Как получить Иммунитет?
«День» предлагает помощь правительства по «доработке» программы действий и плана спасения экономикиУкраинская экономика страдает. Убитый годами неудачных реформаторских экспериментов иммунитет привел к тому, что мы подхватываем чуть ли не все лихорадки ближких и даже дальних от нас государств, и часто «залегаем» на дно. А паразитарная по своей природе кланово-олигархическая система отнимает силы и шансы на рост. Это краткий анамнез ситуации, жертвой которой становились, пожалуй, все правительства независимой Украины.
Похоже, что Кабинет министров Дениса Шмыгаля — не исключение.
Вчера, когда номер «Дня» готовился к печати, уже стало известно, что программа действий Кабмина депутаты таки отправят на доработку. Об этом, в частности, заявил депутат от правящей партии и председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансовой и налоговой политики Даниил Гетманцев. Депутатов снова, как и месяц назад, не устроило «качество документа».
«У Рады есть четкая позиция в отношение этой программы. Мы будем отправлять ее на доработку. Я не думаю, что есть какие-то сомнения в этом плане. Поэтому решение будет принято в четверг. Не устраивает сама программа. Если бы вы ее открыли, то увидели, что на 9 страницах есть набор определенных слоганов, определенных лозунгов, определенных идей, с которыми, с одной стороны, сложно не согласиться, однако реализация этих идей не определена в этой программе. Поэтому мы считаем, что над ней следует еще поработать», — пояснил Гетманцев.
Напомним, что речь идет о, так сказать, дорожной карте, которую правительство должно было распланировать и четко прописать и в течение каденции выполнять.
Без принятия программы парламентариями Кабмин Дениса Шмыгаля не будет иметь годового иммунитета и рискует уйти в отставку раньше.
Правительство зарегистрировало в Верховной Раде проект постановления №3330 «О Программе деятельности Кабинета Министров Украины» еще 13 апреля. По словам премьера Дениса Шмыгаля, документ был реалистичным и предусматривал возобновление экономического роста. Согласно тексту программы, к приоритетным региональным направлениям деятельности Кабмина относились: формирование эффективного местного самоуправления и органов государственной власти на новой территориальной основе, оптимизация системы территориальной организации власти на местах, совершенствование административно-территориального устройства. Но ряд комитетов ВРУ отказались рекомендовать программу правительства к рассмотрению в сессионном зале и отправили на доработку. После полуторамесячной работы, в том числе с экспертными и аналитическими группами различных ассоциаций, правительство вернуло программу в парламент, но подкрепив документ ... Планом спасения экономики, где на 84 страницах текста расписал по-пунктам основы экономической и финансовой политики, которую собирается воплощать. В документе мало цифр, но, как утверждают эксперты, есть направления, куда правительство Шмыгаля будет «толкать» экономику. И как отмечают эксперты, с которыми пообщался «День», есть много интересного и ценного, но все еще под большим вопросом остается, не останутся эти «правильные вещи» лишь декларациями.
«День» попросил экспертов оценить наработки правительства и помочь КМУ «доработать программу». Правильно определенный диагноз — это половина успеха в борьбе с проблемой, поэтому вопрос, от которых мы предлагали оттолкнуться, давая рекомендации: 1) от чего Украину нужно спасать? 2) чем это лечится? и 3) как нанять квалифицированных «врачей»?
«ДЕЙСТВИЯ РАСХОДЯТСЯ С ДЕКЛАРАЦИЯМИ»
Григол Катамадзе, президент Ассоциации налогоплательщиков Украины, член наблюдательного совета Украинского совета бизнеса:
— Программа деятельности правительства изложена на нескольких десятках страниц. Анализировать их подробно в рамках небольшого комментария сложно, но когда речь идет о спасении страны, необходимо принимать несколько иные меры, чем изложенные в этом объемном, красиво оформленном документе.
Спасать необходимо украинскую экономику, украинский малый и средний бизнес! Нужно создавать соответствующие условия для его развития. В этой программе есть все, начиная от налога на выведенный капитал и заканчивая в очередной раз созданием Службы финансовых расследований. Все вроде заложено, вопрос, как это будет реализовано? То же самое было заложено и в программах прошлых правительств, но мы с каждым днем все хуже и хуже живем.
Я думаю, что рецепт спасения украинской экономики — это принятие новых Налогового и Таможенного кодекса, настоящее реформирование соответствующих структур. Речь идет о нефасадном и не в угоду международному валютному фонду, а реальном реформировании.
Приведу один пример, на который правительство не имеет ответа. В условиях пандемии Министерство здравоохранения Украины в разгар карантина заказало украинским производителям защитные средства. Производители получили из собственного кармана деньги и выпускали продукцию. Но потом Минздрав отказался ее покупать. Одновременно с этим правительство Украины приняло решение запретить экспорт защитных средств, выпущенных в Украине, и на прошлом заседании продлили до 1 июля этот запрет!
Так невозможно развиваться украинскому бизнесу. Если свое же правительство не хочет закупать у украинского производителя соответствующий товар, который по его же заказу и был изготовлен, то дайте возможность этому бизнесу экспортировать его! Есть большое количество предложений, чтобы украинские производители получили валюту и расширяли свое производство.
Вот это никак не отражено в программе Кабинета Министров. Они могут принимать на бумаге хорошие программы, но реальные шаги противоречат всякой логике, в том числе и тех программ, которые они сами принимают.
«СПАСАТЬ ЭКОНОМИКУ НАДО ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА»
Владимир Панченко, экономист, директор «Агентства развития Днипра»:
— В наработанных правительством планах я увидел много позитивных вещей. Речь идет, прежде всего, о стимулировании развития инфраструктуры экономического роста — в частности, индустриальных парков; ограничении импорта на время действия карантинных мероприятий, финансировании временной вынужденной нетрудоспособности предприятий в условиях карантина; существенной поддержке экспертно-кредитного агентства Украины и приоритете в продвижении национального производителя за пределами страны.
В общем, сам подход, когда правительство формирует планы по распределению на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные тренды, считаю правильным. Раньше правительства имели фантазийные индикаторы в Программу действий, которые потом не учитывали при составлении даже плана мероприятий.
Но вместе с тем я не увидел в программе, как собирается работать правительство с проблемой кредитного голода украинской экономики? С одной стороны, это проблема якобы, Национального Банка Украины, который у нас почему-то в статусе «священной коровы». Но страдает от этого экономика. По нашим подсчетам, банки недокредитируют экономику более чем на триллион гривен. И речь идет о минимально необходимом уровне поддержки, который необходим украинскому бизнесу, чтобы быть конкурентным в глобальных условиях.
Поэтому, когда вы спрашиваете о том, от чего спасать, то для меня ответ очевиден, от Нацбанка.
Также меня насторожила информация, что в меморандуме с МВФ правительство обязуется не прибегать к ограничениям международной торговли — ни тарифным, ни нетарифным. Хотя как раз в плане спасения экономики проблема антидемпинга и нечестной конкуренции с производителями страны, которые дотируют свой бизнес, прописана довольно четко.
«УКРАИНА — И УКРАИНЦЫ — ИМЕЮТ ВЫСОКУЮ СИЛУ ВЫЖИВАНИЯ»
Андрей Длигач, доктор экономических наук, генеральный директор Advanter:
— Украина явно не готова к глобальным вызовам. И пандемия — это лишь один из них. Украинская экономика слишком сильно зависит от импорта из Китая и экспорта в ЕС, от цен на сырье и альтернативных логистических путей. Украина энергетически неэффективна. Мы не готовы к глобальным экологическим изменениям, фактически на уровне государства упустили существенное снижение водообеспеченности и поднятия на север субтропиков, что в конечном счете в связи с фактическим разрушением ирригационной системы на юге влияет на снижение урожайности.
Украина является хрупким государством со слабыми институтами. Население патерналистски настроено, ориентировано на архаичное трактование ценностей благосостояния, безопасности и справедливости, вместо ответственности, развития, совместных действий.
Олигархизация экономического, медийного и социально-политического пространства только усиливается, но даже среди олигархов проукраинской настроенные сдают позиции пророссийским группам влияния (особенно это видно по медийной сфере).
Система справедливости — в широком смысле правоохранительной системы, судов — дискредитирована и почти отсутствуют положительные сигналы в отношении ее радикальной трансформации.
Демократические либеральные силы атомизированы, накоплена усталость и недоверие.
Гражданское общество расслоенное, не имеет системного воздействия.
Положительные интенции президента не опираются на стратегическое видение, стратегию и политику, отсутствует профессиональная команда как у самого президента, так и в других властных институтах.
«Лечение» возможно симптоматическое и системное. Системное лечение — это признание, что существующее государство не может быть реформировано. Оно построено на ложных постсоветско-олигархических началах. И, соответственно, государство в Украине нужно строить заново.
Гидра олигархической власти не может быть разрушена только прозрачными государственными закупками или реформой госслужбы. Положительные точечные изменения «съедаются». Реформаторы — такие как Александр Стародубцев, Оксана Маркарова, Руслан Рябошапка Лана Зеркаль, Макс Нефедов, Егор Фирсов (и даже Александр Ройтбурд!) отправляются в отставку, а положительные изменения «отыгрываются» назад.
Вместо отрубленной головы Гидры появляются законы наподобие 1210.
Симптоматическое лечение в виде точечных изменений не работает. И это стало очевидно еще в 2016 году. Итак, мы потеряли время и получили еще слабое государство с разочарованием и усталостью.
На что же можно возлагать надежду? Украина — и украинцы — имеют высокую силу выживания. И предприимчивость, которая всегда спасает экономику и общество от государства.
Так что во время фазового перехода и ожидания глобальных трансформаций Нового мира у Украины появляется шанс заявить собственную модель, а не держаться за ограничения. Перестать обвинять МВФ, ВТО, ЕС в собственной несостоятельности быть конкурентоспособной. А предложить сильные шаги.
Перезагрузка судов. Создание новой системы институтов исполнительной власти — компактных, сервисных, профессиональных. Приватизация. Либеральная налоговая реформа и введение настоящего рынка земли с допуском международных инвесторов. Это важно, поскольку именно приоритет частной собственности позволит восстановить гражданское сообщество и разрушить ураинский патернализм.
Может ли это сделать действующая власть? Пока да, но только открытым способом, привлекая к созданию новой стратегической видения страны широкий круг общественных экспертов, взяв на себя модерационное лидерство. В том числе получить четкие сигналы (как на уровне соглашений, так и на уровне действий) от олигархов о готовности работать на международные рейтинги страны, отойти от политического и медийного влияния, способствовать созданию условий равного доступа на рынках.
Выпуск газеты №:
№103, (2020)Section
Экономика