Искушение судьбы,
или Реформа «Консерватории» откладывается...Глядя вслед очередному уходящему году с его провалами и неудачами (почему-то об успехах не вспоминается), так и хочется предложить: а не пора ли нам в нашей «Консерватории» что-то поменять, чтобы раз и навсегда забыть о таком регулярном событии года, как финансовый кризис? Кстати, около 30% украинцев, согласно ежегодным социологическим опросам, готовятся в наступающем году именно к худшему. И, нужно сказать, они еще ни разу не ошиблись. Очевидно, не ошибутся и на этот раз.
Если проследить опыт нескольких десятков кризисов, которые возникли за последние 30 лет в разных странах и которые проявлялись в резкой девальвации национальных валют, то все они были следствием одной и той же болезни. Польский профессор Марек Домбровский указывает на две главные причины этой общей для всех беды: во-первых, это фискальная несбалансированность бюджета (то есть налогов собирается мало, а расходы государства велики), спровоцировавшая 70—80% всех кризисов, и, во-вторых, слабость банковского и промышленного секторов экономики (когда предприятия и банки «не жестко» отвечают за свои долги и не могут устоять перед искушением злоупотреблений). По словам г. Домбровского, для одних стран достаточным оказалось какой-то одной предпосылки, а такие страны, как Болгария, Россия и немного в меньшей степени Украина, получили кризис в результате действия обоих факторов.
В Украине, наверное, уже нет человека, который бы не слышал, что все наши проблемы коренятся в несбалансированном бюджете. И в Украине, пожалуй, нет политика (пребывающего у власти, конечно), который не надеялся бы как-то изловчиться и обойти этот постулат. Более того, можно даже обобщить: вся экономическая история Украины не что иное, как история попыток «обмануть» экономику, история попыток потратить незаработанное и не вернуть одолженное... Таким образом, с 1992 года страна ни разу не имела сбалансированного бюджета, хотя схемы финансирования дефицита (то есть превышения расходов над доходами) регулярно менялись, что и выдавалось, в конечном счете, за проведение рыночных реформ.
Между тем диагноз доктора Домбровского неумолим: именно фискальный дефицит, согласно аксиомам макроэкономической теории, всегда приводил и будет приводить впредь к финансовым (и политическим) кризисам. Так, схема эмиссионного финансирования фискального (и бюджетного) дефицита в 1992—1993 годах привела к уже классической украинской гиперинфляции. Другой вариант «неэмиссионного» финансирования дефицита распадается на несколько схем (в разные годы испробованных в Украине): финансирование внутренними инвесторами, покупающими госбумаги (конец 1995—1996 гг.), финансирование нерезидентами (тоже покупающими госбумаги — 1997 г.), кредитование правительства нерезидентами (1997 г. — начало 1998 г.). Однако все эти схемы, упираясь в неспособность правительства собрать налоги, оборачиваются либо тоже классическим (но пока только российским) «дефолтом», либо, минуя «дефолт» по-украински (осень 1998 г.), возвратом к традиционному эмиссионному финансированию правительства центробанком. Следует сказать, что печатание денег по госзаказу рано или поздно становится единственной, по словам эксперта-макроэкономиста Домбровского, альтернативой сбалансированному бюджету. Причем, по его же оценке, Украина начала сползать к эмиссии вовсе не в 1998 году, когда началась открытая дискуссия по этому поводу, а гораздо раньше — в конце 1997 года. Поэтому прошлогодний крах национальной валюты, рост инфляции, падение производства и доходов населения — это закономерный итог мягкой и безответственной бюджетной политики, проводимой в Украине всегда.
Потребность в эмиссионно-инфляционном финансировании бюджетного дефицита в будущем году не вызывает сомнений. А размер дефицита, что бы об этом не говорили правительственные чиновники, будет — и немалый. Особенно летом перед выборами. Как же его намерены финансировать? На уровне деклараций это выглядит следующим образом: в 1999 г. Минфин планирует разместить векселя и облигации внутреннего займа на 2120 млн. гривен. Участники денежного рынка более реалистичны и считают, что правительству и Национальному банку не следует ждать возвращения на украинский рынок ни отечественных, ни иностранных инвесторов, первые из которых не верят правительству, а вторые не верят еще больше. Одним словом, «неэмиссионного и неинфляционного финансирования» скорее всего не будет. «Нерезиденты не вернутся, по крайней мере не отпетые спекулянты. В следующем году очень высока вероятность дефолта по внешнему долгу, и это отпугнет людей из Сити», — сказал агентству «Українські новини» начальник управления ценных бумаг одного из банков, обслуживавших ранее большое число иностранных инвесторов.
Таким ожиданиям созвучны и прогнозы Международного валютного фонда, исходящие из реалий, а не из авантюрных «авось, пронесет». «Экономический спад в Украине в следующем году продолжится, несмотря на усилия преодолеть финансовый кризис, развивающийся по российскому сценарию», — говорится в распространенном 21 декабря прогнозе развития мировой экономики Международного валютного фонда. Как считает МВФ, в 1999 г. производство в Украине может сократиться на 3,5% по сравнению с 1,7% в 1998 г., инфляция — увеличиться до 32% с 11% в этом году. «На положении Украины наряду с сокращением торговли с Россией сказываются несбалансированность бюджета и недостаточные усилия по проведению реформ, — говорится в прогнозе МВФ. — Несмотря на одобрение МВФ трехлетней программы кредитования на сумму $2,2 млрд., прогноз развития украинской экономики пессимистичный».
Напротив, согласно проекту денежно-кредитной политики на 1999 год, составленному Нацбанком, прогноз на следующий год не такой удручающий. Однако глава НБУ подчеркнул, что оптимизация монетарной политики в 1999 году возможна только при условии уменьшения кредитования Нацбанком правительства путем покупки облигаций внутреннего займа. «Если мы будем иметь, несмотря на кризис, уникальную тенденцию увеличения монетизации (то есть рост доверия к гривне. — Авт.), которая сегодня происходит, если мы сохраним эти вещи, то, безусловно, больше 7—9% годовой девальвации ни желать, ни хотеть не нужно», — сказал он. Фактически Нацбанк заявил о своем желании прекратить эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. Да вот кто ему позволит это сделать?
Практикующие политики из соседней Польши очень в этом сомневаются. Оптимистический прогноз на будущий год польские экономисты Станислав Гомулка и Марек Домбровский связывают только с одним фактором — устранением бюджетного дефицита (сравните с позицией Нацбанка, предлагающего дефицит просто не финансировать!). Лешек Бальцерович, в прошлом премьер времен «шоковой терапии», а нынче министр финансов Польши, копает еще глубже. По его убеждению, только радикальная реформа бюджетной системы (налоговая + социальная) может всерьез излечить экономику постсоциалистического государства от периодических кризисов. Пока же все это нам не грозит, а посему практикующие советники из Гарвардского института международного развития советуют нашим законодателями хотя бы принять закон, ограничивающий размер процентов за кредиты для правительства в наступившем году выборов.
Так что сознательного вам выбора, дорогие товарищи депутаты! И вам тоже, товарищи-избиратели президента! А там, глядишь, и в «консерватории», то бишь в украинском менталитете, что-то поменяется.