Как защититься украинскому аграрию
От катаклизмов — природных и рукотворных«Мы попали в этом году в какую-то Божью немилость, — так начал свой рассказ глава Тарутинской райгосадминистрации в Одесской области Владимир ОРЕХИВСКИЙ. — Весь юг Бессарабии жестоко пострадал, ситуация критическая...» Руководитель района сообщил, что наибольшие потери понесли поля озимой пшеницы: на 40% площадей эта культура погибла, а на 43%, образно говоря, в состоянии клинической смерти, озимый ячмень погиб на площади 35%, рапс — на 30%, а на 20% полей он еле дышит. В последние дни пошли дожди, в некоторых местах поля получили до 110 мм, но проблема в том, что осадки выпали полосами, озимые, которые были немного в лучшем состоянии начали отходить, однако для тех посевов, которые засохли на корню, влага, как мертвому припарки. Шансы на возрождение уменьшают жара и сильные ветры, поэтому влага очень быстро испаряется.
ЧТО МОЖЕТ ГОСУДАРСТВО?
«Чем будете пересевать площади, на которых культуры погибли окончательно?» — спрашиваю у руководителя района. «А какой смысл пересевать, если земля, как асфальт?!» — отвечает Владимир Данилович. Однако даже если будут осадки, достаточные для посева, надо хорошо думать, прежде чем сеять, как обрабатывать землю, где брать воду. Поэтому аграрный бизнес в последние годы превратился в лотерею: «А вдруг повезет...» Но везет все реже и реже, потому что наш край из зоны рискованного земледелия, превращается в пустынную...»
Почти каждое совещание в Тарутинском и соседних районах посвящено одному вопросу: как выжить и хозяйствовать дальше, ведь нынешний неурожай повлечет за собой целую цепочку проблем: недостаток оборотных средств, банкротства хозяйств, дефициты местных и районных бюджетов, отсутствие средств на содержание объектов социальной сферы, потерю рабочих мест. «Я сейчас провожу встречи с аграриями и стараюсь их убедить, что надо диверсифицировать производство, думать о внедрении технологий обработки почвы без вспашки, замену традиционного для юга подсолнечника такими засухоустойчивыми бобовыми, как нут, чечевица, а также сорго, вводить орошение, но не дождевые системы, которые убивают землю больше, чем солнце, иначе из-за долгов перед кредиторами и пайщиками придется идти по миру с сумою...»
Для областной государственной администрации засуха — тоже головная боль. Ведь под угрозой оказались планы социально-экономического развития области не только нынешнего, но и последующих лет. Если в прошлом году урожай зерновых составил 3,7 млн тонн, то в этом он может уменьшиться более чем наполовину до 1,2 млн т. Озимые культуры погибли на площади более 500 тыс га, что составляет около 50% от всех посевов в регионе. Хозяйства могут потерять до 2 млрд грн. Соответствующие расчеты ОГА уже направила в Кабмин. Кроме того, ОГА обратилась в банковские учреждения, чтобы те отсрочили погашение кредитов или предоставили льготные условия для сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи. «Задача № 1, которая перед нами стоит, — не допустить банкротства ряда агропредприятий, скоординировать усилия с фермерами и гарантировать продовольственную безопасность нашему региону», — заявил глава Одесской областной государственной администрации Максим Куцый на одном из совещаний.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ
Согласно сообщениям в СМИ, Верховная Рада и Кабмин начали интенсивные поиски путей решения этой проблемы, вариантов несколько: выделение средств на возмещение убытков аграриям за счет программ поддержки, утвержденных госбюджетом, компенсировать потери из Резервного фонда, переложить это бремя на областные бюджеты. А что на самом деле?
«На днях на аграрном комитете мы рассматривали предложения относительно изменений к закону «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», — говорит народный депутат Украины Вадим ИВЧЕНКО, — речь идет о мерах, которые до сих пор в Украине не принимались, поскольку южные регионы, в частности Одесская область пострадали от жестокой засухи, которой не было в этом крае с 1947 года. Предлагается оказывать государственную поддержку, в том числе и тем хозяйствам, которые оказались в сложных условиях, в результате стихийных явлений или других чрезвычайных ситуаций. Порядок возмещения сельхозпроизводителям их убытков определяется Кабинет Министров, это может быть реализовано или путем выплаты дотации на гектар пахотных земель, или возмещения процентов по всем кредитам, которые они взяли в банках, могут быть и другие формы помощи, которые определит правительство. Мы говорили также о том, что эта ситуация может повторяться из года в год, поэтому соответствующая помощь может предоставляться на постоянной основе. Эти предложения учтены аграрным комитетом, который их озвучит во время рассмотрения изменений к Закону №3295 «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и других законов Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и совершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции». Мы выступаем также за то, чтобы в ближайшее время вернуться к работе над законопроектом об агростраховании...»
Еще один способ помочь аграриям в трудную минуту — создать «Фонд частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве», приняв соответствующий закон. Он вряд ли поможет пострадавшим в нынешнем году, однако в ближайшей перспективе, а она обещает быть довольно суровой для аграриев, станет для них чем-то вроде спасательного круга. По данным Национального банка Украины, по состоянию на 1 ноября 2019 г. кредиты, предоставленные сельхозпроизводителям, составляют более 63,5 млрд гривен. При этом средневзвешенная ставка за пользование кредитами составляет 16,5—24% годовых. Фонд гарантирования кредитов, как утверждают авторы законопроекта, помог бы снизить кредитные ставки для аграриев как минимум вдвое. Однако законопроект №3295 проходит по коридорам парламента довольно туго, кому-то он как бельмо в глазу, а потому решение о включении его в повестку дня на днях было провалено.
СТРАХ ИЗ-ЗА СТРАХОВАНИЯ
Привлекает внимание то обстоятельство, что среди вариантов поддержки АПК нет такого инструмента, как агрострахование с участием государства. Может, депутаты и чиновники не знают или забыли о нем? Скорее всего не верят в его реальность, поскольку в свое время (2008—2013) он был скомпрометирован. Несмотря на действие закона «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» и наличие аграрного страхового пула, аграрии продолжают страховать урожай из-под палки по требованию банков и государственных учреждений, обеспечивающих им доступ к финансовым ресурсам и очень редко по собственной инициативе.
«Почему же Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» так и не заработал? Как пояснил президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, ему не хватает механизмов, которые гарантировали бы аграриям выплаты при наступлении страховых случаев и сделали бы невозможными различные схемы по растрачивани бюджетных средств. Многие аграрии сначала поверили в него, а когда государство начало выделять для реализации этой программы средства, их круг стал расширяться. Однако очень быстро разочаровались, потому что когда стали наступать реальные страховые случаи, они не смогли получить компенсацию, потому что страховые компании якобы по объективным причинам обанкротились, хотя получили от государства сотни миллионов гривен. В результате этого пострадали не только аграрии, но и те страховые агентства, которые хотели работать на этом рынке прозрачно и ответственно. В США и Канаде государства раз в 10 лет выделяют огромные средства на спасение страховых кампаний, поскольку им просто не хватает средств на возмещение убытков после засух и других стихийных бедствий, от которых страдают фермеры. Подобный механизм предусмотрен и при финансовых кризисах, например, в 2008 году правительство США выделило банку Морган Стэнли 68 млрд долларов, спасая его от банкротства, но при этом государство вошло в долю, которую банк выкупил в течение шести лет. «Несколько дней назад мы проводили с членами УАК он-лайн конференцию, на которой обсуждали ситуацию, связанную с потерей посевов на юге, я сказал, что надо очень серьезно отнестись к вопросу агрострахования, комплексно его обсудить совместно с представителями Нацбанка, Минфина, аграрных ассоциаций и сформировать стратегию создания действенных инструментов страхования в АПК, которым все доверять. Оформили соответствующий протокол, на его основании и будем действовать дальше...» — подытожил Леонид Петрович.
СПАСИ СЕБЯ САМ
Аграрная история Украины свидетельствует, что сельхозпроизводитель всегда спасал себя сам. Что он должен сделать, чтобы защитить себя от неурожаев, связанных с глобальными климатическими изменениями? Кардинально изменить технологии, а если быть более точным, вернуться к первоосновам агрономической науки.
Стратегия выращивания озимой пшеницы в течение последних десяти лет «съехала» в худшую сторону, объясняет заведующий отделом селекции и семеноводства пшеницы Одесского селекционно-генетического института, доктор сельскохозяйственных наук, академик Национальной академии аграрных наук Украины Николай Литвиненко. Озимая пшеница в последние годы высевается после очень плохих предшественников, на 40% идет по подсолнечнику, после него по классической технологии всегда должен был быть пар, а затем после внесения 40—50 т/га навоза высеваться пшеница. Подсолнечник собирается в октябре-ноябре, а пшеницу надо сеять в конце сентября, то есть эта культура высевается в чрезвычайно поздние сроки в почву. Затем аграрий ждет у моря погоды, смотрит на небо, может, выпадет снег. А он может выпасть и в конце октября, и в ноябре, а иногда и в декабре, а всходы появляются в течение зимы. «И это уже не технология, а невесть что, так пшеницу выращивать нельзя вообще...» — возмущается Николай Антонович.
Он обращает внимание на то, что те немногие хозяйства в Одесской области, которые сохранили пар и сеют пшеницу отечественных сортов после лучших предшественников могут получить в этом году, несмотря на засуху, по 3,5—4 т/га пшеницы. Еще одна ошибка — практически полная переориентация сельхозпроизводителей на семена сортов зарубежной селекции. Но они созданы для условий, где выпадает 800 мм, причем равномерно в течение всего года. Поэтому если зарубежные сорта засохли еще месяц назад, то отечественные еще держатся. Потому что они засухоустойчивые, корневая система проникает на глубину до 2,5 м.
«Засухи будут повторяться, и к этому надо готовиться, должна быть государственная программа противодействия глобальным изменениям климата, которая должна предусматривать изменение структуры посевных площадей, использование набора засухоустойчивых культур, сортов, возвращение к севооборотам, применение лучших предшественников. Если же будем хозяйничать, как сегодня, по схеме: подсолнечник — пшеница — рапс — немножко озимого ячменя, а в центре Украины и на севере — кукуруза и соя, то будем иметь результат, который имеем», — заключает Николай Антонович.
А тем временем аграрии Одесской области ждут действенной помощи от государства.
Выпуск газеты №:
№92, (2020)Section
Экономика