Как отбелить «серые» потоки на востоке?
Совместное заседание Антикоррупционного комитета ВР и правоохранителей в Северодонецке показало — вопрос все еще открыт
Восточную границу Украины вблизи оккупированных боевиками территорий надо как можно быстрее вернуть в законодательные рамки, чтобы остановить теневые потоки грузов. Этот вопрос рассматривали на выездном заседании парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции в Северодонецке Луганской области. Инициатором встречи депутатов с региональными представителями СБУ, МВД, ГФСУ и Генпрокуратуры выступил глава Луганской военно-гражданской администрации (ВГА) Георгий Тука. Повод более чем достаточный: 2 сентября Украину потрясла шокирующая новость — под Счастьем в Луганской области расстреляли мобильную группу по работе с контрабандой. Официальная версия говорит о присутствии диверсионно-разведывательной группы боевиков. Однако Тука уверен — это дело рук «своих», одного из украинских подразделений, которое работает на линии разграничения в этом районе. Чтобы разобраться в «контрабандном спруте» Луганской области, губернатор и пригласил гостей. Трехчасовой разговор был тяжелым и подчас больше похожим на очную ставку (об этом детальнее — в следующем материале): прозвучало много слов на повышенных тонах и взаимных обвинений. Если же оставить эмоции за кадром, напрашивается несколько очевидных выводов.
КОНТРАБАНДА В ПОЛУТОНАХ
Тот факт, что теневые потоки грузов и товаров идут из «ЛНР» в Украину и наоборот, все участники заседания после долгих дискуссий признали. Однако их оценки в масштабах и названиях данных фактов разошлись. Член комитета, народный депутат, избранный по одному из округов в Луганской области — Юрий Гарбуз, — резюмировал в сторону правоохранителей, что сигналы о контрабанде по ряду позиций (продукты питания, энергоносители, лес) поступают, и надо бы их объяснить.
В свою очередь глава управления СБУ в Луганской области Олег Козловский пояснил, что из 746 км госграницы 358 км контролируются украинской властью, при этом линия размежевания с «ЛНР» идет в основном по реке Северский Донец, что делает невозможным провоз по ней контрабандных товаров. «Если говорить о контрабанде, то существует единый контрольно-пропускной пункт, который находится в Меловом, где провозят международные грузы. Он работает очень вяло — пять-семь машин», — сказал он. За год на этом пункте пропуска СБУ открыло два уголовных производства по ст.201 УК «контрабанда» (за провоз метанола и оборудования для трубопроводов, и военного оборудования). Также были выявлены факты провоза наркотических средств в небольшом количестве, незаконной перекачки нефти.
Заместитель Генпрокурора, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос добавил, что благодаря запуску на востоке специальных мобильных оперативных групп количество задержанных колонн с нелегальными грузами за два месяца упало — сначала с 168 до 10 автомобилей, затем — до двух-трех грузовиков.
О позитивных подвижках в борьбе с контрабандой говорит и полковник налоговой милиции, начальник подразделения налоговой милиции «Фантом» в зоне проведения АТО Александр Власов. Если ранее взятка за провоз одной фуры была 1,5 тысячи, то сейчас — 150 тысяч гривен. Стало опаснее возить, говорит он.
Услышанные факты, скажем прямо, не впечатляют. Именно поэтому они вызвали бурную критику с депутатской стороны, дескать, — это фикция. В ответ Козловский заявил, что «контрабанды как таковой нет», а есть перевозка небольшого количества товаров через Лопаскино, Золотое и Станицу Луганскую. Такой результат, по его словам, объясняется законодательными прорехами. И добавил, что готов пройти проверку на детекторе лжи на предмет того, получал ли он взятки за контрабанду за год.
Куда же тогда подевалась контрабанда? Дьявол кроется в деталях. Контрабандой, согласно закону, считается незаконное перемещение груза через официальную границу с другой страной. Де-юре ее никто не менял с РФ, но по факту между оккупированными и территориями, подконтрольными украинским властям, линия размежевания установлена в соответствии с Минскими договоренностями. Это «серая» зона, где и возникает больше всего вопросов. «До 400 метров, где установлены минные поля, пребывание любого транспортного средства — законно, и доказать умысел человека, когда он говорит, что везет бумагу, а это не так, тяжело. Нет ни одной нормы закона, которая бы унормировала или давала бы список товаров, которые не могут находиться в зоне до 400 метров», — заявил Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. Отсутствует и жесткое наказание за такого рода нарушения. На это и «бьют» правоохранители. Первый вывод — де-юре контрабанды по линии размежевания нет, но де-факто все понимают, что она присутствует, только называется по-другому.
Второй, по словам правоохранителей, — отсутствие права конфискации транспортных средств часто сводит к нулю их работу по выявленным нарушениям. Не изъятая машина отпускается, далее следует подача зафиксированного факта в суд, и только по его решению возможна конфискация товара и транспортного средства. А фуры гоняют и далее.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ?
Третий — кадры. По мнению народного депутата Семена Семенченко, проблема незаконного перемещения товаров или грузов через линию разграничения «угрожает национальной безопасности», и в нее вовлечены правоохранители. «Хочу, чтобы вы перестали прятать голову в песок и работать по вертикали только внутри», — обращается он в сторону правоохранителей. Если с этим они не могут справиться сами, то, по словам нардепа-комбата, навести порядок в управляемости военной вертикали должны помочь начальник Генштаба и министр обороны.
«Это вопрос относительно ответственности отдельных командиров военных подразделений», — возразил депутату Матиос. По его словам, были случаи, когда присутствующие военные прокуроры в составе мобильных групп по борьбе с контрабандой фиксировали конфликты, когда военные блокировали работу с помощью применения оружия. Был ли пойман кто-либо на границе за взятки, поинтересовались у него депутаты. «Из-за коррупции открыто 13 уголовных производств в отношении 13 человек. На данный момент уже осуждены восемь человек с конфискацией имущества, которые были задержаны. Это за нынешний год», — рассказал Главный военный прокурор Украины. Наверное, упреждая вопросы нардепов о неубедительности таких аргументов в качестве демонстрации эффективности работы судебной вертикали, Матиос добавил, что результат «критический» из-за прорех в законодательстве, и намекнул, что коррупцию на границе сложно победить без решения вопроса повышения зарплат.
Все это есть, соглашается председатель парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев. Однако списывать организацию незаконных товарных потоков только на военных — нелогично, считает он, ведь в процесс вовлечены все органы, работающие на линии разграничения. «Контрабанда не просто есть. В нее в основном вовлечено руководство правоохранительных органов и, что самое страшное, — командиры ВСУ. Мы имели до заседания разговор в местной прокуратуре без камер, и я спросил, сколько командиров ВСУ вовлечено в контрабанду. Ответ: все, кто стоит на линии столкновения, к сожалению, замешаны в этом», — сказал он в разговоре с «Днем» после встречи. Однако конкретных фактов назвать не смог.
В вопросе кадров есть еще один момент, о котором часто забывают, но его воздействие существенно влияет на работу людей на границе. Речь идет о нехватке оперативников. Недокомплект в Луганской СБУ — 52%, в МВД — 1600 сотрудников.
КУДА ВЕЗУТ ЛЕС?
Открытым пока остался и вопрос вывоза леса из Луганской области. По словам секретаря объединения общественных организаций Старобельского координационного совета Владимира Козачка, местные активисты передавали несколько раз факты незаконной вырубки, но правоохранители спустили информацию на тормоза. «Только определенное количество автомобилей возят лес, дуб, ясень и другие породы дерев... Их номера известны. Город увешан камерами, тут все просматривается», — резюмировал он. В ответ: факты видели, не подтвердились, сейчас по-новому пересматриваем, ищем доказательства.
КАК ОСТАНОВИТЬ «ТЕНЕВЫЕ» ПОТОКИ?
«Есть ли у вас ощущение, что проблему будут решать?» — поинтересовался «День» у Туки. «Был сложный разговор. Думаю, будем наводить порядок», — резюмировал он после заседания. По словам руководителя Луганской областной военно-гражданской администрации, сейчас СБУ и МВД «реагируют на наши замечания, работа есть... Контрабанда уменьшилась на 70%. Это видно по количеству автомобилей». Однако особо радоваться не стоит. Как отбелить «серые» потоки на востоке?
Тука предлагает начинать с реформы судов, усилить меры ответственности за контрабанду для водителей и экспедиторов. «Надо забирать у собственников транспортных компаний такие машины», — подытоживает он. И последнее — открыть логистический центр в Станице Луганской, где украинскую продукцию сможет купить и население с оккупированных территорий.
Нардеп Олег Барна считает, что надо внести изменения в порядок о распоряжении имуществом, изъятом при выявлении нарушения во время пересечения линии на границе с «ЛНР». Он предлагает отправлять выявленные товары (без документов) на нужды армии или населения региона.
С двумя предыдущими согласен Власов и от себя добавляет, что фискалы просят присвоить им статус участников АТО, ведь они каждый день под прицелом. Олег Козловский напоминает о необходимости нормы, позволяющей службам на границе конфисковывать автотранспорт нарушителей.
С этими предложениями комитету следует обратиться в КМУ и к коллегам по парламенту, горит Соболев, чтобы оперативно их решить. Со своей стороны также добавляет, что особое внимание надо уделить вопросу повышения зарплат правоохранительным органам, где сейчас скрыто много коррупционных рисков.
КОММЕНТАРИИ
Анатолий МАКАРЕНКО, бывший глава Государственной таможенной службы Украины:
— Есть две проблемы. Первая — надо четко отделить незаконные перемещения груза через линию разграничения от реальной контрабанды. По линии размежевания — чистое мафиозное перемещение грузов, и ситуация там непростая. Создали огромный бизнес, потому что любой запрет создает желание его обойти. В Украину везут уголь, контрафактные сигареты, алкоголь, от нас — продукты питания и ширпотреб. Вторая проблема — коло 600 км неконтролируемой госграницы на востоке страны. И там никто не видит, что происходит. А стоило бы, ведь именно там идут контрабандные потоки из России. Чтобы избавиться от незаконного перемещения грузов, надо принимать политическое решение. Ни в коем случае не принимать закон об еще одной свободной экономической зоне, ведь в Крыму ее создали, набили шишки и сейчас блокируют полуостров. Нужно идти другим путем. Основные продуктовые потоки везут не на повозках, а перевозятся операторами для торговых сетей. Поэтому первое — просмотреть эти сети, кто куда поставляет, проверить их поставщиков и перевозчиков (их все знают), в случае нарушения на границе просто забирать лицензию у таких перевозчиков. Ловить на границе — значит создавать людям бизнес, повышать ставки. Кроме того, я поддерживаю инициативу с запуском легальных логистических центров и продуктовых хабов на границе с оккупированными территориями. Есть еще один вариант — закрыть вообще границу.
Сергей ТАРУТА, бывший глава Донецкой ОГА:
— Проблему можно решить, если будет разрешение на провоз определенной категории товаров, создадут список компаний, которые могут возить. Любой запрет всегда сопровождается попыткой появления других схем... Внешняя информация, которая поступает, указывает на то, что если объемы на востоке и снизились, то не намного. И самое главное постоянно происходят всякие подрывы на нашей территории (не на той) автомобилей, ж/д составов, чтобы тех, кто не вошел в акцептованный устный список, спровоцировать, и чтобы они шли по теневой, контрабандной схеме. К сожалению, пока все это остается. Надеюсь, что усилия силовиков, прокуратуры в лице Матиоса (с ним связываю большие надежды) приведут к изменению ситуации к лучшему... КМУ должен разработать регламент провоза такой продукции вместе с соответствующими службами (налоговая, пограничники, милиция, военные, СБУ). В чем сегодня проблема? Когда происходит смена людей на блокпостах, вместе с ними меняются и правила проезда. Иногда создаются искусственные преграды для тех, кто в перечне акцептированных компаний.
Выпуск газеты №:
№177, (2015)Section
Экономика