Как добиться энергетической безопасности?
Не дать политикам, злоупотребляя положением, подставлять Украину, — народный депутат
«Северный поток 2» является угрозой для безопасности Центральной Европы, а также может привести к еще большей нестабильности в Украине, заявил, выступая на радио Щецина, премьер-министр Польши Матеуш МОРАВЕЦКИЙ. «Мы считаем «Северный поток 2» очень вредным проектом, который грозит безопасности Центральной Европы. Он может стать убийственным для Украины, нашего непосредственного соседа. Если Украину исключат из процесса транзита газа, ничто не помешает дестабилизировать ситуацию в Украине», — сказал Моравецкий в эфире радиостанции.
БЕЗОПАСНОСТЬ — ГИБРИДНОЕ ПОНЯТИЕ
асколько реальна такая угроза и действительно ли ситуация в нашей стране настолько нестабильна? Отвечая на эти вопросы, с премьером Польши можно было и поспорить. Однако наличие угрозы бесспорно. Это показала и презентация в Верховной Раде проекта закона о государственной политике по энергетической безопасности. «Очень хорошо и важно, что мы сегодня имеем возможность поговорить об энергетической безопасности в Украине, потому что закон об основах национальной безопасности был принят еще в 2003 году, — отметил и.о. председателя парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр ДОМБРОВСКИЙ. — Там очень мало внимания уделено вопросам энергетической безопасности, потому что и время было другим, и технологии другими, и страна не была в состоянии войны, и внешних вызовов было намного меньше, чем сегодня».
Даже определение энергетической безопасности сегодня должно быть фундаментально изменено, считает парламентарий. «Это не однолинейное понятие, как это считалось еще 10—15 лет назад. С моей точки зрения, это гибридное понятие, — отмечает руководитель парламентского комитета. — Потому что не может быть только энергетической безопасности без безопасности ядерной, экологической, информационной. Отрасли экономики теперь чрезвычайно связаны. А вопрос энергетической безопасности — один из ключевых и один из самых важных, которые нужно решить стране. Сегодня нет чистых энергетических систем — все они информационно-энергетические. Точно так же, как и проблематика кибер-безопасности касается сегодня и энергетического, и экономического комплексов».
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ: ДЕЙСТВОВАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
«Нам очень важно иметь проактивную позицию и готовиться к 2019 году, — подчеркивает глава парламентского Комитета по иностранным делам Анна ГОПКО. — Я имею в виду не только президентские и парламентские выборы, но и энергетические вызовы. В частности потребность модернизировать газотранспортную систему, несмотря на то, что российский «Газпром» планирует строительство газопровода «Северный поток 2». Я надеюсь, мы в конце концов не допустим реализации этого проекта, и хотела бы нас всех поздравить с приостановкой его строительства».
Гопко также призывает подумать, какие еще необходимо Украине реализовать внутренние энергетические реформы и как эффективнее коммуницировать с мировыми партнерами, чтобы стране приносила конкретные плоды еще и энергетическая дипломатия. Она отмечает, что деолигархизация и противодействие коррупции в сфере энергетики являюется важными моментами на пути к энергетической независимости, и ссылается на то, что почти из 300 уголовных производств Национального антикоррупционного бюро половина приходится на сферу энергетики, транспорта и госуправления.
По мнению народного депутата, это свидетельствует о том, что 26 лет независимости Украина была огромным коррупционным механизмом, который нужно теперь, наконец, через прозрачные правила игры кардинально отремонтировать и модернизировать. «Следует установить такие правила игры, чтобы ни один политик не смог потом подставлять наше государство путем злоупотребления положением в таких важных и существенных вопросах, как сфера энергетики», — заявила Гопко. Она надеется, что в стране будет разработана стратегия энергетической безопасности, рассчитанная на опережение угроз и на лучшую координацию усилий с нашими западными партнерами.
Гопко выражает надежду, что «Европейский Союз будет действовать так же жестко, как США, защищая в первую очередь свои интересы. «Ведь когда Украина блокирует «Нордстрим 2», она это делает не только с позиции собственных потерь более $2,5 миллиарда в год. Кроме санкций против РФ, мы ожидаем от ЕС также беспрецедентного в истории ЕС решения о подключении Украины к 90-дневным нефтяным резервам. Это и будет реальным ответом Путину, которому его резервов хватит только на 45 дней».
Председатель подкомитета по вопросам устойчивого развития, стратегии и инвестиций комитета по ТЭК КАЦЕР-БУЧКОВСКАЯ рассказывает о цели и главных новеллах законопроекта. Он имеет целью определить внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности и меры для их предупреждения, а также наладить взаимодействие ветвей государственной власти в этой сфере и устанавливает национальные интересы и приоритеты в этой сфере. Законопроект вводит институты координации органов государственной власти — бюро по энергетической безопасности, которое должно быть структурным подразделением Администрации Президента и уполномоченного Президента (в ранге посла) в сфере энергетической безопасности, который должен быть членом СНБО. Внедряется также новый термин — энергетическая дипломатия. Следовательно, в посольствах Украины в других странах по решению МИД могут вводиться должности атташе по энергетической безопасности.
ЧТО НАМ ДОМОЙ?
«А что такое вообще энергетическая безопасность, — рассуждает заместитель председателя Комитета по ТЭК Ольга БЕЛЬКОВА, — и почему мы так с ней носимся». Народный депутат является сторонником определения, которое дано Международным энергетическим агентством. «Сущность энергетической безопасности, — говорит народный депутат, — заключается в гарантировании непрерывной безопасной поставки энергетических ресурсов по доступным ценам». «Следовательно, энергетическая безопасность — это не только о «Нордстрим 2», — уточняет Белькова, — это о домашней работе Украины, которая сама себя должна обеспечивать всеми видами энергии, источниками энергии таким образом, чтобы независимо от того, что происходит за пределами нашей страны, мы могли обеспечить всех и каждого тем, что ему нужно в сфере энергии».
Советник по экономическим вопросам, временно исполняющий обязанности заместителя председателя Миссии США в Украине Джон Пол ШЮТТИ рассказывает об официальной позиции США относительно поддержки энергетической безопасности Украины и о так называемом Санкционном акте, который, по его словам, определяет принципы и фундамент для энергетической безопасности Украины. Советник отмечает, что США против «Северного потока 2» и «Турецкого потока» и готовы предоставлять Украине свои ресурсы для создания надежных и прозрачных энергетических рынков. На это выделено $60 миллионов. Еще $30 миллионов будет выделено в 2018—2019 годах и $19 миллионов от американского народа для энергетики Украины поступит через USAID. Впрочем, Шютти отмечает, что ситуация с коррупцией создает риски подрыва репутации Украины как надежного партнера, и благодарит за проявленную политическую волю в борьбе с коррупцией и продвижение в улучшении управления «Нефтегазом Украины».
«МЕРТВЫЕ ДУШИ» БЕЗ НАКАЗАНИЯ
Председатель правления украинского газового холдинга Андрей КОБОЛЕВ не согласен с теми, кто считает, что Украине удалось приостановить строительство «Северного потока 2». Россия рассчитывает приступить к строительству газопровода «Северный поток 2» в ближайшее время, информирует он. «Проект, по его словам, развивается полным ходом. Они заказали трубы и планируют начать строительство в ближайшее время», — говорит он и подчеркивает, что этот проект нанесет вред энергетической безопасности не только Украины, но и стран Европы. Возвращаясь к внутриукраинским проблемам, он отметил, что несколько лет назад парламент принял закон, который обязывает платить за использование распределительных газовых сетей. Но до сих пор государство денег не получило, сообщает председатель «Нефтегаза». Он также приводит пример, что в «Кировоградгазе» переданные для потребностей населения объемы газа записывались на «мертвых душ». «И это будет длиться до тех пор, — отмечает Коболев, — пока мы не увидим действенный механизм наказания за подобные вещи».
Выпуск газеты №:
№231, (2017)Section
Экономика