Как сдержать инфляцию?
В январе ее «авторами» выступили естественные монополисты
Итак, январскую инфляцию (1,4%) можно воспринимать спокойно. Она вызвана сезонным ростом цен на услуги (2,3%) и продовольственные товары (1,4%), а также традиционным влиянием повышенных денежных выплат в декабре. Меньше, чем в нынешнем году, была стартовая инфляция только в 1998 году, когда она составляла 1,3%, да в 2000 году — 1 %. Все другие годы независимости в январе она была самой высокой. Но 1998 год стал годом финансового кризиса, а 2002 год — дефляции.
Сюрпризом для аналитиков является то, что январскую инфляцию «сделали» услуги (повышение тарифов на коммунальные услуги, в том числе и на газ), а не «хлеб и мясо». Вместе с тем по сравнению с январем прошлого года инфляционный фон заметно изменился. Он определяется декабрьской монетарной тучей, когда рост денежной массы существенно опередил изменения монетарной базы (в последнем квартале 2003 года прирост денежной массы составлял 12,5 %, базы — 6,7%). Эта туча полностью не вылилась и в январе. А поэтому, вероятно, будет висеть на небосклоне еще во всяком случае 3 — 5 месяцев. Однако по сравнению с декабрьской (1,5%) январская инфляция была меньшей. В этом контексте имеет значение именно тенденция к угасанию инфляционной волны, а также то, что нынешняя январская инфляция, которая как всегда воспринималась как негативный фактор, который гарантирует экономике и семейным хозяйствам дополнительные проблемы, ныне рассматривается как довольно умеренная. Таким образом первый из самых опасных порогов на пути годового движения розничных цен преодолен более-менее успешно. Это позволяет надеяться, что годовая инфляционная траектория удержится в пределах, установленных законом о бюджете (6,3%). Более того, по моим оценкам при хорошем урожае, стабильных тарифах и ценах на газ и нефтепродукты можно снизить годовую ценовую динамику до 4,5 — 5,5%. И я еще раз отмечаю, что одним из аргументов в пользу этого является инфляция первого месяца года, которая меньше прошлогоднего соответствующего показателя. Исходя из этого, можно также говорить о реальных шансах для опережения прошлогоднего графика роста ВВП (в январе по предварительным данным он составлял 9%) и объемов промышленного производства. Если в 2003 году январская инфляция шла инерционно нарастающим путем: с 1,4% в декабре 2002 года до 1,5% в январе 2003 года, то в 2004 году она является инерционно ниспадающей: с 1,5% в декабре до 1,4% в январе.
В то же время инфляция в январе, по нашим оценкам, достаточна, чтобы «вписаться» в шестипроцентный рост цен по итогу года, но несколько большей, чем требуется, чтобы выйти на уровень 4,5% — 5,5%.
Среди монетарных инструментов, которыми этого можно добиться, — прирост денежной базы в пределах 1 — 1,5% за январь — март (при условии, что будет сохраняться не более чем шестипроцентная динамика роста ВВП и десятипроцентная динамика роста производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и торговле). В феврале и марте желательно также сохранить январскую структуру чистой кредитной эмиссии с преобладающим направлением средств на покупку валюты. Если, конечно, правительство не будет наращивать дальше объем депозитов на счетах в НБУ и будет достаточным предложение валюты для чистых интервенций, направленных на покупку на межбанковской бирже. В противном случае придется увеличивать компенсирующее рефинансирование банков, тогда как именно незначительная эмиссия на рефинансирование в декабре прошлого и январе этого года была одним из факторов, которые помогли сдерживать инфляцию. Одновременно позитивных последствий следует ожидать от усиления гривни (при условиях достаточного превышения ее предложения над спросом и сохранения значительного позитивного сальдо текущего счета платежного баланса). Желательно также проявлять определенную сдержанность в покупке валюты (при ее избыточном предложении). Лучше дать возможность укрепиться курсу гривни. Вследствие роста спроса на национальную валюту становится возможной политика сильной гривни, которая будет содействовать дедолларизации экономики, а следовательно, уменьшению скорости обращения денег и расширению возможностей для продолжения ремонетизации экономики. Одновременно это будет иметь определенный прямой антиинфляционный эффект. Я надеюсь, что на это же будет работать и возможное заявление Нацбанка о том, что на период, в течение которого риски ускорения инфляции и ослабления динамики роста ВВП будут оставаться уравновешенными, учетная ставка будет стабильной. Очень важно, во всяком случае до лета, оставить стабильными и все тарифы естественных монополий. Среди других полезных советов правительству эксперты по монетарной политике выдвигают требование проявлять сдержанность в расходах даже при получении внеплановых поступлений в бюджет (на профессиональном языке это называется держать фискальный профицит). советник председате
ля Нацбанка Украины
Завтра — праздник Сретения, а также день, погода которого позволяет прогнозировать, теплым или холодным будет следующее лето. Так же и прошедший январь в Украине — это не только традиционно инфляционный месяц. На основании анализа его итогов можно прогнозировать ценовую динамику вплоть до конца года. Поэтому уже можно радоваться: хотя традиционного для января всплеска инфляции избежать не удалось, но принес он с собой не шторм, а только легкий бриз, который должен пристыдить тех, кто пророчил, ориентируясь только на продовольственный рынок, ценовой шок.