Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как запустить экономику

Эксперты выступают за радикальную перестройку фискальной системы
24 июня, 11:00
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Некоторые европейские экономисты считают, что тема налогов превращает нашу страну в заповедник нерешенных проблем. Так что, разрабатывая (пока еще втайне от налогоплательщиков) проект очередной налоговой реформы, Министерство финансов вынуждено торопиться. Одобрить его планируется уже осенью, хотя о нем в стране еще мало кто слышал. Некоторый свет на намечающиеся решения пролила заместитель главы ведомства Елена Макеева. Правда, пока она говорила в основном об упрощенной системе налогообложения, которая, по ее убеждению, в сегодняшнем виде себя исчерпала. По ее мнению, «упрощенку» предприниматели используют лишь для того, чтобы сэкономить на уплате соцвзноса и не платить налог на прибыль. Макеева считает, что она должна быть сохранена лишь для малого и микробизнеса, но при этом ее нужно еще больше упростить.

Аналогичный приговор, но уже всей налоговой системе страны, можно услышать в самых разных ячейках гражданского общества. Так какой должна быть новая фискальная служба, и какими инструментами пользоваться? Об этом «День» спросил экспертов.

КОРРУПЦИОННОСТЬ, СЛОЖНОСТЬ И НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Директор Института социально-экономической трансформации, эксперт группы «Налоговая реформа» Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский отмечает, что действующая система позволяет не замечать неуплату миллиардов гривен такими крупнейшими предприятиями страны, как, например, «Укртранснафта», «Укрнафта», «Нафтогаз Украины». В то же время другие предприятия должны предоплачивать значительные суммы налогов на прибыль, на добавленную стоимость.

Еще одним кардинальным недостатком налоговой системы является ее сложность. В пример Несходовский приводит порядок регистрации налоговых накладных и отмечает, что малый бизнес может в ней просто не разобраться, что приведет к штрафам. Кроме того, в этой системе, по его словам, существует много инструментов для ручного управления. Это, например, то же самое возмещение НДС, «в отношении которого сегодня мы слышим только громкие фразы, но как и почему принимаются те или иные решения, никто не знает», — говорит эксперт.

Эксперт выделяет еще и такую негативную черту действующей налоговой системы, как отсутствие инвестиционной привлекательности. В связи с этим Украина, по его мнению, находится в числе аутсайдеров в мировом соревновании за инвестиции.

НАЛОГОВИКИ ДОЛЖНЫ НАЧАТЬ С СЕБЯ

Так что первый предлагаемый шаг — это реформа Государственной фискальной службы, говорит Несходовский. Он считает, что налоговая должна стать сервисной службой, работающей под руководством Минфина. В его составе должен быть сервисный департамент с единственной функцией — собирать средства и помогать плательщику налогов, например, напоминать, когда нужно платить, об отчетности, то есть действовать так, чтобы способствовать экономической предпринимательской деятельности. В составе министерства должен быть также методологически-консультационный департамент, который должен разрабатывать необходимые рекомендации для налогоплательщиков, объясняющие как правильно платить налоги. И все, кто собирает налоги, уверен эксперт, должны быть полностью лишены контрольных функций. Для этого должен быть создан отдельный орган, возможно, в МВД или в качестве отдельной структуры в Минфине.

ОПЫТ ГРУЗИИ ДЛЯ УКРАИНСКИХ УСЛОВИЙ

Говоря об изменениях в налоговую систему, можно также опираться на опыт Грузии, где введены электронные кабинеты налогоплательщиков. Общение с налоговиками там исключительно электронными письмами. Никаких телефонных звонков, никаких «придите мы вам все расскажем». Вся информации о налоговой задолженности, о сроках платежей, только в электронном виде. И никаких посредников, как сделали у нас в отношении налоговых накладных, создав монополистов, с которыми ничего нельзя сделать. Эксперт также обращает внимание на удобство сайта налогового кабинета. У нас для общения с налоговой нужен электронный ключ, а в Грузии идентификация производится с помощью веб-камеры. «Упрощение максимальное!» — подчеркивает он.

Самих налогов, по мнению Несходовского, должно быть не больше, чем девять, из них налоги на прибыль, добавленную стоимость и доходы физических лиц — основные. Далее идут акцизный налог, рента с добычи полезных ископаемых, таможенные и экологические налоги, налог на недвижимое имущество и единый социальный налог. По его мнению, наиболее коррупционным налогом сегодня является даже не НДС, а налог на прибыль. Даже переход на бухгалтерскую отчетность не защищает предпринимателя от того, что налоговик будет трактовать по своему усмотрению, что можно относить на затраты, а что нельзя.

Концепция изменений, по мнению Несходовского и его единомышленников, состоит в том, что облагать налогом можно только распределенную прибыль (после выплаты дивидендов). «А если ты инвестируешь и реинвестируешь в производство, тогда ты налог не платишь, — предлагает эксперт, — благодаря этому мы сможем привлечь огромный объем внутреннего инвестиционного ресурса. И не нужны будут внешние кредиты». Он также считает необходимым запретить налоговой контролировать внутренние затраты предприятия. Налоговики должны контролировать лишь сумму выплаченных дивидендов. Единый социальный налог в системе Несходовского не должен превышать 10 — 20%. В результате, по его мнению, будет потерян смысл многих сегодняшних схем...

ДА ЗДРАВСТВУЕТ «БЕЛЫЙ БИЗНЕС»!

Не менее кардинальные изменения можно найти в концепции налоговой реформы под названием «Белый бизнес», подготовленной группой «Налоги» общественной платформы «Новая страна». Рассказывая о ней, предприниматель и координатор этой группы Павел Севастьянович отметил, что поддерживает мысль о преобразовании налоговой в сервисную службу, но подчеркивает, что это уже не раз декларировалось, но практических сдвигов нет.

Севастьянович сомневается, что намерение властей «по чуть-чуть» снижать налоги сработает. Налоговая реформа, по его мнению, должна заключаться в том, чтобы государство, вернее — налоговый орган, перестал трактовать законодательство, не имел права это делать. А госбюджет должен формироваться таким образом, чтобы расходы формировались, исходя из реальных доходов. И чтобы не было так, что с предпринимателя берут столько, сколько необходимо для того, чтобы покрыть расходы. Налоговая реформа, уверен Севастьянович, должна обеспечить экономический рост — «без этого не будет ничего». Если на первом месте будет стоять наполнение бюджета, то мы никогда не запустим экономику. А предприниматель должен видеть в государстве не врага, а своего партнера, отмечает он. Эксперт называет три основные части налоговой реформы, разработанные этой группой. Первая — доля распределения ВВП через бюджет должна быть не больше 35%. По его словам, в конституции многих стан даже есть соответствующая статья. Вторая — самые низкие в Европе налоги на прибыль предприятий и нагрузка на фонд оплаты труда. Третье — базы налогообложения должны быть простые, исключающие наличие нескольких условий.

Группа «Налоги» также предлагает ликвидировать единый социальный взнос и вместо него ввести фиксированный социальный налог — 499 гривен — для всех работающих, независимо от зарплаты. Налог с физических лиц предлагается снизить до 10%, и вместе с фиксированным социальным налогом этим будет исчерпываться нагрузка на фонд оплаты труда. Также 10% составит налог на распределенную прибыль предприятий, а налог на прибыль предприятий будет равен нулю. Тогда никто не будет хитрить с помощью трансфертного ценообразования, не будет прятать деньги в оффшорах. «Все будут хранить деньги в Украине», — уверен Севастьянович.

Но тут прозвучал вопрос: если все будут платить одинаковый социальный налог, то, как назначать пенсии? На него ответил другой член группы «Налоги», представитель гражданской инициативы «Первое профессиональное правительство реформ» Тарас Козак. По его словам, пенсии будут вообще ликвидированы, как это было сделано в Грузии, а людям, не имеющим средств к существованию, государство будет назначать небольшое социальное пособие. Но не прозвучал другой вопрос: если пенсии отменят, то будет ли у людей наемного труда стимул работать в открытую, не станут ли они требовать от работодателей оставить или вернуть зарплату в конвертах?

В целом обе концепции, безусловно, выглядят заманчиво. Но дьявол, как известно, скрывается в таких вот мелочах... Сможет ли Минфин, которому предстоит выступить генеральным координатором всей реформаторской работы, проведенной разрозненными силами общественности и чиновников, найти оптимальные решения, или же, как уже не раз у нас бывало, все завершится паллиативом?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать