Инвестиции: глубокая заморозка
Поведение власти становится все более иррациональным, — эксперт
Декабрь — время подведения пусть еще и не окончательных, но важных для страны итогов, а также первых прогнозов на будущий год. Главный советник премьер-министра Украины и известный словацкий реформатор Иван Миклош уверен, что результаты 2017 года неплохие: экономика растет, обеспечена экономическая стабильность. А повышение минимальной зарплаты и осовременивание пенсий не принесло, по его мнению, каких-то опасных последствий.
ОГРАНИЧЕННЫЙ ПРОСТОР
Советник знает, что большинство экономистов связывает повышение минимальной зарплаты в Украине с рисками. В то же время он отмечает, что во время кризиса с 2014 — 2015 годов была большая инфляция и девальвация, но повышения зарплат и пенсий не было. «Так возник простор» для того, чтобы провести соответствующие изменения и не получить всплеска инфляции, говорит Миклош. Более того, по его словам, повышение минимальных зарплат снизило объем теневой экономики и добавило денег в бюджет. Вместе с тем, он отмечает, что простор для дальнейших повышений ограничен и соглашается с тем, что такое резкое повышение в Украине можно провести только один раз.
«В моем понимании, — дополняет Миклоша исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский, — основная задумка повышения минимальной зарплаты на самом деле состояла в стремлении правительства увеличить доходы социальных фондов от налога на доходы тех физических лиц, которые получают основную зарплату в конвертах. Это фактически было повышение налогообложения для предприятий, выплачивающих теневую зарплату, то есть перераспределение прибыли их собственников в пользу граждан, получающих услуги от государства». Чистый эффект от этого мероприятия, по мнению Вышлинского, более-менее нейтральный.
ПОЛЬША ПРОДОЛЖИТ «ВОРОВАТЬ» НАШУ РАБОЧУЮ СИЛУ?
«И все же оно запустило, — считает он, — инфляционный процесс, скорее на уровне ожиданий, то есть на уровне психологии. Люди с более высокой квалификацией также начинают требовать пересмотра зарплаты. К этому подключаются и профсоюзы. В результате рост зарплаты опережает повышение доходов предприятий». «Если бы в стране росли иностранные инвестиции, — успокаивает Вышлинский, — то это было бы не страшно. За их счет можно было бы закупать новое оборудование, технологии и повышать производительность труда. Соответственно зарплата украинцев приближалась бы к зарплате наших западных соседей».
«Если же этого не происходит, то Польша, грубо говоря, получает возможность воровать нашу рабочую силу, предлагая более высокие зарплаты, — отмечает эксперт, — Учитывая фактор миллионов наших граждан, работающих в Польше, можно утверждать, что это также будет влиять на то, что повышение зарплаты будет оставаться в Украине на повестке дня. независимо от того. как будет поступать правительство. Просто так работает рыночная экономика. Но если при этом не будет создан надлежащий инвестиционный климат, и повышение зарплат не будет сопровождаться повышением конкурентоспособности украинской продукции на международных рынках, то это может привести к тому, что в стране образуется зарплатный пузырь».
ПРОВАЛЫ В РЕФОРМАХ
Если появление этого вызова все же еще проблематично, то, подводя итоги года, эксперты не могут умолчать о реальных негативах. «Самый значительный провал этого года, — подчеркивает Миклош, — это то, что мы не увидели никакого прогресса в приватизации, но опять услышали об отсрочке земельной реформы». «Только устойчивый путь повышает конкурентоспособность, — уверен он, — а для этого, всем понятно, нужно иметь инвестиции и все, что их обеспечивает: хорошую бизнес-среду, верховенство права и все, что с этим связано. Банковских кредитов у нас еще нет или они в дороге. Вчера Нацбанк повысил учетную ставку до 14,5%. Это связано в первую очередь с инфляцией. Когда она растет, то растут и ставки. Когда бизнес-среда еще не работает, а права кредиторов не защищены, банки боятся давать кредиты».
«Нужны прямые иностранные инвестиции. Ситуация в этом нехорошая. В этом году мы ожидаем, что их доля в ВВП составит лишь 1,2%, тогда как в прошлом году было 3,5%. Такое сокращение связано и с приватизацией, и с продлением моратория». По мнению Миклоша, государственные предприятия являются сегодня самым главным источником коррупции. Приватизация, как он считает, устранит коррупцию. И одновременно -активизирует зарубежные инвестиции. Когда будет несколько хороших крупных продаж, это поменяет имидж страны за рубежом, и сюда придут не только для того, чтобы покупать предприятия, но и другие инвесторы, которые будут создавать тут новые компании.
Отмена моратория на продажу собственной земли, и это очень важно, станет огромным источником для развития малого и среднего бизнеса, отмечает Миклош. Земля будет хорошим залогом для получения кредитов, стимулом для регионального развития. «Это очень-очень плохо, что нет прогресса в этой области, — сокрушается советник премьера и отмечает: — В вопросе приватизации правительство сделало все, что надо было. В парламенте уже принят в первом чтении новый законопроект. Но к нему поступило больше 700 изменений, ухудшающих этот документ. Если их примут, то он станет даже хуже, чем старый».
КОРРУПЦИОННЫЕ КАНАЛЫ ПОГЛОТИЛИ ОТ $5 ДО $50 МИЛЛИАРДОВ
«Однозначно плохо, что мы не продвинулись в вопросах приватизации», — уверен исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине Олег Устенко. Но при этом он спрашивает: «А был ли вообще интерес к украинским активам? Не забывайте, что наша страна на пять ступеней ниже инвестиционных рейтингов, определяемых мировыми рейтинговыми компаниями. Это же подтверждает и сентябрьское размещение европейских облигаций Украины под 7,4%».
«Так что особенного интереса (на фоне вроде бы увеличивающегося аппетита иностранных инвесторов к рисковым активам) Украина на себя не абсорбировала, — констатирует Устенко. — И только потому, что у нас не качественный инвестиционный климат и высокий уровень коррупции. По нашим оценкам, через различные коррупционные каналы на протяжении этого года распределялось от 5 до 50 миллиардов долларов. И других проблем у нас хоть отбавляй. Поэтому и интересам к активам не было, да их и не выдвигали особенно. В прошлом году был провал приватизации — продали меньше 1% от намечавшегося. В этом году программа может быть выполнена на треть... при очень хорошем раскладе. Действия наших властей похожи на поведение собаки на сене: и хотелось бы продать, но страшно».
«А главное, — подчеркивает эксперт, — коррупционеру нужно сохранить свою ренту, которую он получает. Поэтому мы видим такую приватизации госимущества, продление моратория на землю и остающиеся в государственной собственности банки. В этом году приток ПИИ будет в лучшем случае 2,5 миллиарда долларов, хотя раньше, когда мы получали по 10 миллиардов, я думал, что это черная полоса, но теперь, я понимаю, это была белая полоса».
РЕЧЬ О СОБСТВЕННЫХ КАРМАНАХ
«Приватизация, безусловно, нужна. Но, мне кажется, что мы начали движение в противоположном направлении, что сильно настораживает. В принятом недавно бюджете страны доля ВВП, которая перераспределяется государством, составляет 42%. И это крайне опасно. Декларируется одно, а делается другое. Политические элиты пытаются вмешиваться, куда только можно. Они это делают не потому, что им так комфортно, а потому, что речь идет о собственных карманах».
Являются ли провалом также и отношения с МВФ, миссия которого к нам не едет, вопреки заявлениям наших руководителей? Миклош считает, что после Евромайдана «украинское общество впервые меняется в направлении работающей рыночной экономики — многое было сделано». По его словам, это иллюстрирует и отношения с МВФ. До сих пор Украина всегда после подписания меморандума получала только первый транш, может быть, еще один. «Сейчас, как утверждает советник премьера, есть проблемы, но программа с Валютным фондом (первый раз в истории) продолжается. И это очень важно. Если ее не будет, то Украина получит огромные проблемы в устойчивости финансовой системы». Но Миклош надеется, что будет все же прогресс в приватизации, в создании антикоррупционного суда и в открытом пока вопросе цены на газ. И тогда можно будет ждать миссию и в первом-втором квартале будет транш».
«Ключевое условие (в отношениях с МВФ), которое украинская власть не хочет выполнять, это очень популярное в народе требование о создании антикоррупционного суда, — подчеркивает Вышлинский, — потому что это убивает систему неприкосновенности приближенных к власти. Даже лично для Президента страны сегодня, похоже, важнее в этой ситуации не защита своих бизнес-партнеров, а иметь в переговорах такой ресурс — возможность пообещать неприкосновенность».
«Но как только создается коррупционный суд, появляется возможность получить еще одного Артема Сытника, предполагает эксперт. — Это и есть риск, которого пытаются не допустить. На прошлой неделе украинская власть выбилась из более-менее рационального поведения, позволявшего уже весной создать антикоррупционный суд, чтобы он мог работать в начале 2019 года, когда Президент пойдет на выборы. И, как выражаются многие люди в нынешней власти, в очередной раз «пропетлять». «К сожалению, — добавляет Вышлинский, — поведение власти становится все более иррациональным».
Выпуск газеты №:
№229, (2017)Section
Экономика