Истоки «дерибана»
Что мешает системному решению земельной проблемы в КрымуВ минувшем году «День» не раз обращался к теме злоупотреблений на земельном рынке Крыма. Достаточно привести только заголовки — «Земля для своих и чужих» (№ 171, 9 октября), «Война самозахватов» (№ 190, 3 ноября), «Высокогорные шалманы снесены...» (№194, 9 ноября), «Земля Крыма: попытка «комплексной правды» (№ 208, 29 ноября), «Заповедник для... ню» (№ 213, 6 декабря). Именно «земельной» проблемой во многом наполняются и другие СМИ. Но решения все еще нет.
В последнее время на устах крымчан история хитромудрого реформирования Национального института винограда и вина «Маграч». Под прикрытием распоряжения Кабмина о создании музея виноделия планировалось перенести из Ялты, подальше от моря научно-производственную базу института и, главное, его энотеку — уникальную коллекцию ялтинских вин. А на месте бывшей ампелографической коллекции института — то есть на массиве специально уничтоженного собрания образцов существующих сортов винограда — уже выросла сановная дача, к которой то и дело прирезались новые участки поближе к морю. Так, по данным ученых-виноделов, дорожащих своим детищем, являющимся гордостью и достоянием не только нашего государства, но и ценностью для виноделов всего мира, «от элитных плантаций муската белого осталось всего 13 гектаров». По данным Научного общества виноградарей и виноделов Украины, в 2001—2004 гг. у «Магарача» пять раз изымали земельные участки, в том числе относящиеся к категории особо ценных, общей площадью 3,5 гектара. В 2001 году президиум Украинской академии аграрных наук дал согласие на изъятие у института участка в 1,2 га, чтобы Совмин Крыма передал его в аренду на 49 лет донецкому «Межрегиональному промышленному союзу» (совладелец — влиятельный народный депутат и правая рука Виктора Януковича Антон Пригодский) для строительства пансионата семейного типа. Так на берегу появилась ставшая уже знаменитой ялтинская «дача Януковича». Чуть позже ей прирезали еще гектар земли «Магарача», якобы для берегоукрепительных работ. Так что теперь, когда институт вовсе убирают из Отрадного, виноделы точно знают, на какое заинтересованное в этом лицо показывать пальцем.
Новый премьер-министр Юлия Тимошенко уже 16 января отменила распоряжение предшествующего Кабмина о согласовании предложения по созданию Музея виноделия «Магарач». Новый документ состоит всего из двух строчек. Точка? Точка...
К сожалению, и это решение, как и масса предыдущих постановлений Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Крыма, Совета министров Крыма и других органов власти, не является ни системным, ни достаточным. И дело не только в том, что некие шутники на интернет-форумах пишут: «А слабо ялтинской милиции произвести показательный снос известной дачи, как это они делали с татарскими самостроями на горе Ай-Петри?» И даже не в том, что все граждане нашей страны именно так и думают: действительно — слабо! Пробдема в том, что все меры, принимаемые органами власти, по-прежнему не способны остановить незаконное расхищение украинской и крымской, в частности, земли...
Так, согласно данным начальника Государственной земельной инспекции в АРК Валентина Дьяченко, только в январе—ноябре 2007 года в Крыму было выявлено 4,2 тысячи самозахватов земельных участков. Это в дополнение к тем нескольким десяткам тысяч, которые были захвачены за предыдущие годы. Так, по данным того же источника, за аналогичный период 2006 года было выявлено 3,9 тысячи самозахватов. Дьяченко сообщил, что крымской земинспекцией подсчитан ущерб, нанесенный стране вследствие самозахватов только за неполный 2007 год. Он составляет больше двух миллионов гривен. На нарушителей наложено свыше 400 тысяч гривен штрафов. Среди наиболее резонансных нарушений, выявленных Госземинспекцией, Дьяченко назвал решение Алупкинского горсовета о выделении 30 физлицам участка в 1,4 гектара под коллективную жилищную застройку, а также участка в один гектар для юридического лица. Оба эти участка, по словам специалиста, находятся на территории Ялтинского горно-лесного заповедника и не подлежат использованию в хозяйственных целях.
Разграбление бесценной крымской земли не останавливается. Причем татарские демонстративные самозахваты, являющиеся, по сути, публичными акциями общественного протеста, составляют не более 15—25%. Большая часть случаев незаконного овладения землей происходили скрытно, за взятки чиновникам или по приказам свыше и молчаливому согласию тех, кто должен громко протестовать и писать заявления в прокуратуру.
Причем, все это происходит на фоне фактически нулевого законного распределения и продажи земли. Так, в Крыму в 2007 г. продано лишь 97 земельных участков (сравните эту цифру с годовым количеством самозахватов, приведенным выше) общей площадью 46,85 гектаров. Их стоимость, согласно экспертной оценке, составила 38 миллионов гривен. Как сообщила заместитель начальника юридического отдела Республиканского комитета по земельным ресурсам Ася Доляновская, из общей суммы вырученных средств около 38 миллионов поступили в местные бюджеты и меньше 3,7 миллиона гривен — в госбюджет Украины (с учетом выплаты рассрочки за продажи предыдущих лет). Лидером по количеству законно проданных участков является город Саки — 33 проданных участка на почти 1,3 миллиона гривен. Больше всех заработала на продаже земли, конечно, Большая Ялта, где продано всего лишь 18 участков, но зато стоимостью 23,1 миллиона. По семь земельных участков было продано в Черноморском районе и Симферополе, шесть — в Евпатории, по пять — в Феодосии и Джанкое, четыре участка продано в Симферопольском районе, три — в Алуште, по два участка — в Кировском районе, Армянске, Керчи и по одному — в Нижнегорском, Сакском районах и Керчи. А за 2006 год в Крыму было продано только 75 земельных участков общей площадью 40,87 га на сумму 41 миллион гривен. На 2008 год, в соответствии с бюджетом, в Крыму планируется выручить за счет продажи земли 70 миллионов гривен. По словам спикера Верховного Совета Крыма Анатолия Гриценко, эти средства составят бюджет развития автономии...
Думаю, у каждого читателя, дошедшего до этого места, сам собой возникает вопрос: а сколько бы могли выручить государственный и местные бюджеты развития, если бы были законно проданы все самовольно захваченные участки? Но вся эта земля в действительности не подарена, а так же реально продана, — в том числе и иностранцам! Цена — фактически за те же миллионы, ну, может, немного дешевле. Проблема в том, что пошли они отнюдь не в бюджет... Стоит ли теперь спрашивать: а почему же наша власть, с одной стороны, позволяет расхищать то, что принадлежит всему народу, а с другой — рассказывает тому же народу, что у государства буквально на все нет денег — на обустройство дорог, приобретение топлива, на помощь сельскому хозяйству, повышение пенсий и зарплаты учителям и врачам? Многие миллионы гривен на все это — под ногами власти. Но даже в случае разоблачения хотя бы одного какого-то махинатора, незаконно заполучившего землю, или чиновника, виновного в этом, их настоящие имена старательно скрываются. Недавно Отдел борьбы с экономической преступностью сообщил: «В Крыму работниками Государственной службы борьбы с экономической преступностью разоблачен ряд должностных лиц предприятия — они самовольно заняли земельный участок (площадь почти 1,8 га)». А вот как живописует это преступление пресс-служба МВД Украины: «В течение трех последних лет незаконно использовали ее (землю) для складирования металлопродукции, чем нанесли убытки государству в виде неуплаты земельного налога, на общую сумму 238,9 тыс. гривен. Прокуратурой возбуждено уголовное дело...». Хотите знать, почему здесь не названы имена и адреса? Все дело в том, что правоохранители не уверены дойдет ли дело до суда, а если и дойдет, то будут ли преступники наказаны. Более того, правоохранители опасаются, что за разоблачение явных нарушителей закона им самим, чего доброго, еще придется и отвечать. Подумаешь, складировали металлолом и не платили налогов. А про то, что на самозахватах строятся дворцы ОБЭП даже безымянно боится сообщать.
Самые недосягаемые, как правило, ютятся далеко от Крыма, в столицах. Так, глава крымской Верховной Рады Анатолий Гриценко на просьбу журналистов прокомментировать ситуацию вокруг «Магарач» ответил: «Ни Верховная Рада, ни Совет министров Крыма не принимали никаких решений по реорганизации или изменению формы собственности этого предприятия. Поэтому мы будем разбираться...». «К сожалению, — продолжал спикер, — некоторые силовые структуры имеют непосредственное отношение к «крышеванию» или незаконному выделению земельных участков, умышленно не возбуждают уголовные дела, если обнаруживается незаконное владение землей». Разочарованы ситуацией вокруг «Магарача» и в прокуратуре Крыма. «Мы воевали за земли «Магарача», отменяли постановление, если не ошибаюсь, 2002 года, которым у них отнимали землю, а выяснилось, что это все было ради того, чтобы они сами ее разбазаривали, — сообщила журналистам заместитель прокурора автономии Тамила Дробицкая. — Может, не сам институт там инициатор, а Академия аграрных наук, но они сами все это время по кусочкам отчуждали землю и растаскивали ее. О сегодняшней ситуации мы пока ничего сказать не можем, во всяком случае, руководство института к нам не обращалось. Если будут какие-то факты, мы их проверим». Единодушное молчание чиновников воспринимается журналистским сообществом Крыма как верный признак того, что «Магарач» растаскивали псовсем не случайные люди. Директор агрофирмы в Вилино Елена Фирсова, например, признается: да, материальная база завода действительно устарела, но кто сказал, что институт переезжает? Есть такой приказ? Нет такого приказа!
Тем временем ногие участки земли, ранее принадлежавшие институту, ему уже не принадлежат. Председатель правления «Научного общества виноградарей и виноделов Украины» Тагир Рамазанов сказал журналистам, которые обратились к нему за комментарием: «Сейчас можно говорить, что для института вопрос стоит так — быть или не быть. Сотрудников ставят перед выбором, переезжать в Вилино или остаться в Ялте. Понятно, что люди туда не поедут. Но и тогда найдут выход — могут вообще спросить: зачем Украине два аналогичных института, когда есть уже институт им. Таирова в Одессе, и попросту ликвидировать институт в Крыму».
Парадокс: общественность справедливо возмущают замыслы по уничтожению «Магарача», однако, по нашему мнению, ее еще больше должен возмущать причина столь длительного «дерибана земли». Нельзя не видеть, что в то время как он стал систематическим, комплексным, борьба с ним остается спорадической, бессистемной, фрагментарной, а потому — безрезультатной. Так, уже несколько раз на заседаниях Совета национальной безопасности и обороны рассматривалась тема незаконного использования земли, а воз и ныне там. 19 января СНБО еще раз рассмотрел состояние законности в земельных отношениях, но многие аналитики считают, что все и на этот раз, как и раньше, будет спущено на тормозах. Системных мер, как и раньше, не принято. Выступая на СНБО, Президент Украины Виктор Ющенко отмечал: «В злоупотребления вокруг земельных вопросов активно вовлечены высокопоставленные чиновники местных органов власти. Меня возмущает дерзость преступлений в этом вопросе». В качестве примера Президент привел решение судьи, которым в Бориспольском районе были отобраны у крестьян 1000 гектаров земли. «Это просто кощунство, игнорирование законов. Я не хотел бы быть свидетелем пассивной реакции Генпрокуратуры, МВД и СБУ на эти вещи», — говорит Ющенко. Он также выступил против продления моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. «Мораторий надо не крестьянам, а земельным феодалам. Уже ходят легенды о народных депутатах, которые имеют по тысяче, две тысячи или пять тысяч гектаров земель. Для этих ребят надо еще мораторий на несколько лет, и тогда людям земли не останется», — говорит глава государства. Однако, действенность его слов, прямо скажем, невелика. Решение СНБОУ, говорят, будет через пять дней. Но за этот срок первый испуг пройдет, а результатов так и не будет.
В этом деле многое зависит от работы милиции. И тут, на первый взгляд, намечаются некоторые подвижки. Начальник милиции Ялты Михаил Фабрин отстранен от исполнения служебных обязанностей. Провводится служебная проверка работы горуправления. Особое внимание — вопросам нарушения земельного законодательства. Однако, комментируя претензии со стороны нового руководства милиции, Фабрин отметил, что в задачи милиции входит охрана общественного порядка, профилактика и борьба с преступностью, а надзором за соблюдением законодательства должна заниматься прокуратура.
Но в том то и дело, что мошенники чаще всего для достижения своих целей используют несовершенство законодательства, находя в нем сотни лазеек. Так, до сих пор земельные отношения, связанные с использованием земельных паев бывших колхозников базируются не на законе, а на давно устаревшем указе президента Кучмы. А вот председатели местных советов до сих пор вольны выбирать: продавать землю у моря на аукционе, или... просто отдать за взятку. Во всем этом явная недоработка украинского парламента. Любое отчуждение земли уже давно следовало ввести в рамки закона, не допускающего другой подход, кроме публичного аукциона, причем деньги от продажи могут идти исключительно в бюджет. А если есть два варианта — то какой бы вы выбрали, если бы были председателем сельсовета? Проверка решений по земельным вопросам в Крыму, ведущаяся силами работников МВД Украины, показала: многие участки земли на полуострове оформляются на подставных юридических и физических лиц. Затем земля, полученная за бесценок, переходит на вторичный рынок и продается по завышенной цене.
Выступая на пресс-конференции в Крыму, заместитель председателя парламентского комитета Геннадий Москаль заявил, что вокруг многих городских и поселковых советов автономии «орудуют целые стаи преступных группировок», которые «выступают земельными маклерами». «Они заказывают у депутатов, руководства, мэров землю, на которую положили глаз те или иные коммерческие структуры». Так, один из поселковых советов Большой Ялты даже выделил один гектар земли известному преступнику по кличке Камо. (По данным агентства «Новый регион-Крым» это гражданин Российской Федерации Камо Сафарян.)
По мнению одного из лидеров крымскотатарского народа Рефата Чубарова, «земельная проблема в Крыму без прямого участия официального Киева решена быть не может». Не удивительно, что, пытаясь самостоятельно ограничить поползновения к незаконному завладению землей, местные советы нередко вынуждены на месте придумывать всевозможные и часто незаконные ограничения, которые, естественно... отменяются судами. На днях Хозяйственный суд Крыма упразднил мораторий, самовольно введенный Симферопольским городским советом на выделение участков под индивидуальную застройку. Суд согласился с доводами прокуратуры о том, что введенные симферопольскими властями ограничения на получение земли и пользование участками не предусмотрены действующим законодательством. А в феврале прошлого года симферопольские власти отказались от ранее введенного моратория на выделение земли до принятия Генерального плана застройки города, и начали раздавать участки под индивидуальную застройку.
Выпуск газеты №:
№12, (2008)Section
Экономика