Перейти к основному содержанию

ГОРЯЧАЯ ТЕМА: ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

01 сентября, 00:00

Как свидетельствуют данные, удельный вес стоимости валюты, закупленной для импорта нефти и нефтепродуктов, за 7 месяцев текущего года в общем объеме продажи валюты на межбанковском валютном рынке составил только 14 процентов (в прошлом году — 12 процентов) и не является определяющим для рынка. Доказательством отсутствия прямой связи между ростом цен на нефтепродукты и ситуацией на валютном рынке является конкретный факт, который имел место на практике — позапрошлогодняя ситуация на рынке нефтепродуктов с подобным нынешнему повышением цен на них не привела к девальвации гривни. Не имели определяющего влияния изменения цен, которые происходили в последнее время и на других рынках, в частности, рынке хлебопродуктов и сахара.

Подтверждением этому являются также данные об удельном весе горюче-смазочных материалов в структуре потребления населением товаров и услуг, который составляет 0,78%. В структуре материальных расходов промышленности и сельского хозяйства нефтепродукты соответственно составляют около 12% и 11%.

Среди основных причин девальвации гривни, в первую очередь, спекулятивные действия коммерческих банков, которые, воспользовавшись первым попавшимся случаем, под предлогом роста цен на нефтепродукты пытаются «разогреть» валютный рынок и заработать на этом. Привлекая под слишком высокие проценты средства предприятий и населения, коммерческие банки не находят надежных направлений инвестирования, которые бы обеспечили выплату высокого дохода вкладчикам. Государственные ценные бумаги в связи с реструктуризацией выплат не являются надежными, а кредитование реальной экономики, кроме того, что является рискованным, не обеспечивает необходимого уровня доходности. Это признает и Национальный банк, который лишил ряд коммерческих банков лицензий на осуществление обменных валютных операций. Обесцениванию гривни содействовал также опережающий рост денежной базы и денежной массы над темпами инфляции в период девальвации гривни, который привел к созданию излишка «горячих» денег. Определенное влияние на спекулятивные действия коммерческих банков имела и быстрая либерализация валютного рынка, осуществленная Национальным банком без задействования соответствующих компенсаторов, и активное участие последнего как субъекта этого рынка, который только скупал валюту. Как известно, с начала года Национальный банк приобрел $ 518,2 млн. Среди факторов дестабилизации весомым является сугубо политический момент, связанный с выборами президента Украины. В связи с этим повышаются риски потери капитала, их пытаются уменьшить за счет конвертирования гривневых средств в иностранную валюту.

Неправильное определение причин (акцент на изменении курса валюты в связи с обострением ситуации на рынке нефтепродуктов) не даст возможности верно определить весь комплекс необходимых мер, что в конечном итоге может снова привести к повторению ситуации в будущем.
.

В штопор гривню завел бензин

Виктор ЛИСИЦКИЙ, советник председателя Нацбанка

Первый заместитель министра экономики Украины Виктор Кальник пытается доказать, что не бензиновый кризис, а действия банковской системы являются причиной девальвации гривни в течение июля—августа этого года. Что же было на самом деле?

В конце второго квартала Украина стала чистым экспортером нефтепродуктов. То есть, экспорт нефтепродуктов уверенно превысил импорт. Для государства, которое в течение десятилетий было чистым импортером этих материалов и которое никак не может осуществить продекларированную своим Министерством экономики структурную перестройку хозяйства, факт сам по себе драматически опасный.

К тому же превышение экспорта нефтепродуктов над импортом произошло практически в сезонный пик потребления горючего, обусловленный сбором урожая и летними отпусками, что способствовало стремительному превышению платежеспособного спроса на бензин в условиях снижения предложения. Прыжок цен на бензин был вполне естественной реакцией рынка на абсурдность превращения Украины в чистого экспортера нефтепродуктов.
Бензин — один из массовых товаров ежедневного спроса. В силу естественных свойств (в частности, огнеопасность) широкий потребитель не имеет возможности создать его запасы на более-менее длительный промежуток времени. Именно поэтому любые срывы предложения этого товара вызывают мощную и массовую реакцию как минимум 5—6 млн. жителей Украины. Ведь только частных легковых авто зарегистрировано в Украине свыше 5 миллионов.

Владельцы авто в Украине относятся к наиболее экономически активной прослойке населения, которая уже десятки раз была обманута украинским правительством. Исчезновение бензина было воспринято ими как сигнал конца стабильности и начала падения в очередной девальвационно-инфляционный штопор. Пытаясь защитить свое не весьма роскошное житье-бытье, они и ринулись покупать доллары, сформировав девальвационные тенденции — гривня начала быстро обесцениваться. Таким был передаточный механизм июльско—августовского кризиса.

В позапрошлом году рост цен на горючее действительно не повлек девальвации. И здесь Виктор Кальник прав. Но... На рынке был бензин!!! И широкий потребитель горючего не имел сигнала о дестабилизации рынка. И поэтому пример позапрошлого года не аналогичен ситуации нынешнего года.

Что касается зарабатывания коммерческими банками «безумных денег на падении курса украинской валюты», в котором обвинил нас господин Кальник, то следует сказать лишь следующее: обесценивание гривни автоматически обесценивает капиталы украинских банков. Так неужели украинские банкиры похожи на людей, которые пилят под собой сук?
 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать