Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Инвесторы не хотят быть «безземельными»

09 сентября, 20:13

Дымят трубы заводов. Правый берег Днепра, вверх от гостиницы «Парус» в Днепропетровске — промышленный район. Вид работающих предприятий наводит на мысли об инвестиционной привлекательности Украины и регионов. В последнее время — это любимая тема для политиков и экономистов. С просьбой сравнить декларации и реальность «День» обратился к председателю Днепропетровской городской ассоциации промышленников и предпринимателей, генеральному директору Днепропетровского электровозостроительного завода (ДЭВЗ) Валерию ЧУМАКУ.

— Об инвестиционной привлекательности регионов говорить в какой-то степени стало модно. Осенью днепропетровский бизнес-климат собираются оценивать инвесторы из Прибалтики. Но прежде чем они вынесут свой вердикт, хотелось бы услышать ваше мнение. Как вы считаете, насколько благоприятна сегодня инвестиционная среда на Днепропетровщине? Куда нужно вкладывать деньги?

— В первую очередь туда, откуда можно получить прибыль. Это железное правило экономики. Сегодня на Днепропетровщине действительно очень много работают, чтобы улучшить инвестиционный климат. Особенно малый и средний бизнес. Государственные предприятия стараются от него не отставать. Мы, например, собираемся привлечь крупный капитал на ДЭВЗ. Вот и занимаемся разработкой новых технологий, обновлением производственных мощностей. Ведь если не идти в ногу со временем, можно всю жизнь с сохой топтаться и никогда ничего не достичь. А изменив технологию, можно получить результат. Многие инвесторы говорят, что вкладывать деньги начнут «завтра». Но сроков не уточняют. Ждут, когда же будет снят мораторий с продажи земли. Пока земля не будет товаром, они не хотят ничего вкладывать. А когда он купит землю и будет знать, что она его, тогда можно и дальше работать.

— Украинский промышленный бизнес модернизирует производство, чтобы на равных играть по мировым правилам. Если помните, одно из требований ВТО — довести цены на энергоносители до мирового уровня. Как это скажется на экономическом потенциале, в частности, Днепропетровской области? Ведь здесь очень много металлургических предприятий.

— Я не могу говорить о всей области. Мы недавно провели заседание ассоциации по эффективному использованию ресурсов. Хочется, чтобы и городские власти, и банки инвестировали в эту программу. Сегодня все программы направлены на то, чтобы довести экономию ресурсов как минимум до 20%. Мы на тепловозах, которые производим, стараемся экономить не постфактум: совершенствовать до того, как что-то создали. Начинаем об этом думать еще на стадии разработки техники. Наш электровоз 20% электроэнергии, которую потребляет, возвращает в сеть. Это очень серьезно. Мы начинаем экономить понемногу. А на всех дорогах на Приднепровке у нас работает больше 20 машин. Миллионы киловатт экономии. Это позволяет нам загрузить другие мощности. Сегодня активно растет малый и средний бизнес. А без энергоносителей они не могут. Все существующие подстанции и трансформаторы рассчитаны на определенную мощность. Использование должно быть эффективным, чтобы не было перерасхода и не было веерных отключений.

Сегодня на металлургических предприятиях очень много проводится работ по эффективному использованию ресурсов. Они энергоемки. И те, кому позволяют площади и ресурсы, стараются строить собственные электростанции. Люди наконец-то начали считать. И я очень рад тому, что наступило время, когда заимствование опыта не является чем-то зазорным. Мы в ассоциации стараемся перенимать все, что у кого-то есть хорошее. Не замыкаемся. Ведь многие часто сидят в своем болоте, варятся в своем соку и не могут понять, что есть люди, которые давно все сделали. И зачем изобретать велосипед. Мне часто говорила мама: «Сынок, учись на ошибках чужих. А то умрешь и все свои не успеешь сделать».

— Собственных ошибок мы как раз наделали массу. Вот, например, своими декларативными заявлениями, отношением к малому и среднему бизнесу, реприватизацией — сами отпугиваем инвесторов.

— Я считаю, что ни в коем случае предприятия, являющиеся налогообразующими для государства, нельзя было сначала приватизировать, а потом реприватизировать. Пуд как был 16 килограммов, так и остался, он не изменится. Есть сегодня результат труда — он есть, он распределяется правильно, потому что государство получает от результата труда и свою долю. Когда оно вкладывает, развивает, то и получает еще больше. Приходит инвестор. Его цель — получить прибыль. Почему во имя блага кого- то одного мы хотим все изменить? Одной буханкой хлеба нельзя всех накормить. Это невозможно. То, что нужно вкладывать, инвестировать, это понятно. То, что у государства не хватает ресурсов — тоже понятно. Значит, нужно четко установить приоритеты, выбрать нужные направления. Правительство загнало себя в сложную ситуацию, но она не безнадежна, выйти из нее можно.

— Вернем государству НЗФ и восстановим мир и спокойствие в государстве, регионе. Как этот лозунг воспринимают на Днепропетровщине?

— Неужели один Никопольский ферросплавный определяет мир и спокойствие в государстве? У нас о нем никто не говорит, о нем ничего не слышно, и я не знаю, что они там делят. Бог мне дал немножко видеть вперед, поэтому предприятие, которым я руковожу, чисто государственное, никем не приватизированное. Если кто-то нападает, я просто прошу защитить государственную собственность. Каждый ведь выбирает в жизни свои пути. Один хочет получить деньги, почести, хочет быть богатым человеком, я считаю, что быть богатым — еще не значит жить в обществе. Нужно создавать такие условия, чтобы все нормально жили. Нельзя все одному. И потом, если изучить внимательно историю, видно, что не уживаются в обществе очень богатые люди, у них начинается дележ. Нужно ведь не только «хапать», нужно стараться больше добра людям сделать. Это моя позиция, и я с ней живу. А жизнь у нас с вами очень короткая, с собой «туда» ничего не заберешь — ни кошелька, ни золотых приисков. Так зачем это?

Все говорят: «Европа, Америка». У нас люди могут работать хорошо и жить хорошо, получать регулярно зарплату. Сегодня у нас на машиностроительном предприятии средняя заработная плата — тысяча пятьдесят гривен. Это очень хорошо.

— С приходом новой власти усилился или ослабел налоговый пресс?

— Когда приходишь на рынок и что-то покупаешь, хочется купить подешевле. Я часто сравниваю государство и предприятие. У меня есть свое наблюдение: тот, кто продает, ему кажется, что он продает дешево, а тот кто, покупает, думает, что покупает дорого. Это закономерность. Точно так же любой предприниматель, руководитель, который хочет добра своему коллективу, всегда говорит — налоги большие. Какие бы они ни были. Такова наша психология. Есть большие сложности, но есть и золотое правило: есть налоги, их надо платить. Мы даже взяли себе за правило: не принимать в ассоциацию предприятия, у которых есть задолженности по налогам, зарплате. Чтобы вступить в ряды промышленников и предпринимателей, у директора должно быть рекомендательное письмо: кто за него поручается. Мы хотим, чтобы все было честно, справедливо и правильно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать