Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как профинансировать победу?

Введение временного «военного сбора» в размере 1,5 процентов с доходов физических лиц, по подсчетам Министерcтва финансов, дополнительно принесет 2,9 миллиарда гривен на цели обороны уже в 2014 году
31 июля, 11:45
ФОТО РЕЙТЕР

28 июля Арсений Яценюк вернулся к исполнению обязанностей премьер-министра и в тот же день представил общественности некоторые безотлогательные реформы, в частности налоговые, на которых настаивает правительство, чтобы иметь возможность наполнять бюджет. Это военный сбор (премьер назвал его временным налогом) в размере 1,5% к налогу на доходы физических лиц. До конца  года, как ранее сообщил  заместитель министра финансов Владимир Матвийчук, за счет этого сбора можно будет получить дополнительно 2,9 миллиарда гривен на цели обороны.

Кроме того, в парламент вносится законопроект о введении спецсчетов по НДС, сказал Яценюк.  Он уверен, что «это та модель, которая позволит честным плательщикам НДС не только платить налог, но и получать возмещение». Кроме того, правительство предлагает уменьшить ставку единого социального взноса (ЕСВ), увеличив базу налогообложения. «Если мы согласуем до четверга реформы единого социального взноса, то у нас есть идея сократить ставку налогообложением ЕСВ и при этом расширить базу налогообложения, чтобы детенизировать зарплаты, чтобы увеличить доходы и чтобы уничтожить теневой оборот капиталов и средств, — продолжал Яценюк. — Надеюсь, что парламент, возможно, поддержит».

Концепция реформирования украинской налоговой системы предусматривает отмену 14 налогов. Останутся только: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физлиц; НДС; акциз; ресурсный налог; налог на имущество; единый налог и фиксированный сельхозналог. Реформы во время войны? Возможно ли это, ведь война сама по себе ведет к многочисленным бедам и несчастьям, а тут еще государство со своими налоговыми новациями. Тем не менее, эксперты, собравшиеся в понедельник в Украинском кризисном медиа-центре, уверены, что сейчас самое подходящее время для реформ.  С их помощью можно, а главное — нужно наполнять бюджет и снабжать всем необходимым украинскую армию. А если этого не сделать, то после завершения АТО тем, кто вернется с фронта, просто негде будет работать.

Соглашаясь с этой мыслью, координатор группы «Налоговый кодекс» Тарас Козак «благодарит» президента РФ Владимира Путина за то, что он открыл для Украины окно возможностей в направлении неотложных реформ, которые не удавалось провести за последние 20 лет.  Реформы, говорит старший экономист Центра CASE Владимир Дубровский, это наш долг перед теми, кто воюет и, к сожалению, погибает в эти дни за Украину, за страну, которой они по-настоящему еще не видели. «Если не будет реформ, не будет и Украины», — говорит он. А народный депутат, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан, подчеркивает: реформы, конечно, очень нужны, но крайне важно, чтобы они не были популистскими.

«Концепция реформирования украинской налоговой системы предусматривает отмену 14 налогов. Останутся только: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физлиц; НДС; акциз; ресурсный налог; налог на имущество; единый налог и фиксированный сельхозналог»

Особое мнение по поводу хода реформ в военное время высказал президент общественной организации «Союз налоговых консультантов» Леонид Рубаненко. По его словам, кроме призывов премьер-министра с трибуны Верховной Рады, хотелось бы услышать, к примеру, ответ на такой вопрос: как можно ожидать реформ, когда поручения премьер-министра о начале налоговой реформы не содержат никакой конкретики. «Неотложно представить...», «провести заседание...», «о результатах доложить...» — цитирует находящийся у него в руках документ Рубаненко и спрашивает: а где тут написано, что и как нужно сделать, будет ли создан впоследствии законопроект?

«В результате по определению не может быть реформы, как бы ни назывались соответствующие группы, которые создаются для разработки законов, — сокрушается эксперт и добавляет: — Работы в этом направлении нет. Общество к реформам готово, но его никто не пытается спросить, какие именно изменения ему нужны». Так в парламенте появляются документы, которых ни эксперты, ни гражданское общество не видели. При этом он ссылается и на личный опыт: «Я принес свои наработки, а мне говорят: это не то, мы не для того тут собрались. Речь в документе шла о том, чтобы убрать из бизнеса посредников и конвертационные центры. Это был готовый и апробированный, в том числе и за рубежом, законопроект с разделами о налогах с прибыли и добавленной стоимости. Теперь, через четыре месяца, все это начинается снова, с концепции такого законопроекта».

Самой главной и самой необходимой реформой в стране является борьба с коррупцией, отмечает эксперт инициативы Реанимационная платформа реформ (группа «Налоговая реформа») Илья Несходовский. «Я рассматриваю реформы исключительно как борьбу с этим злом, — говорит он, — это наш внутренний враг, разъедающий нашу страну. Он не позволяет нормально обеспечивать нашу армию, наполнять государственный бюджет, нормально работать всем ветвям власти». «Нужны ли реформы, — спрашивает эксперт и отвечает: — Безусловно. Кто сказал, что если у нас два фронта, то мы должны сосредоточиться только на одном и ничего не делать на втором? Реформы — это и есть борьба на втором фронте».

Член-корреспондент Академии экономических наук Александр Кирш также считает, что реформы в военное время возможны и необходимы. В то же время он отмечает, что нашу экономику необходимо реформировать с учетом того уровня, на котором она сейчас находится. Однако он считает, что борьба с коррупцией будет успешной лишь в том случае, если у чиновников будет нормальная зарплата, не вынуждающая их воровать. Эксперт соглашается с тем, что сегодня все же находятся люди, которых устраивает низкая чиновничья зарплата, но отмечает, что в мирное время волна патриотизма утихнет. «Нельзя всю экономику строить на патриотизме, — отмечает ученый, — она должна строиться на экономике, особенно в то время, когда новое руководство налоговой службы района нередко встречают «коктейлем Молотова».

«Я бы не сказал, что бизнес массово идет работать на государство», — поддерживает Кирша народный депутат (партия «УДАР»), первый заместитель главы парламентского комитета по аграрной политике и земельным отношениям Тарас Кутовый. Реформы он рассматривает с двух точек зрения: кому они выгодны и какие шаги, соответственно, сделаны. По его словам, сегодняшний парламент представляет бизнес-интересы многих групп и, в соответствии с этим, лоббируются секторальные изменения. Народный депутат настаивает, что в государственной власти должны появиться профессионалы, которые приходят не на год-два. «Нужно фильтровать людей, которые приходят во власть, нужно постоянно говорить о люстрации», — настаивает народный депутат и  подчеркивает, что этого сегодня, к сожалению, не происходит.

Говоря о сельском хозяйстве и необходимых ему изменениях, народный депутат напомнил высказывание своего земляка Григория Сковороды: не учите яблоню, как яблоки родить, лучше отгоните от нее свиней. По его мнению, все налоговые изменения должны исходить из того, чтобы обеспечивать хозяйствам нормальную рентабельность. «Если бы рентабельность наших предприятий была достойной, то, понятно, что у конвертационных центров было бы меньше работы», — уверен Кутовый. Анализируя рынок земли в Украине, он отмечает, что в собственности  государства сегодня находится восемь миллионов гектаров земли. Это треть всей пашни Украины. Из них шесть миллионов сдается в аренду, два миллиона  гуляет где-то на черном рынке. При этом у государства 411 предприятий, из которых 37% нерентабельные, 32% — низкорентабельные. «Если сдать в аренду только два миллиона гуляющих гектаров, то можно одноразово получить четыре миллиарда долларов, — предлагает народный депутат и добавляет: — А мы не знаем сегодня, как наполнять бюджет». 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать