Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как сделать город конкурентным?

Заметки о децентрализации в Польше на основе увиденного в мэриях Кракова, Лодзя и Люблина
13 июля, 19:01
ЕЖЕГОДНО КРАКОВ ПОСЕЩАЕТ 10 МИЛЛИОНОВ ТУРИСТОВ. ПРИТЯГИВАЕТ ГОСТЕЙ В ГОРОД МНОЖЕСТВО ТЕМАТИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ И УНИКАЛЬНО СОХРАНЕННЫЕ, УХОЖЕННЫЕ И ПЕРЕОСМЫСЛЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ

О том, что Польша по уровню развития опережает Украину, эксперты говорят уже давно. И ключевыми секретами ее успеха чаще всего называют две вещи: деньги Евросоюза и вовремя и эффективно проведенную реформу местного самоуправления, так называемую децентрализацию. Именно благодаря децентрализации Польша смогла вступить в ЕС и НАТО. Украинцы без этой реформы не смогут получить то, ради чего был Майдан, — не смогут реально влиять на власть. А без этого мы не сможем построить собственное сильное государство, что в свою очередь обрекает стать «донором» мозгов для соседа с более высоким уровнем жизни. Кстати, в Польше уже признают, что без украинских мигрантов им будет сложно обеспечивать темпы экономического роста, которые они набрали.

«День» имел возможность увидеть «магию» реформы органов местного самоуправления в действии. Вместе с участниками второй программы «Школа мэров», которая в этом году происходит при финансовом содействии Western NIS Enterprise Fund, за восемь дней мы побывали в мэриях трех разных польских городов — Кракова, Лодзя и Люблина.

БЕКГРАУНД

Реформировать органы местного самоуправления Польша начала сразу после обретения независимости. После того как блок «Солидарность» (созданный вокруг движения «Солидарность» и объединивший много разнообразных политических течений: от левых социалистов до консервативных, католических, националистских групп) получил абсолютное большинство на выборах в верхнюю палату сейма — 99%, правительство Польши во главе с премьером Тадеушем Мазовецким и вице-премьером Лешеком Бальцеровичем начали создание системы локальной демократии в стране. Власть, по сути, передавали кадрам без опыта работы в местном самоуправлении, но стремящимся к переменам. Именно система региональных активистов, продуманная и развитая за те десятилетия, пока руководители «Солидарности» сидели по тюрьмам, стала опорой для реформ.

Были образованы муниципалитеты, включавшие город или группу сел. Появилась задача: предоставить этим вновь созданным единицам источники финансирования, как можно более независимые от центрального бюджета. С одной стороны, муниципалитетам нужно было предоставить больше всего свободы, а с другой — государство должно было создать стандарты и систему платежей, чтобы обеспечить людям равный доступ к базовым государственным услугам, — это прежде всего образование и здравоохранение. Для решения этой задачи нужно было создать новую систему налогообложения.

В Польше до сих пор нет сильной финансовой децентрализации: около 50% налогов направляется в госбюджет. Почти все налоги, кроме нескольких сугубо локальных, собирает государственная налоговая служба. Она отвечает за распределение средств между разными уровнями власти. Это довольно сложный процесс. Весь НДС и все пошлины забирает государство. Главным источником бюджета муниципалитетов является часть налога на доходы физических лиц. Кроме того, они имеют все локальные налоги. Кстати, в Польше нет одного централизованного казначейства — у каждой гмины есть свое. Как сказал на одной из встреч исполнительный директор Союза городов Польши Анджей Поравский, настоящая децентрализация в Украине начнется с ликвидации госказначейства...

Сегодня в Польше 16 воеводств (областей), 314 поветов (районов), кстати, в Польше, так же как в Украине, ведутся дискуссии относительно того, нужно ли это промежуточное звено, и 2479 гмин (громад), которые могут быть сугубо сельскими, городскими или смешанными (город + окружающие села).

Территориальное самоуправление по структуре похоже на центральную власть в Польше, их составляющие отличаются названиями, но имеют подобные компетенции на своем уровне.

Жители польских городов выбирают президента города (мэра) и Совет города. Важный элемент самоуправления в Польше — возможность проведения местных референдумов, на которых жители могут отправить в отставку президента города и совет по следующей процедуре: 15 жителей подписывают ходатайство в Совет, совет проверяет подписи, тогда инициаторы должны собрать 10 тысяч подписей, которые передаются в Совет города. После проверки Совет объявляет референдум. Отставка происходит, если за отозвание голосует количество избирателей, эквивалентное половине числа тех, кто избрал президента. Подобная процедура действует и относительно Совета города.

КРАКОВ

Первым городом, который посетили участники программы «Школа мэров», стал Краков. Власти города позиционируют его как современный мегаполис с живой культурой, открытый, богатый, безопасный и доброжелательный, который гордится своим историческим наследием, совместно созданным его жителями. И правда, амбиции Кракова вполне естественны, ведь это историческая, религиозная и культурная столица Польши. Город с более чем тысячелетней историей. Здесь жили польские короли. Отсюда пошли в мир десятки и сотни выдающихся деятелей. Жители Кракова говорят: когда столица была здесь, Польша была одной из самых могущественных стран мира.

Уникальность Кракова — в его особом историческом бекграунде, который проявляется в очень хорошо сохранившейся архитектуре. Город практически полностью уцелел во время Второй мировой войны, а в 1978 году он был внесен в список исторических памятников ЮНЕСКО.

Кстати, в Кракове действует уникальная в мировом масштабе школа консерваторов исторического наследия, специализирующаяся на эффективном сохранении памятников истории.

Туризм — основной источник доходов города. Городские власти проводят регулярные опросы гостей относительно их потребностей и пожеланий, пытаясь удовлетворить «клиентов». Ежегодно Краков посещает около 10 миллионов гостей, которые оставляют в городе в среднем 100 евро ежесуточно.

В 2013 году Краков по инициативе опять же местных властей был признан ЮНЕСКО городом литературы. Здесь проходят известные международные кинофестивали и разнообразные спортивные чемпионаты и Кубки. В городе построены современные спортивные комплексы, развернута программа обеспечения каждого района города бассейнами и спортивными площадками.

В городе работает департамент культуры и Краковское бюро фестивалей, которые отвечают за промоцию города. Их годовой бюджет — более 5 млн евро.

Кроме того, Краков — это город самых престижных университетов Польши с качественным и доступным, по европейским меркам, образованием, что привлекает как молодых поляков, так и иностранцев.

В стратегии развития Кракова, расписанной до 2030 года, Краков будущего позиционируется как «умный город». В соответствии с этой целью муниципальные власти работают на достижение шести приоритетов: развитая экономика, развитые люди, комфортные условия жизни, качественное управление, хорошая экология, мобильность.

Кроме того, Краков имеет прекрасный опыт ревитализации заброшенных промзон. Так, например, известный фильм «Список Шиндлера» снимался на территории бывшей текстильной фабрики, действовавшей на территории европейского квартала Кракова — Казимежа, а сегодня там работает всемирно известный интерактивный музей «Фабрика Шиндлера». Также в предместье  Кракова — в бывшем промышленном районе Гута — запланирована масштабная реконструкция, где состоится запуск очередного технопарка с режимом специальной экономической зоны в придачу к уже существующему, где размещаются всемирно известные хай-тек компании, такие как Моторолла, а также инновационные стартапы в отрасли IТ и биотехнологий. Всемирно известная игра «Ведьмак» была разработана именно в этих стенах.

В технопарке признаются, что привлечь компании с мировым именем и профильных игроков на рынке IТ удалось благодаря функционированию налоговых льгот, предоставляемых инвесторам. Однако сейчас инвесторов уже привлекают не столько преференции, сколько концентрация ключевых игроков на рынке, что позволяет быть в контексте и налаживать взаимовыгодные партнерства. Технопарк стал здешней «кремниевой долиной».

ЛОДЗЬ

Второй город — Лодзь. В отличие от Кракова, он не пользуется популярностью среди туристов и не имеет такого бюджета развития, как королевская столица. Бывший промышленный город, как и все моногорода (город, экономика которого зависит от одного предприятия или от предприятий одной отрасли), он пережил страшный экономический кризис в 1990-х. И, похоже, только в последние 10 лет начал от него отходить, нащупав вследствие подготовки Стратегии развития города почву для будущего.

Десять лет назад город нанял McKinsey, чтобы они написали стратегию развития города. Единственная задача, которую ставил муниципалитет перед компанией, — уменьшить уровень безработицы. Экспертам удалось ее выполнить. За пять лет действия документа в Лодзе было создано 40 тысяч рабочих мест. Стратегия стоила Лодзю один миллион злотых (приблизительно 250 тыс. дол.).

СЕКРЕТАРЬ ГОРОДА ЛОДЗЬ (АНАЛОГ В УКРАИНЕ — УПРАВЛЯЮЩАЯ ДЕЛАМИ) НИКОГДА НЕ БЫЛА В УКРАИНЕ. ПООБЕЩАЛА, ЧТО ПРОЧИТАЕТ КНИГИ «Дня» И ПРИЕДЕТ

Сегодня город внес коррективы в свою стратегию и делает ставку на креативные индустрии, бизнес-консалтинг и логистику. Недавно Польша подписала контракт с КНР о железнодорожной доставке китайских продуктов в ЕС через Лодзь — Lodz-Chengdu.

Львиная доля инвестиций в обновление инфраструктуры города — это деньги ЕС — 85%. Как рассказали в муниципалитете Лодзя, часто сотрудничество происходит по следующей схеме: сначала громада города вкладывает свои средства в проект, а затем Брюссель возвращает. Кстати, в Лодзе, как и в Кракове, есть специальный отдел, специализирующийся на привлечении грантов: люди системно пишут и администрируют проекты развития.

С инвесторами Лодзь коммуницирует при посредничестве международных консалтинговых компаний из Большой четверки и других. Город пользуется предоставленными ими контактами. Крупнейшие инвесторы города — из Франции, Германии, США, Нидерландов и Норвегии.

В инвестиционном департаменте Лодзя работает 40 человек — они выполняют координационные функции относительно других департаментов, и не всегда это специалисты в узких сферах. Вскго в муниципалитете работает 2000 человек. Средний возраст руководителей департаментов — до 40 лет.

Исключительным для Украины является опыт Лодзя в решении проблемы городского транспорта. Сегодня он на 60% дотационный. Но в стратегии развития города один из главных приоритетов — повышение качества коммунального транспорта и выведение его на самоокупаемость.

Отдельный кейс — это работа с переосмыслением промзон. 11 лет назад успешный опыт крупной инвестиции из Австралии — торгово-развлекательный комплекс «Мануфактура» и десятки тысяч метров квадратных современного элитного жилья в стиле лофт — стал толчком для подготовки к ревитализации всех заброшенных фабрик в Лодзе.

ТОРГОВО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «МАНУФАКТУРА», ПОСТРОЕННЫЙ ЗА АВСТРАЛИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ, «ВДОХНОВИЛ» ЛОДЗЬ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАБРОШЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНОВ

Чтобы старые здания, которых в Лодзе полно, не портили вид улиц, город решил обратиться к известному уже даже в Киеве опыту — украшению глухих стен дома муралами.

Сегодня в Лодзе строится новый подземный железнодорожный вокзал, который должен стать магнитом для разрастания в городе нового бизнес-центра. Стоимость проекта — 1,8 млрд злотых, часть финансирования — европейские средства, а другая часть — государственные и муниципальные. На вокзал поезда будут заезжать через тоннель на 16-метровой глубине. Вокзал будет состоять из трех зон на разных уровнях: кафе и торговые площадки, публичное пространство и собственно перроны. Кроме того, там запланировано построить автобусный вокзал, паркинг на 1000 авто, там же будет остановка городских трамваев и заезд для такси.

Также в Лодзе реализован проект «Городской велосипед». Работает уже 100 станций с 1000 велосипедов. Первые 20 минут поездки бесплатные. За 1,5 месяца функционирования проекта было осуществлено 1500 аренд. В среднем один велосипед арендуется 12 раз в день. Среднее время аренды — 18 минут. Таким образом, 80% поездок получаются бесплатными. Это отвечает цели проекта — быстро и безопасно передвигаться по городу, говорят в муниципалитете. Сегодня городские власти уже планируют утроить активы проекта: создать новые станции и докупить еще 3000 велосипедов. Этот проект уже обошелся городу в 12 миллионов злотых безвозвратной финансовой помощи.

Один из ключевых столпов, на котором стоит город — ответственная громада. И инструментом его реализации является «общественный бюджет», в Украине его называют «участническим». Это когда громада города сама определяет, как потратить часть бюджета города. Сегодня эта практика успешно работает в Лодзе. В данный момент это 1% от всего бюджета города, или 40 миллионов злотых. Кстати, промокампанию участия жителей города в формировании бюджета оплатили местные власти — она стоила 200 тысяч злотых. На специально отведенных интернет-площадках людей спрашивают, что они хотят сделать в городе в рамках компетенции гмины или повета, люди голосуют, и местные власти реализуют проекты-победители. Проекты должны быть выполнены в течение одного бюджетного года. За последний год было подано 1500 проектов. Около каждого объекта, воплощенного в жизнь за счет «гражданского бюджета», в Лодзе установлена табличка, указывающая авторов проекта. Таким образом муниципалитет пропагандирует среди жителей их участие в развитии города.

Отдельного внимания заслуживает краудфандинг (сбор малых пожертвований от граждан), при помощи которого власти города привлекли деньги на ревитализацию главной пешеходной улицы Лодзя. Каждый меценат, будь то физическое лицо или юридическое, получил именную брусчатку, которой вымощена часть этой пешеходной улицы. Будете в Лодзе, обратите на это внимание.

ЛЮБЛИН

Последним участники стажировки посетили Люблин. По сравнению с двумя предыдущими городами — Краковом и Лодзем, занимающим 2 и 3 место по количеству населения, Люблин небольшой — около 350 тысяч человек. Город расположен практически на границе с Украиной. И заметим, что, каким бы это ни казалось странным, понравился слушателям программы «Школа мэров» больше всего.

В муниципалитете города работает 1600 человек. Действует шесть департаментов, которые курируют соответствующие заместители президента города. График работы — с 7.30 до 15.30. Цель такого распорядка дня — обеспечить служащим свободное время на личную жизнь.

В городе также действует гражданский бюджет. В нем — 15 млн злотых на городские проекты и 5 млн для локальных инициатив. В этом году было собрано 170 предложений.

Граждане посылают предложения через интернет-формуляр и на бумаге в городское бюро. Формуляр простой: заголовок, калькуляция стоимости, описание. На сайте мэрии также есть развертка по стоимости типичных проектов, например, сколько стоит квадратный метр тротуара, насаждения деревьев и тому подобное. На базе этой информации жители могут посчитать приблизительную стоимость своего предложения. Деньги разбиты на бюджет для малых проектов и для крупных проектов. Каждый проект, чтобы претендовать на победу, должен иметь 20—40 подписей жителей города, поддерживающих эти инициативы. Поданные проекты проходят анализ на адекватность инициатив, после этого с авторами «проблемных» проектов проводятся консультации для их уточнения. Голосование по общественному бюджету проходит осенью. Каждый житель Люблина старше 16 лет может проголосовать за два малых проекта и один крупный. Люди могут голосовать как бюллетенем, так и через Интернет. При голосовании через Интернет необходимо указать номер мобильного и адрес проживания. Верификация голоса происходит через отсылку кода на номер телефона, который нужно ввести на сайте. Проекты-победители входят в состав бюджета города и реализуются в следующем году.

Также группы жителей могут презентовать городскому совету предложения проектов, в которых предусматривается софинансирование. Вклад граждан может быть как денежным, так и волонтерским.

В стратегии развития города Люблина сказано, что это город вдохновения. Возможно, именно поэтому этот город больше всего пришелся по душе участникам стажировки. Кстати, стратегию писали больше двух лет. В процессе постоянное участие принимали около 200 жителей. А к обсуждению документа удалось привлечь около 2000 человек.

В ЛЮБЛИНЕ В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ЖАРЫ ВОДОКАНАЛ УСТАНАВЛИВАЕТ СПЕЦИАЛЬНУЮ АРКУ-ОСВЕЖИТЕЛЬ НА САМОЙ ЛЮДНОЙ УЛИЦЕ ГОРОДА. УЧАСТНИКИ «ШКОЛЫ МЭРОВ» ПООБЕЩАЛИ СДЕЛАТЬ ТАКИЕ «ДЕВАЙС» В СВОИХ ГОРОДАХ

В городе за последние два года сумасшедшими темпами растут поступления от налогов на доходы физических лиц — на 40 % ежегодно. Есть предположение, что это следствие удачно расставленных приоритетов развития — городские власти сделали ставку на кластеры и специальные экономические зоны: создавая тепличные условия для инвестора, они стимулировали его вкладывать деньги в человеческий капитал, то есть в жителей Люблина. Это один из четырех приоритетов развития города.

В рамках двух других приоритетов — открытости и дружелюбия — город реализовывает много фестивалей, улучшает и развивает инфраструктуру, стандартизирует сферу услуг, давая кофейням и ресторанам соответствующую отметку, и вкладывает в маркетинг. По приблизительным подсчетам, в прошлом году Люблин посетили 2,5 миллиона туристов.

Четвертый приоритет — академический. Лучше туриста может быть только студент — наверное, такой установкой руководствовались разработчики стратегии. И, можно сказать, они не прогадали. Налаживание устойчивого взаимодействия муниципалитета с вузами и инвестирование в продвижение города как центра качественного и доступного образования начало давать плоды. Около 100 000 студентов, из которых около 4 000 — студенты, учащиеся в Люблине. Кроме того, что молодые люди длительное время тратят средства на свое проживание, они часто остаются здесь жить. По статистике, которую нам приводили в муниципалитете, приблизительно 70% украинских студентов, учащихся в городе, видят свое будущее в Люблине. Привлекает молодежь возможность самореализации и достойный уровень заработной платы.

Еще из интересного нельзя не отметить Фонд развития региона, работающий в Люблине. Это холдинг специализированных учреждений, охватывающих разные направления стимулирования развития.

В начале деятельности у Фонда были лишь незначительные средства на старт. Благодаря сотрудничеству с европейскими сетями деловых контактов и обучению работников удалось интегрироваться в мировое деловое пространство. Фонд является оператором для многих глобальных проектов: обучение, закупка оборудования, микрокредитование, привлечение инвестиций и тому подобное.

Фонд помог бизнесу и инвесторам создавать венчурные фонды для поддержки стартапов. Он же инициировал Люблинский кластер, помог конкурирующим институциям взаимовыгодно объединить свои усилия — недвижимость, менторы, финансирование, нетворкинг.

Люблин в свое время провел энергетический аудит — создал энергетическую карту города, ставшую основой для плана модернизации. Одним из элементов последнего стала информационная работа с жильцами домов, ОСМД, ОО по проектам термомодернизации и того, как их проводить, для чего и где взять под них средства. В Люблине активно оборудуют автобусы и троллейбусы аккумуляторами, устанавливают на их крышах солнечные батареи. Даже городская сеть велосипедов — и та оснащена солнечными аккумуляторами.

А еще публичное пространство Люблина дружественно к его жителям. Под входом в муниципалитет городской водоканал города установил «чудо-освежитель», пользующийся большой популярностью как у жителей, так и у гостей города. Кстати, эту нехитрую штукенцию, распылявшую на прохожих воду, как минимум трое городских голов, которые были с нами, уже «поклялись» реализовать в родном городе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать