Перейти к основному содержанию

Где мы в Евросоюзе?

Выиграть внутреннюю конкуренцию в ЕС — задача экономической дипломатии, — эксперт
02 ноября, 11:26

«Учитывая предыдущие успехи, которые являются стратегическими для Украины, а это получение безвизового режима и начало действия Соглашения об ассоциации, хочу отметить, что мы, не останавливаясь, идем по пути реформ, — заявил во вторник спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий во время встречи с членами Бюро Парламентской ассамблеи ЕВРОНЕСТ. «Убежден, что со временем мы объединимся в единой европейской семье ЕС — нужно как можно больше совместных усилий», — подвел он итог встречи. А Кабинет Министров Украины на днях утвердил стратегию коммуникации в сфере европейской интеграции на 2018—2021 годы. Результатом ее реализации должна стать сознательная поддержка широкими слоями населения Украины евроинтеграции как преобразований, ориентированных на достижение политической стабильности, развитие демократии, верховенство права. В стратегии речь идет также о повышении уровня поддержки вступления Украины в ЕС.

ОРИЕНТИР ДЛЯ СОЗНАТЕЛЬНЫХ

Об этом же шел разговор на вебинаре, который проводил председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. «Для активной, сознательной части украинского общества Европейский Союз — определенный ориентир, — отметил ученый. — Ориентир в плане демократии, эффективного государства, эффективно функционирующей экономической системы и стандартов нормальной человеческой жизни, к которым мы все стремимся».

«Приведет ли Соглашение об ассоциации Украину в Европейский Союз? — задает Бураковский острейший из вопросов, которые звучат сегодня в Украине при подведении первых итогов ассоциации с ЕС и объясняет: — Сугубо формально существует ряд критериев, которым должна соответствовать страна, чтобы стать членом ЕС. Страна должна быть способна имплементировать и выполнять фактически все его законодательство. Если так, то это ее потенциал для членства. Страна, которая претендует на него, должна иметь согласование и поддержку как со стороны европейских институций, так и стран-членов ЕС».

«И очень важно, — добавляет эксперт, — что речь идет также о том, что страна должна иметь внутреннее согласие своего народа на то, чтобы стать членом ЕС. А далее идут переговоры и обсуждаются 35 основных позиций — так называемые Копенгагенские критерии, критерии конституции ЕС. По каждому из них стороны определяются, соответствуем ли мы этим критериям. Далее подписывается соответствующее соглашение, в котором есть график выполнения. Ни одна страна, даже Польша и Чехословакия, в свое время им не соответствовали полностью. Но их принимали. Потому что они имели соответствующие планы и знали, как имплементировать те или иные принципы или обязательства. Для членства мы должны были также иметь полностью рыночную экономику, способную выдерживать конкурентное давление в рамках европейской экономической системы».

ИМПОРТ ПРАВИЛ

«Только в отдельных случаях при заключении соглашений об ассоциации речь шла об асимметричном открытии европейского рынка, и только для тех стран, которые были готовы ввести соответствующие европейские стандарты и требования, связанные с качеством, беспечностью продукции, определенными бизнес-правилами и процессами и всем, что с этим непосредственно связано».

«Таким образом Евросоюз провозгласил интересную и амбициозную стратегию, — продолжает Бураковский, — для него все рынки, и большие и малые, интересны. А с другой стороны — это экспорт регуляторных правил и требований, действующих в ЕС, что фактически является продвижением национальных экономических интересов. Для нас он вроде бы открыл свои рынки. Но вместе с тем оставил большое количество разного рода ограничений, в первую очередь в сфере сельского хозяйства, ведь он проводит жесткую политику поддержки национального производителя».

Почему сельское хозяйство, которое не является драйвером экономического развития, получает в ЕС такие существенные преференции, спрашивает Бураковский и отмечает, что это внутренняя дискуссия Европейского Союза и переходит к сегодняшней торговле между Украиной и ЕС. Украинский экспорт в ЕС либо беспошлинный, либо осуществляется на льготных условиях. «У нас очень много говорят о том, что выделенные Украине квоты на экспорт маленькие и их нужно увеличивать», — отмечает эксперт и соглашается с тем, что эти квоты нужно пересматривать.

КВОТЫ МОЖНО ПЕРЕСМАТРИВАТЬ

«Это — вопрос, которым мы должны заниматься, — отмечает Бураковский и добавляет: — Это не значит, что речь идет о 100 тоннах какого-то товара, а 101-вую экспортировать уже нельзя. Просто при сверхквотном экспорте нужно будет платить импортную пошлину. И это уже вопрос не украинских производителей, а наших партнеров, которые покупают украинские товары. Потому что нашим малым и средним предпринимателям очень сложно непосредственно реализовывать товары на европейском рынке и создавать для этого собственные представительства. Все это делается через посредников разного рода. Это уже вопрос экономической дипломатии».

«Нередко мы говорим, что украинские продукты питания лучшие, — отмечает эксперт, — что у нас очень много товаров, которые можно продавать. И это действительно так. Я не хотел бы называть это мифом, но со стороны европейских потребителей по поводу этого возникает много вопросов. Первый: если ваши товары такие качественны, то подтвердите это документально, а также их соответствие требованиям с безопасностью. Причем разные сферы в ЕС регулируются по-разному. Качество некоторых товаров можно подтвердить только своей декларацией, то есть торжественным обещанием: товар классный и безопасный, и мы несем за это ответственность. Если это при проверке не подтвердится, то, разумеется, будут санкции».

«К другим товарам — электрическим машинам, оборудованию высокого давления, бытовой химии и тому подобное — действуют достаточно жесткие требования, которых нужно придерживаться, — рассказывает экономист и призывает: — Давайте рассматривать их не как требования против Украины. Потому что они ставятся практически ко всем товарам, независимо от их происхождения — американского, южнокорейского или китайского. Мы соревнуемся там за качество продукции и пытаемся доказать, что наша продукция качественна не только для европейского рынка, что она выдерживает конкуренцию с европейскими экспортерами, то есть с теми, кто завозит товары через режимы свободной торговли на территорию ЕС».

«Все статьи Соглашения об ассоциации можно условно разделить на три группы, — рассказывает Буракивский. — Это — конкретные обязательства, связанные с европейскими стандартами, то есть перечень законодательных актов ЕС, которые наша страна обязывается имплементировать. Но по поводу отдельных актов ЕС у нас есть обязательство учитывать и те или иные изменения, которые в них будут вноситься потом. Это вопрос весьма дискуссионный, и многие люди считают, что нам практически навязывают нормы, созданные не нами». Эксперт напоминает, что многие страны, особенно небольшие, которые не могут похвастаться высоким качеством национального регулирования, вообще не изобретают свои собственные правила, свою национальную теорему Пифагора, а пользуются лучшими практиками и теми нормами, которыми пользуется значительная часть или и весь ЕС, и на этом экономят время и деньги».

НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО КАЧЕСТВА

«День» спросил у эксперта о том, как осуществляется сегодня Украиной переход на европейские стандарты. «Сегодня у меня нет обобщенной статистики. Но, судя по нашим опросам и результатам встреч с бизнесом, которые мы проводили, весь бизнес Украины можно разделить на три большие группы. Прежде всего, это бизнес, который изначально создавался на западных технологиях. Сюда можно отнести производителей молочной продукции и определенных других товаров агропереработки. У них практически нет проблем с европейскими стандартами».

«Вторая группа, — продолжал Бураковский, — это люди, которые в последнее время активно ищут возможности ввести европейские стандарты. У них нет этому альтернативы. Они понимают, что это крайне необходимо. Поэтому они пытаются минимизировать свои расходы на этом пути, в том числе путем открытия за рубежом своих компаний, представительств, совместных предприятий. Договариваются, что гарантии по стандартам предоставляют контрагенты в ЕС. Третья группа вообще не думает о европейском рынке, а следовательно, и не имеет желания внедрять европейские стандарты. Когда мы их опрашивали о причинах невыхода на европейский рынок, они называли с десяток преград — начиная с налогов и работы таможни, и только в конце признавались, что в их арсенале просто нет товаров и услуг соответствующего качества».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать