Идеи для Берлина
Европа ждет результатов стресс-тестов, чтобы определиться с инструментом против газового давления Москвы26 сентября в Берлине пройдет очередная встреча по газовым вопросам между Украиной, Россией и Евросоюзом. А вчера в Киеве впервые после присоединения Украины к европейскому Энергетическому сообществу прошло заседание его Совета министров, и впервые наша страна на нем председательствовала. Естественно, Украина не могла не сделать на этом авторитетном собрании какие-то знаковые заявления. С ними выступил премьер-министр Арсений Яценюк. «Я хочу заверить, что Украина является сильной транзитной страной, и мы будем обеспечивать транзит (российского газа в Европу. — Авт.)», — развеял глава украинского правительства домыслы недоброжелателей. «И по этой причине мы просим наших европейских партнеров иметь прямые отношения с украинскими компаниями, которые занимаются транзитом газа», — продолжил он свою мысль, призвав, таким образом, европейских партнеров покупать российский газ на границе России с Украиной. Премьер предложил европейским союзникам создать «прозрачный рынок правил для того, чтобы никто не смог использовать газ как оружие против наших стран».
Этот мощный вступительный аккорд к разговору о европейской энергетической безопасности был, без сомнения, воспринят делегациями стран-участниц Энергетического сообщества. Выступая на брифинге после завершения заседания, вице-президент Европейской комиссии по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что это заседание дает миру четкие сигналы: сотрудничества, развития, опирающегося на рынок, и солидарности. Он представил первые результаты обсуждавшейся на заседании стратегии энергетической безопасности Евросоюза. «Самая насущная наша задача состоит в том, — сказал еврокомиссар по энергетике, — чтобы гарантировать общую энергетическую безопасность этой зимой. На днях страны-члены Европейского Союза, также наши контрактные партнеры будут завершать наш анализ энергобезопасности путем проведения совместных стресс-тестов в газовой сфере. Безопасность поставок для наших граждан, для нашей публичной инфраструктуры и для промышленности 28 стран-членов Евросоюза плюс наших контрактных партнеров в рамках Энергетического сообщества — это страны региона Западных Балкан, Молдова и, безусловно, Украина».
Эттингер рассказал, что анализ стресс-тестов позволит понять, какие инструменты будет необходимо использовать в случае самого плохого сценария (газовых поставок. — Авт.). «Наш приоритет состоит в том, чтобы избежать любого плохого сценария, и потому в перечне наших действующих санкций (против России. — Авт.) и возможных санкций ежедневная деятельность, имеющая отношение к газу, не находится на первых местах, а стоит в конце этого перечня. Наше общее понимание состоит в том, что газ не должен использоваться как инструмент политики, газовые поставки и цены на газ должны быть за гранью нынешнего кризиса, не должны использоваться во время кризиса и служить оружием во время этого кризиса. Благодаря стратегии энергобезопасности и стресс-тестам, которые проводим, мы готовы действовать и в случае самого плохого сценария. Сегодняшнее заседание министров Энергетического сообщества дало четкий сигнал солидарности и того, что трансграничное сотрудничество является главной и самой лучшей гарантией для безопасности энергопоставок».
К сожалению, идея Яценюка о прямых отношениях западных компаний с украинскими в деле транзита российского газа в Европу, видимо, еще не нашла понимания в Энергетическом сообществе. Об этом свидетельствует то, что, отвечая на соответствующий вопрос «Дня», еврокомиссар заговорил совсем о другой, хотя и важной идее. «Идея состоит в том, чтобы найти промежуточное решение... заключить промежуточный контракт на определенное количество миллиардов кубических метров газа, которые должны быть поставлены «Газпромом» в адрес «Нафтогаза Украины» по промежуточной цене. И после этого уже дождаться решения Стокгольмского арбитража».
Выпуск газеты №:
№178, (2014)Section
Экономика