Перейти к основному содержанию

Как не сорвать транзит?

Эксперт: Украина должна пригласить европейских наблюдателей на свои газоперекачивающие станции, чтобы защититься от претензий РФ
25 сентября, 10:51
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Риски остановки транзита российского газа в ЕС через  Украину растут. Об этом сообщил председатель правления НАК «Нафтогаз України» Андрей Коболев. «Мы ожидаем полного отключения газа с российской стороны даже по части транзита. Если это произойдет, мы будем один на один с нашими проблемами и нашим потреблением. Учитывая общую ситуацию, я бы сказал, что вероятность того, что это будет сделано (перекрытие транзита), больше 70%», — отметил он.  По его словам, такими действиями российская сторона попробует дискредитировать украинский транзитный коридор и достичь смягчения позиции Европейской комиссии по доступу к газопроводу OPAL и строительству «Южного потока».

О подготовке РФ к давлению газом в зимний период свидетельствуют и действия «Газпрома». Как рассказал глава «Газпрома» Александр Медведев, газовый концерн наращивает объемы хранения в ЕС и в России, и готовится к «худшему сценарию».

В правительстве понимают возможность развития таких событий и пытаются подтянуть  хвосты.

Во-первых, накапливаются запасы газа. По оперативным данным ПАО «Укртрансгаз», Украина имеет в подземных хранилищах (ПХГ) 16,478 миллиарда кубометров газа.

Во-вторых, полностью возобновились реверсные поставки голубого топлива  из Словакии. С начала сентября они достигли почти максимальных мощностей — 27 миллионов метров кубических в день, что позволило за этот месяц импортировать по этому направлению 591 миллион кубических метров.

В-третьих,  Кабинет Министров выделил деньги на компенсации разницы в тарифах для предприятий теплокоммунэнерго, с целью погашения задолженностей за предыдущие периоды. «Предприятия теплокоммунэнерго, наверное, наиболее проблематичная категория потребителей для нас. В этом году правительство выделило более 7 миллиардов гривен дополнительно на компенсацию разницы прошлых периодов», — сказал Коболев.

В-четвертых, правительство также дало 500 миллионов гривен на муниципальные программы перехода на альтернативные источники энергии. «Из них 50 миллионов — на компенсацию кредитных средств, что тем самым позволит мультиплицировать еще приблизительно 200 миллионов дополнительных средств для замены газовых котлов», — рассказал министр Кабинета Министров Остап Семерак По его словам, Кабмин также предложил гибкую тарифную политику для тех потребителей, которые с газа готовы перейти на электричество или альтернативные источники энергии.

И в-пятых,  власть не будет мешать частным компаниям закупать  и поставлять газ напрямую у поставщиков. «Любая украинская или иностранная компания, которая хочет и имеет возможность купить газ для собственных потребностей, в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета получит доступ к транзитным возможностям «Нафтогаз України». Пожалуйста, хотите на промышленность завозить, — мы вам открыли двери», — заявил на заседании правительства премьер-министр Арсений Яценюк. Это позволит, по его мнению, покрыть дефицит газа в 5 миллиардов метров кубических.

Все эти меры  должны максимально защитить украинцев зимой. Но  все это может свестись на нет,  если власть не  продумает, как не допустить срыва транзита в ЕС. Поэтому, каким должен быть  ответ Украины России? Об этом «День» спросил экспертов.

КОММЕНТАРИИ

Богдан  СОКОЛОВСКИЙ, экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности:

— Россию  трудно спрогнозировать. В ее действиях логики нет.  Весьма возможно, что могут перестать качать газ. Как это предотвратить? В нынешней ситуации  Украина должна сделать одну принципиальную вещь: обратиться в Евросоюз с просьбой  направить на украинские газоперекачивающие станции своих наблюдателей. Именно они станут нашей гарантией, что Россия не сможет обвинить нас в псевдокражах, потому что европейцы в реальном времени будут видеть кто, столько  и куда поставляет газ. Поэтому  украинское правительство или даже министерство энергетики должно  обратиться как можно скорее к ЕС. Причем украинские специалисты должны принимать участие в согласовании кандидатур  этих экспертов, чтобы на украинские станции не попали агенты «Газпрома». Подобным методом Украина воспользовалась в 2009 году, хотя и постфактум после отключения газа. Но все равно именно европейцы приехали на газоперекачивающие станции и доказали всему миру, что мы газ не крали. Хватит ли газа на зиму? Сложный вопрос. Должно хватить.  На год нашей стране нужно 18—19 миллиардов метров кубических. Добрать осталось еще 2—3 миллиарда. Будет ли этот объем в украинских хранилищах целиком и полностью зависеть от воли Европы, в  руках которой  реверс и инструмент укрощения «Газпрома» (результаты антимонопольного расследования деятельности на европейском рынке  этой компании и миллиардные штрафные санкции за нарушение энергетического законодательства ЕС).

Юрий КОРОЛЬЧУК,  эксперт  Института  энергетических стратегий:

— Вероятность  остановки транзита высока. Какое контрдействие должно быть со стороны Украины? Нужно увеличивать закачку  газа в ПХГ,  чтобы  в хранилищах было не  17, а 19—20 миллиардов метров кубических. Это ключевая задача для правительства. То есть  ежемесячно правительству нужно загружать в ПХГ по 2 миллиарда метров кубических. В противном случае можем в декабре выйти на ситуацию, когда в системе не хватит газа, чтобы  поднимать  запасы из хранилищ. И тогда хотим мы или нет, а брать  транзитный газ придется.  Именно в этом заключается хитрый замысел России: она сможет даже при минимальном отборе обвинить  Украину,  и, следовательно, остановить транзит. Нужно не допустить  этого.

Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, эксперт  по энергетическим вопросам:

— Я не вижу высокой  вероятности отключения Украины от транзита российского газа. Это не в интересах «Газпрома». После 2009 года они нарвутся на достаточно серьезные штрафные санкции. Попытка обвинить в сокращении объемов транзита газа Украину была, но очень четко ЕС дала понять, что они  контролируют  ситуацию, держат руку на пульсе, поэтому вариант 2009 года не пройдет.  Другой вопрос, что накопленных объемов газа  недостаточно.  Об этом говорят все, но надеются на лучшее: на теплую зиму, на  сохранение объемов реверса.  Я  бы рассматривал пессимистический сценарий: даже с учетом остановки промышленности у нас все равно дефицит газа будет около 5 миллиардов метров кубических. Административное ограничение ни к чему не  приведет: в 2013 году пытались сократить на 2 миллиарда метров кубических объемы лимитов для ТКЭ и на весну 2014 года вышли на 8,3 миллиарда метров кубических. Складывается парадоксальная ситуация: газ стал камнем преткновения в переговорах  с  Россией. Какой выход? ТВЭЛы  мы закупаем, а теперь еще и уголь российский. Что мешает  вернуться к  вопросам закупки газа  в РФ? По моему мнению — две проблемы. Главная —  ограниченные финансовые ресурсы. Без погашения газового долга вернуться к   поставкам сложно. Если же его реструктуризируют, то Россия будет требовать дополнительных  уступок политических.  Поэтому, по моему мнению, если отношения между нашими странами не урегулируют, и градус напряжения не снизят, то никакие трехсторонние встречи, даже при участии Европы, не приведут к позитивному результату.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать