Как поставить бюджет на службу людям?
Василий Надрага предлагает: нужны социальные стандарты![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060320/445-5-3.jpg)
Сегодня народ получил кучу обещаний о социальном рае после выборов. Однако, как свидетельствует предыдущий опыт, реальность, очевидно, будет совсем другой. Как внедрить систему, по которой предвыборные обещания не будут выходить за рамки возможного, а их авторы будут отвечать за каждое свое слово? Об этом в интервью с главой парламентского подкомитета по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, уполномоченным представителем Народного блока Литвина в ЦИК Василием НАДРАГОЙ.
— Уже несколько лет бюджеты нашей страны называют социально ориентированными или просто социальными, но основная масса населения практически не ощущает позитивных изменений? Возможна ли в Украине «революция» в системе перераспределения бюджетных средств, которая бы сделала социальное обеспечение более прозрачным и понятным.
— Если мы хотим быть настоящей европейской страной, нам очень необходимы эффективные инструменты справедливого формирования государственного бюджета. Каждая категория населения должна видеть перед собой четкую перспективу. Наемным работникам, пенсионерам, студентам, инвалидам бюджет так или иначе должен обеспечивать потребительский уровень, необходимый для достойной жизни. И принимая бюджет, мы должны думать о том, как к этой планке приблизиться. Для этого в стране необходимо внедрить социальные стандарты, которые должны находиться в основе формирования бюджета. А тогда уже можно обсчитывать налоги, составлять баланс доходов и расходов, в том числе на здравоохранение, образование и тому подобное. Но сегодня в Украине существует проблема не только с выделением бюджетных средств, но и с получением их конкретным получателем. Поэтому следующее правительство должно сделать все для того, чтобы деньги поступали вовремя, а не тогда, когда заблагорассудится какому-то чиновнику. Очень показательна ситуация с бюджетом-2005. Если бы не продали «Криворожсталь», то он мог бы лопнуть, как мыльный пузырек, и страна оказалась бы финансовым банкротом.
— К счастью, это не произошло, но и без того складывается впечатление, что гуманитарная сфера финансируется исключительно по остаточному принципу?
— Это действительно так. В последнее время мы наблюдаем странную ситуацию, когда при общем увеличении размера государственного бюджета, это почти никак не отражается на уровне жизни простого учителя и медика. К сожалению, Кабинет Министров почему-то определяет совсем другие приоритеты государственного финансирования. Скажем, только за последний год финансирование налоговой службы увеличилось на 229% (на 700 млн. грн.), Генеральной прокуратуры, судейства, СНБО — на 180—195%. Очевидно, приоритеты в социальном государстве должны быть другими.
— Что необходимо, чтобы государство наконец вспомнило о необходимости финансировать образование?
— Про учителей говорят со всех высоких трибун, отмечая их значимость для общества. А как это отражается на их благосостоянии? Учителям нужны не пустые обещания, а выполнение обязательств, взятых на себя государством. Конституционное право учителей получать за свой нелегкий труд соответствующую заработную плату, должно наконец реализоваться, а не оставаться предвыборным обещанием.
Один шаг на этом пути уже сделан. Недавно были внесены изменения в Закон Украины «О реструктуризации задолженности по выплатам, предусмотренных статьей 57 Закона Украины «Про образование» педагогическим, научно-педагогическим и другим категориям работников учебных заведений». Этот документ предлагает выплатить учителям долги по заработной плате согласно статье 57 Закона Украины «Про образование», в соответствии с которой зарплата педагога должна быть вдвое выше средней зарплаты работника, занятого в промышленности. Для реализации намеченного за пять лет требуется 11 миллиардов гривен. И хотя эта сумма достаточно обременительна для бюджета, особенно учитывая нынешний спад в экономике, рост цен и инфляцию, ее все-таки необходимо найти.
— Очевидно, что кардинальных изменений требует и медицинская система?
— По мнению большинства медиков, абсолютно здоровых подростков в нашей стране практически нет, а значит нет и здоровых призывников, студентов, взрослых людей. И это катастрофическая ситуация. Одним из путей выхода из такого унизительного для страны положения — восстановление эффективной системы детского оздоровления. Сейчас эта практика в нашей стране сводится, к сожалению, только к организации работы детских лагерей, а тема круглогодичного санаторно-курортного оздоровления детей даже не обсуждается. Хотя, как известно, подростковый возраст является одним из наиболее тяжелых периодов жизни человека, и особенно в нашем государстве, потому что нужно принимать во внимание и постчернобыльские последствия, и экологию, и нынешний потребительский уровень граждан, не позволяющий детям полноценно физически развиваться.
Сейчас, кстати, нет средств для приобретения путевок для детей, нуждающихся в профильном лечении. Разве это нормально? Поэтому здесь также необходимо внедрять революционные мероприятия, чтобы создать качественно новую эффективную систему.
— Какие еще социальные направления, нуждающиеся в наибольшем внимании, вы бы выделили?
— К сожалению, сейчас нельзя утверждать, что в Украине есть реальная, профинансированная государственная программа обеспечения молодежи жильем, а это фундамент развития общества. Местная власть должна выделять землю под молодежное строительство без каких-либо промедлений, без так называемых взносов на социально-экономическое развитие, развитие инфраструктуры и другие надуманные программы. Подобную практику следует немедленно прекратить. Одна из главных основ разрешения этой проблемы — увеличение объемов кредитования и удешевление кредитов.
Также кардинальных изменений требует и система финансирования культуры и науки. Очень часто их финансируют по остаточному принципу. А это недопустимо. Как может страна рассчитывать на успехи в будущем, не создавая надлежащих условий для гармоничного развития своего общества. Консервируя устарелую систему распределения средств для социальной сферы, мы лишаем перспектив и себя, и следующие поколения. Повторяю, что без внедрения социальных стандартов нам не удастся добиться необходимых изменений.
— Как будет действовать система социальных стандартов?
— В первую очередь, она предусматривает внедрение новой идеологии в отношениях между гражданами и государством. По существу, это новая идеология жизни. Только при такой системе можно осуществить плановый подход к решению проблем общества. Так живет весь цивилизованный мир: французы, немцы, англичане и граждане других стран, которые давно уже взяли за основу принципы социальных стандартов. В отличие от них, у нас система социальных минимумов, которые сегодня полностью девальвированы, потому что разрабатывались еще в середине 90 х годов и с тех пор не менялись. Но даже тогда никто из разработчиков не пробовал на них прожить. Короче говоря, система, сегодня существующая в Украине — унизительна. Складывается впечатление, что ее основная цель — подачки гражданам, направленные на то, чтобы они своим недовольством не мешали чиновникам заниматься своими делами.
— Мы видим, что основным инструментом ведения политической борьбы сегодня остаются манипуляции на социальных проблемах общества. Очевидно, что это совсем не содействует настоящим изменениям.
— Действительно, нынешние избирательные гонки заверяют, что многие политические силы только спекулируют на проблемах граждан, и даже не пытаются их решать. А выход из ситуации совсем близко. Раз и навсегда уничтожить возможность для спекуляции можно, когда будет принята система социальных стандартов. При таких условиях обществу будет понятно, какие обязательства взяла на себя власть. И очередное увеличение пенсий будет восприниматься как выполнение обещанного, а не как подачка. Не выполнил обещаний, не достиг социального стандарта — закончился как политик. Проще говоря, социальные стандарты позволяют контролировать работу власти, а именно это людям необходимо на данном этапе.
Выпуск газеты №:
№45, (2006)Section
Экономика