Как не потерять транзит?
Эксперт советует вести более продуманную тарифную политику и не пренебрегать предложениями европейских компаний
"Нафтогаз Украины" зафиксировал снижение объема транзита через газотранспортную систему (ГТС) страны после принятия Европейской комиссией решения о расширении доступа "Газпрома" к газопроводу OPAL (восточный отвод от "Северного потока"). "Сложившаяся ситуация дает основания считать, что "Газпром" предпринимает целенаправленные действия по ограничению транзита через украинскую газотранспортную систему", - говорится в сообщении пресс-службы НАК.
По ее данным, начиная с 22 декабря использование маршрута Nord Stream-OPAL возросло на 41% – с 57,1 миллиона до 80,5 миллиона кубометров в сутки. В то же время транспортировка по ГТС Украины в направлении Словакии сократилась на 19% – с 148,9 миллиона до 120,8 миллиона кубометров.
В «Нафтогазе» отмечают, что суточный объем газа, суммарно транспортируемый обоими маршрутами в Европу 22 и 28 декабря почти не изменился (206 млн куб. м и 201,3 млн куб. м). Однако при этом произошло значительное перераспределение газового потока в пользу Nord Stream-OPAL.
"Данные ENTSOG позволяют предположить взаимосвязь между увеличением использования OPAL и уменьшением транзита Украиной и Словакией. Это ставит под сомнение утверждение о том, что решение Еврокомиссии о расширении доступа "Газпрома" к OPAL и отступление от стандартного европейского законодательства не приведут к уменьшению объемов транзита российского газа через территорию Украины", - подчеркивают в «Нафтогазе».
Напомним, Еврокомиссия в конце октября 2016 года одобрила решение немецкого регулятора от 7 июля 2009 года освободить от выполнения некоторых требований Третьего энергетического пакета газопровод OPAL. Это фактически позволяет "Газпрому" значительно увеличить использование мощностей OPAL и, соответственно, объемы прокачки газа через "Северный поток" в обход Украины.
В НАК считают, что соглашение об урегулировании по OPAL, согласованное немецким регулятором и ЕК, ограничивает и искажает конкуренцию в Украине и других странах Центральной и Восточной Европы, ведет к злоупотреблению "Газпромом" доминирующей позицией на рынках Германии, Польши, Украины, Словакии и других стран Центральной и Восточной Европы. В связи с этим "Нафтогаз" обратился к немецкому регулятору энергетики (Bundesnetzagentur) с требованием применить общий порядок принятия административных решений к соглашению об урегулировании, заключенному между этим учреждением, "Газпромом" и его аффилированными структурами по изменению решения 2009 года относительно газопровода OPAL.
По мнению главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, исключения при имплементации законодательства ЕС делят рынок газа ЕС на части и приводят к разным трактовкам законоательства ЕС. В "Нафтогазе" не исключают, что и другие участники европейского газового рынка попытаются обжаловать решения немецкого регулятора и Еврокомиссии по OPAL. Польская компания PGNiG и правительство Польши уже подали иски в суд, в которых оспаривают это решение.
Могли ли украинское правительство и «Нафтогаз» предотвратить потерю транзита через территорию страны, начало которой положило решение Еврокомиссии, пошедшей навстречу газпромовским «хотелкам» и поверившей обещаниям «Газпрома» о том, что расширение использования монополистом газопровода OPAL не скажется на загрузке украинской газотранспортной системы?
Отвечая на этот вопрос «Дня», бывший глава парламентского комитета по энергетике Александр Гудыма отметил, что окончательного решения этого вопроса еще нет. По его мнению, многое будет зависеть от того, как сложатся отношения избранного президента США Дональда Трампа с Европой, Украиной и Россией. У США, уверен эксперт, есть возможность совершить и в Европе газовую революцию, вытеснив оттуда своим LNG-газом Россию. В этом случае сама собой исчезнет и проблема российского газового транзита через Украину.
Пойдет ли на это президент США, Гудыма не знает. Если этого не случится, то Россия будет и дальше пытаться ограничить транзит через Украину, говорит эксперт. Но трагедии в этом он не видит, поскольку, по его мнению, этот процесс далеко не одномоментный. Он будет идти постепенно, пока России не удастся ввести в действие Северный поток-2. Но и тогда потери для Украины не будут очень чувствительными, поскольку она к тому времени существенно продвинется в сфере энергоэффективности. Кроме того, говорит Гудыма, мы могли бы их (потери) компенсировать за счет лучшего использования подземных хранилищ газа, закачки туда ресурсов таких стран, как Франция и Германия.
Развернуый ответ на вопрос «Дня» дал президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут. «С моей точки зрения, в стране до сих пор нет стратегического плана транспортного, а следовательно и транзитного развития нашей страны, развития отечественной инфраструктуры в направлении ее максимальной загрузки. Соответствующая дискуссия на профессиональном уровне необходима, но пока не состоялась. Это касается и газотранспортной системы и нефтетранспортных возможностей».
«Нафтогаз» предпринимает определенные шаги в направлении Еврокомиссии и ее решения по газопроводу OPAL, - продолжает он, - Оно очень резко и непосредственно может отразиться на объемах транзита газа через территорию Украины. Но на этой ситуации еще в большей мере сказывается неверная тарифная политика на транзитных газопроводах нашей страны. Идея ускоренной их амортизации, превратившаяся в систему заградительных, по сути, тарифов, не увеличила платежи «Газпрома» за транзит и не привела к росту доходов «Укртрансгаза», не стал больше платить «Укртрансгазу» и сам «Нафтогаз». Эта идея не дала ничего, кроме роста финансовой нагрузки на конечных потребителей, которые, как известно, платят за все».
«Причем конкурентоспособность европейского газа получается даже ниже, чем поставляемого из России, - возмущается Нарбут, - Если завтра он, предположим, пойдет в Украину, то на него не будет накладываться входная тарифная стоимость $12,47 за тысячу кубометров, тогда как европейским поставщикам газа приходится платить за вход-выход в среднем $35 за тысячу кубометров. Это лишь часть проблемы, но она хорошо отражает положение вещей вокруг транзита».
«Правительство сводит все к дискуссиям уровня вице-президента Еврокомиссии Маруша Шефшовича и других членов ЕК по решению вокруг газопровода OPAL, отмечает президент института, - Но ведь есть и другие проекты, и другие интересы. Есть возможность поставлять газ из Европы европейским же потребителям на юго-востоке континента, например, той же Болгарии и в другие страны Балканского полуострова».
«В этом направлении также могла бы работать наша газотранспортная система, - предполагает Нарбут, - Если бы существовала и работала программа ее развития, основанная на эффективной, конкурентоспособной тарифной политике, это позволило бы принять в ней участие и европейским компаниям, которые, я подчеркиваю, в этом очень заинтересованы и уже пытались консультироваться по этому вопросу с «Нафтогазом» и «Укртрансгазом». Но последний как игрок на этом рынке сегодня лишен своего места, потому что его судьба не определена в связи с созданием нового предприятия «Магистральные газопроводы Украины». По задумке руководства «Нафтогаза», оно должно стать газотранспортным оператором. Так что сегодня нашим европейским партнерам даже не с кем вести системные переговоры. Будущего оператора еще нет, как нет даже перечня активов, которые предполагается ему передать. Руководства новой компании и стратегии ее развития тоже нет».
«Зато есть красивый пропагандистский лозунг о том, что «Нафтогаз» является ключевым реформатором энергетической сферы, - добавил эксперт, - Но за ним нет глубокого анализа других возможных моделей реформирования «Нафтогаза». Кстати, у него есть еще и нефтяной сектор – «Укрнафта» и «Укртранснафта». А там, как говорится, и конь не валялся. Там неплатежи в госбюджет, недоимки по рентным платежам, попытка реструктуризировать задолженность немотивированными поставками газа по давальческой, по сути, схеме. Под «крышей» «Нафтогаза» и сегодня существуют схемы по использованию государственных активов в частных интересах, перешедшие от предыдущих правительств».
«Так что решение проблемы с транзитом зависит от наличия соответствующей компетенции у правительства, - подытоживает эксперт, - По крайней мере, в нем должен быть квалифицированный человек в статусе вице-премьера, отвечающий за энергетическое направление. Должна быть кадровая перезагрузка и в Минэнергоугля, где не хватает компетентных людей».
Section
Экономика