Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Города, в которых побеждает «ум»

Как технологии обеспечивают муниципалитетам выигрыш в глобальной борьбе за человеческий капитал и инвестиции
22 февраля, 19:12

К 2030 году в городах будут жить более 5 миллиардов человек. Урбан-экономика, по прогнозам McKinsey&Company, будет обеспечивать до 80% всего мирового ВВП. А это автоматически означает бесконечные пробки на дорогах, острую необходимость в ресурсах и не лучшую экологию.

Для того, чтобы городская инфраструктура не просто выдержала колоссальное напряжение в будущем, а была к нему готова уже сегодня, на помощь приходят новые технологии. Они-то и обеспечивают стремительное развитие так называемых умных городов — smart city.

Город из обычного становится «умным», как только практически его учреждения объединяются  в единую сеть с большими базами данных. Причем так, чтобы, опираясь на эти данные, можно было собирать информацию о пользователях, хранить и анализировать ее, дистанционно управлять сервисами и прогнозировать различные ситуации. Жителю для участия во всей этой схеме нужен смартфон и доступ к интернету.

СИНГАПУР

Мой первый опыт знакомства с «умным» городом состоялся два года назад. Мы с мужем отправились в отложенный медовый месяц на Балли, но по пути решили хоть одним глазом посмотреть, что из себя представляет Сингапур. Тогда как раз в Украине «модно» было ставить в пример опыт этой островной карликовой страны. Я была поражена. На обычной остановке общественного транспорта (который очень удобно и густо покрывает всю территорию города) размещено специальное электронное табло с информацией, какой автобус, где, с какой скоростью и количеством пассажиров едет. А на самой остановке был доступ к Wi-Fi, интерактивная карта и даже электронные книжки.  А еще в Сингапуре везде — камеры, датчики,  и GPS-устройства, собирающие информацию обо всем, что происходит в городе.  Это — одна из причин, почему там нет заторов, преступности и... мусора.  Для кого-то это может быть примером «полицейского государства», но сами сингапурцы, ради безопасности и комфорта которых все это было затеяно, не жалуются.

Еще один пример, о котором я уже узнала после возвращения из Сингапура, в рамках ежегодной конференции Smart City Expo в Барселоне — это система помощи жителям города с особыми потребностями.  В Сингапуре — как и в большинстве нынешних стран с высоким экономическим уровнем развития — очень много людей старшего возраста, которые нуждаются в уходе и поддержке. Поэтому местная власть  запустила специальную систему мониторинга — Elderly Monitoring System. Работает она следующим образом: на дверях и внутри жилых помещений установлены специальные датчики. Как только такой сенсор фиксирует подозрительное отсутствие активности или, наоборот, — фиксирует какой-то инцидент, то сигнализирует об этом родственникам, опекунам или специальным службам.

Еще один амбициозный проект, стоимостью 73 миллиона долларов —  Virtual Singapore. Это виртуальная  3D-модель острова с суперточной детализацией. Виртуальная карта позволит пользователю заходить в каждое помещение и получать информацию о нем в режиме реального времени.  Кроме того, что это позволяет максимально эффективно мониторить траффик в городе, густоту населенности территорий или даже качество воздуха, на основе полученной информации можно выстраивать разные прогнозы и модели. Например, как будет распространяться инфекционное заболевание, как изменятся воздушные потоки, если в определенном месте построить новый небоскреб, и тому подобное.

Как справедливо заметил министр иностранных дел Сингапура Джой БАЛЕЙКРИШНАН: «Если вы посетите Сингапур, вы скажете: я видел будущее — и оно уже существует».

В определенном понимании Сингапур действительно впереди всех. Но не он один поражает своим smart.

SMART-CITY EXPO БАРСЕЛОНА

Ежегодно осенью в Барселоне собирается конференция SMART-CITY EXPO World Congress.

Сотни компаний, общественных организации и муниципалитетов со всего мира свозят в Испанию свои наработки в сфере smart city. На протяжении трех дней участники обсуждают последние тенденции городской урбанистики и могут на практике посмотреть, как выглядит то или иное технологическое решение конкретной городской проблемы на специально оборудованных стендах.

Чтобы описать увиденное на SMART-CITY EXPO-2017 года, участницей которого благодаря компании «Хуавэй Украина» я стала, понадобилось бы по меньшей мере пару десятков страниц газеты. Остановлюсь на основных впечатлениях и выводах.

Во-первых, сами города. Три самые популярные, на мой взгляд, городские стенды — это Нью Йорк, Токио и Тель-Авив. Сначала я удивилась, зачем муниципалитетам тратить бюджетные средства (и немалые) на участие в таких выставках. Это же не компании, для которых это способ поиска клиента.  Пиар? Сомнительная выгода. Потом до меня «дошло»: они продают свой опыт —  уникальный товар. Пока технологии смарт-сити на заре своего становления — знания и умения первопроходцев, которые уже оттестировали и знают, что, как работает, а что лучше отладить в той или иной технологии.

Из стендов компании больше всего поразило expo-пространство генерального спонсора SMART-CITY EXPO-2017 — компании Хуавей. И это не удивительно, потому что компания уже имеет протетиронованных более 40 технологических решений в больше чем 100 странах мира. Более 400 миллионов человек уже пользуются новейшими разработками компании. А в Барселону они привезли показать 10 самых трендовых. Их условно можно разделить на три группы: разрешающие проблему экономного использования ресурсов (как система «умный дом», «умная канализация», и тому подобное), отвечающие за безопасность («умные» светофоры, системы уличного видеонаблюдения, и тому подобное) и направленные на повышение качества жизни в городе (телемедицина, «умный» общественный транспорт, образование на расстоянии и тому подобное).

Каждый из этих элементов — это уже не просто дорогой «тюнинг» для города, это — реальная инвестиция — инструмент, потратившись на который городские власти вступают в глобальную борьбу за привлечение средств, людей и технологий в город. К примеру, когда олимпийский комитет выбирает город для проведения игр, обязательным условием в райдере прописывается безопасность. Это комплексный компонент, включающий, по выводами The Economist, четыре критерия: публичная безопасность (сколько административных правонарушений приходится на одного жители и сколько из них было расследовано), второй — это безопасность человеческой жизни (сколько больниц и врачей в городе), третий — безопасность инфраструктуры (сколько человек погибает или травмируется  в авариях, пожарах и тому подобное), и четвертый — это очень актуальный сегодня — кибербезопасность: большое количество людей привлекает стремящихся к легкой наживе «хакеров».

УКРАИНА

Украина — только в начале пути.  По сути, еще нет ни одного города, в котором было бы построено достаточно большое количество элементов, относящихся к Smart City. К сожалению, в большинстве городов даже нет базовой инфрастуруктуры. Например, чтобы запустить одну из самых крутых хуавэевских разработок — центр управления городом в режиме реального времени, когда мэр города на одном дисплее имеет графическую информацию об абсолютно всех сетях городской инфрастурктуры и областях его жизни и может оперативно реагировать, — нужно банально оцифровать все эти сети.

До недавнего времени муниципалитетам банально не хватало средств. Мэрии едва сводили концы с концам, что уж говорить о каком-то дорогом технологическом «тюнинге». Но три года назад все изменило волшебное слово «децентрализация».

В прошлом году во время Конгресса городских «ченьджмейкеров» (создателей изменений), организованного ОО «Агентство «Совместные Усилия», два города — Нежин и Черновцы подписали с украинским представительством всемирного лидера по технологическим решениям для «умных городов» — китайской компанией «Хуавэй» — меморандум о сотрудничестве.


Топ-5

• СОНГДО

Первый официально открытый город будущего. В этом году в Корее заканчивается строительство спроектированного на искусственном острове в Желтом море «умного» города. Сонгдо отличается не только качественной современной архитектурой и тем, что почти вся инфраструктура в нем компьютеризирована, но и концептом «аэротрополиса». Сонгдо соединен мостом с аэропортом Инчхон, который работает чуть ли не как главное экономическое и общественное пространство города. Воздушные ворота будут полностью вмонтированы в городскую среду.

• МЕДЕЛЬИН

Еще в 2013 году Медельину присвоили звание самого инновационного  города Земли — и дело не в технологиях. Еще за несколько лет до того он был одним из опаснейших городов планеты: там процветала наркопреступность. Над Медельином решили провести социальный эксперимент: 5% городского бюджета распределяется в соответствии с желаниями жителей с помощью голосования. В городе переоборудовали общественное пространство так, чтобы он стал удобнее для пешеходов, для этого власть вложила $450 млн в то, чтобы спрятать водопровод и электричество. Оригинальным способом решили транспортную проблему: в расположенном на холмах городе построили уличные эскалаторы, которые соединили бедные районы на холмах с богатыми в низине. Интеграция жизни представителей разных социальных групп помогла смягчить напряженную атмосферу в городе и сделать его привлекательным для туристов. А еще в Медельине обустроили уникальные парки и гигантский аквариум.

• ЛАВАСА

В индийском штате Махараштра расположен город Лаваса. Это — первый город в Индии, полностью построенный за деньги частной компании. Его спроектировали в рамках программы строительства «умных» городов по принципу нового урбанизма, согласно которому города должны быть максимально доступны для пешеходов, бизнес-зоны чередуются с жилыми домами, а в городе всегда должно быть место для зеленых территорий. Лавасу можно назвать городом будущего из-за модели управления: решение о его развитии принимает не муниципалитет, а частная компания Lavasa Corporation, которой власти штата передали почти все полномочия городского правительства. По словам очевидцев, Лаваса напоминает, скорее, итальянский город, чем индийский: людей в нем живет мало, и вообще сложно поверить, что город расположен в стране, где большая часть населения получает менее $2 в день. Даже название города — искусственное: его придумала американская фирма Landor.

МАСДАР

Масдар, строительство которого завершается в Объединенных Арабских Эмиратах, — это экогород, расположенный посреди пустыни. Он полностью обеспечивает себя энергией с помощью 90 000 солнечных панелей, там запрещено ездить на автомобилях, а в магазинах продаются только органические продукты. Там же власти ОАЭ расположили новый Институт науки и технологий, с которым сотрудничает Массачусетский технологический институт. Пока еще в городе живут в основном студенты.

• ТАЛЛИНН

Эстония эффективнее всех в Евросоюзе внедряет инновации в повседневную жизнь граждан. Таллинн выглядит как старый европейский город, но в зданиях прошлых веков и советских многоэтажках живут люди, которые пользуются электронными паспортами, принимают участие в выборах и взаимодействуют с органами власти через интернет. А еще ездят на общественном транспорте бесплатно: столица Эстонии стала первым большим европейским городом, в котором решили, что брать деньги за проезд, — бессмысленно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать