам потребления газа. Логика европейской стороны в том, что им не следует давать ни «Газпрому», ни любой другой компании каких-то гарантий, поскольку в Европе идет либерализация газового рынка, предусматривающая использование спотовых контрактов, а также долгосрочных договоров, руководствуясь конкурентными соображениями в отношении минимальной цены. А поскольку «Газпром» проводит по сути антиконкурентную политику и стремится завышать цены, у него не так уж много шансов получить соответствующие гарантии. Так что требование Украины о гарантиях сегодня перспектив, похоже, не имеет. Их не будет ни нам, ни кому бы то ни было другому. Так что Украине необходимо проводить реорганизацию «Нафтогаза», реформу всего газового сектора, и определять какие-то реально оптимальные уровни транзита газа, учитывая, конечно, и то, что украинская ГТС уже и сегодня практически работает с двумя газовыми потоками, идущими во встречных направлениях. В украинском газовом бизнесе уже сформировалась новая ниша: поставка газа с запада на восток страны. Эта ниша, безусловно, будет расширяться. К примеру, увидев активность компании RWE, к делу подключился и «Дойчебанк». Он в принципе готов обеспечить соответствующими финансовыми ресурсами проекты по модернизации ГТС. Появилась также немецкая компания «Феррошталь», намеревающаяся выступить в роли подрядчика этой модернизации. Так что процесс, похоже, все-таки пошел, хотя, возможно, не такими темпами, как хотели бы в нашем правительстве. Непосредственно нашему правительству или «Нафтогазу» никто денег на модернизацию ГТС не даст — в Европе хорошо понимают, что эти деньги будут разворованы.

Тем не менее, консервация части мощностей ГТС со временем, скорее всего, будет проведена. В этом нет ничего катастрофического. Словаки и теперь уже так делают. Если Россия будет сокращать объемы транзита и дальше строить обходные потоки, то нам просто ничего другого не остается. Но от этого существенно потеряет и Россия. А мы буем использовать и загружать ГТС как в направлении из России на Запад, так и в направлении из Европы в Украину.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать