История недоделанных реформ,
или Украина на перепутьеЛетом 1998 года в Киеве состоялся Седьмой украинско-немецкий финансово-экономический симпозиум. Первоначально предполагалось, что именно выступления его участников составят основу упомянутой книги. Примечательно, что среди авторов книги — в основном экономисты-иностранцы, живущие и работающие в Украине. Поэтому в конце сентября, когда украинская экономика оказалась вовлеченной в новый финансовый кризис, исследователи смогли оперативно обновить материалы, будучи непосредственными свидетелями развернувшейся драмы. И все же в существенных изменениях концепция издания не нуждалась. Поскольку, как выразился один из авторов книги, бывший представитель МВФ в Украине Алекс Сундаков: «Цель этой работы — исследовать, почему страна находится в болоте перманентного «переходного» кризиса...» (Любопытная деталь: Алекс Сундаков был одним из тех, кто внедрял механизм взаимоотношений Украины и МВФ. Теперь он придерживается иного мнения. «Украина застряла в болоте кризиса и потеряла ориентир трансформации, на который она могла бы направить свои усилия. К сожалению, внешнее влияние только способствовало такому кризису восприятия (т.е. потере ориентиров. — Ред.)».
Украинская экономическая наука за годы существования независимого государства уже успела расколоться на два обособленных лагеря. Представители первого заняты переводом с советского языка на современный многочисленных изысканий, цель которых так или иначе сводится либо к обоснованию рыночного социализма, либо государственного капитализма (что кому больше нравится). Вторая группа экономистов, отвергая опыт социалистического прошлого, полностью окунулась в богатство зарубежной экономической литературы и, очевидно, также увлеклась переводами, но уже с английского. В результате появилась теория, смыслом которой стало «пристегивание» той экономики к нашей действительности. Стоит ли говорить, что ни представителям первого, ни второго направления экономической мысли до сих пор не удается не то что решить стоящие перед страной проблемы, но даже описать их более или менее достоверно.
Стоит сказать, что в рассматриваемой работе названные крайности элегантно преодолены. Авторам удалось представить экономику Украины как специфическую, даже уникальную и исторически обусловленную целостность. «Эта книга предлагает критический обзор экономических реформ в Украине... Наша гипотеза, — отмечают редакторы издания А.Зиденберг и Л.Хоффман, — состоит в том, что Украина переживает трансформационные процессы своего собственного образца, о чем можно судить как на макро–, так и на микроэкономическом уровне». Поэтому безотносительно к тому, какой из секторов экономики рассматривается, банковская система, сельское хозяйство или энергетика, — каждый из них представлен как набор неповторимых национальных особенностей, близких и понятных любому украинскому читателю. Впрочем, конкретно-исторический подход к нашим проблемам стал возможен благодаря (а не вопреки, как это делают отечественные украинофилы) применению общих экономических законов и использованию международного опыта экономических реформ.
Структура книги охватывает практически все стороны экономической реальности Украины. Макроэкономический обзор обобщает практику экономического развития и трансформационных реформ в странах Восточной Европы и СНГ. Раздел, посвященный институциональным реформам, приоткрывает тайны нелюбви инвесторов к Украине. Третий раздел посвящен тому, что является основным институтом любой капиталистической экономики, а именно финансовому сектору. Здесь же рассматривается и такой украинский феномен, как «бартер». Следующая часть посвящена тому сектору, который считается одним из важнейших в экономике Украины: сельскому хозяйству. Наконец, в 5-й части речь идет о реформировании энергетического сектора, который иногда считается ахиллесовой пятой украинской экономики.
Примечательно, что авторам книги, помимо содержательного анализа важнейших экономических проблем, удалось попутно осветить и ряд сугубо политэкономических загадок. Например, почему украинское население не желает даже слышать слово «реформы»? Или почему благие цели реформ после обработки в правительственных кабинетах оборачиваются своими противоположностями? Почему Украина вместо социального рыночного государства выстроила одну из самых коррумпированных экономик в мире? Естественно, прямых ответов на эти вопросы в книге нет. Но закаленный практикой чтения между строк пытливый украинский читатель сумеет разобраться и в том, почему мы имеем то, что имеем, и в том, кому персонально это все выгодно. Заметим, потребность чтения «контекстов» в сумме с не очень «доступным» переводом текстов является одним из явных недостатков книги. Хотя, с другой стороны, ожидать от экспертов-иностранцев более откровенных комментариев было бы напрасно. Что же касается других особенностей издания, то мы должны сразу предупредить, что оно рассчитано не на всех, а на тех, кто устоит перед серьезностью материала и местами непонятным изложением.
Но даже после всех предостережений мы все равно бы советовали познакомиться с представленными в книге анализами и решениями, которые, по мнению сотрудника Файненшл Таймз Чарльза Кловера, «продемонстрировали огромную глубину понимания и оригинальность».
* «Україна на роздоріжжі. Уроки міжнародного досвіду економічних реформ». Под редакцией Акселя Зиденберга и Лутца Хоффмана. — Киев, Издательство «Феникс», 1998 год. Публикация книги была осуществлена при поддержке Федерального Правительства Германии в рамках программы ТРАНСФОРМ для Украины.