Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Какое наследство получил новый Председатель НБУ?

Финансовые активы населения только за один квартал 2020 года сократились на 50 миллиардов гривен
06 августа, 09:36

СМИ, особенно ангажированные на определенных политических силах и отдельных лицах, много пишут об изменениях в руководящих структурах НБУ, подавая это как плохие новости. Но не анализируется, какое наследство получил новый Председатель НБУ. Сам он, по своей скромности, об этом мало говорит.

Как Председатель Совета НБУ я всегда стремился указывать как положительные результаты работы Правления, так и недостатки. Анализ недостатков больше раздражал оппонентов, за что меня и других, кто их проявлял, называли агентами олигархов или теми, кто ведет «по пути Венесуэлы».

Что в конце концов мы получили? И за что, рано или поздно, придется нести ответственность.

АНАЛИЗ

Переход к жестким условиям инфляционного таргетирования (с конца 2017 г.) был осуществлен в тот период, когда уровень сбережений населения находился на критически низких 3—4% располагаемого дохода. Такое наблюдалось лишь в середине 90-х годов.

Низкий уровень сбережений был вызван существенным падением уровня доходов населения. Об этом свидетельствует тот факт, что 85—90% доходов в 1993—2000 гг. И 2015—2020 гг. Направлялись на потребление, а в структуре потребительских расходов населения более 50% занимают продукты питания и напитки.

Поэтому ужесточение монетарной политики было контрпродуктивным, поскольку «избыточного» потребительского спроса в стране в 2016-2020 гг. не существовало. В таких условиях сокращается не «лишний» спрос, а тот необходимый спрос, который нужен для поддержания простого воспроизводства валового внутреннего продукта. Как известно, реальный ВВП в течение 2016—2019 гг. так и не восстановился до уровня 2013 года.

В результате искусственного монетарного торможения экономической активности, которое поддерживалось рекомендациями международных финансовых организаций, благосостояние населения критически ухудшилось. В 2019 году не только выросла доля дохода, направленного населением на потребление (до 89%), но и впервые за всю историю независимой Украины зафиксирован отрицательный прирост сбережений населения (-1,4%) и сокращение объема чистых финансовых активов, которыми владеют домашние хозяйства (на 95 млрд. грн.). То есть в 2019 г. даже с учетом полученных трансфертов из-за границы население для удовлетворения потребностей в потреблении (и других расходах) впервые за всю историю вынуждено было сокращать собственные накопленные сбережения.

В 2020 г. процесс «проедания» накопленных сбережений, мультиплицированный коронакризисом, существенно усилился: норма сбережений уже составляет минус 6% располагаемого дохода, а финансовые активы населения только за 1 квартал 2020 сократились на 50 млрд грн.

Отрицательная норма сбережений населения (начиная с I квартала 2019) окончательно подорвала процесс экономического воспроизводства в стране. В нынешних условиях, ухудшенных кризисом коронавируса, восстановление, поддержание и развитие внутреннего спроса видится невозможным без привлечения существенных стимулирующих мер фискальной и монетарной политики.

Также стоит отметить тот факт, что прежнее Правление НБУ ошибочно связывало высокий уровень кредитования в 2008-2013 гг. (60-80% ВВП) исключительно с коррупционными факторами и злоупотреблениями. На самом деле высокий уровень кредитования экономики в указанных годах обеспечивался тем, что, начиная еще с 2002 г., доходы населения позволяли направлять 8—15% валовых доходов на прирост финансовых активов (норма сбережений достигла даже 19% в 2010г.). Однако, начиная с 2014 г., норма сбережений населения упала до 5% и с тех пор только ухудшалась.

ПРОГНОЗ

Сегодня, прогноз правительства на 2021-2023 гг. в целом является более оптимистичным по сравнению с прогнозами МВФ и Национального банка, и, вероятно, направлен на создание достаточной экономической базы для расчета бюджета на 2021 г.

Во-первых, рост реального ВВП в 2021 году на 4.6% (4,3% и 4,7% в 2022—2023 гг.) выглядит более оптимистичным, несмотря на то, что внутренний спрос (доля конечных потребительских расходов домохозяйств в ВВП в 2019 г. составила 74%) вероятно будет оставаться подавленным. Аргументом в пользу предположения о сдержанности внутреннего спроса в последующие годы является отрицательная норма сбережений населения (-1.4% в 2019 году. и -6.0% в 1 квартале 2020 года), которая при росте доходов населения в 2021-2023 гг. Будет «стремиться» к восстановлению «естественного» уровня (около 12%).

Для сравнения — консенсус-прогноз Министерства экономики (апрель 2020) предусматривает более медленное восстановление роста в 2021 году — на 2.4% и более низкую инфляцию — 5.9%.

Рост ВВП, согласно прогнозу правительства, на 4% + в 2021—2023 гг. выше, чем показатель потенциального роста ВВП, который рассчитывается Национальным банком (4%).

Рост ВВП, который превышает 4%, ведет к увеличению выплат по ВВП, согласно условиям реструктуризации внешнего долга 2015 года.

Во-вторых, поддержку роста реального ВВП может предоставить увеличение внутреннего спроса вследствие роста социальных стандартов: запланирован рост минимальной заработной платы до 6000 грн с 1 января 2021 г. и до 6500 тысяч грн с 1 июля 2021 г. В 2022 году МЗП возрастет до 6 700 грн, в 2023 — до 7176 грн.

Согласно госбюджета на 2020 год, минимальная заработная плата с начала 2020 года составляет 4723 грн в месячном размере. Министерством финансов объявлены планы о ее повышении до 5000 грн к концу 2020 года.

В то же время применение фискальных стимулов для ускорения роста ВВП потребует обеспечения достаточности финансовых ресурсов для их финансирования.

После предыдущих кризисов возобновления роста реального ВВП было более быстрым в 2010—2011 гг. — после падения в 2009 году на 15.1% составило соответственно 4,1% и 5,4%; возобновление роста ВВП было более медленным в 2016—2017 гг. — на 2,4 и 2,5% соответственно (после падения в 2014—2015 гг. на 15,8%). Учитывая кризис в мировой экономике, выход Украины из кризиса является более вероятным по сценарию 2016—2017 гг. (L-образный). О соответствующих ожиданиях свидетельствует консенсус-прогноз Минэкономики.

В-третьих, рост номинального ВВП на 13.1% в 2021 году (с 3 985,5 грн в 2020 г. до 4 505,9. грн в 2021 г.) в условиях роста реального ВВП на 4,6% будет определять дефлятор ВВП на уровне 8.1%. Это близко к среднему значению между ростом потребительских и промышленных цен — соответственно 7,3% и 8,7% соответственно.

В 2022 и 2023 годах рост номинального ВВП, по прогнозу правительства, составит соответственно 12.9% и 11,8%. При этом дефлятор ВВП составит соответственно 8.2% и 6.8%, что превысит прогнозируемый рост как потребительских, так и промышленных цен, может иметь место в случае более быстрого роста цен в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг.

В-четвертых, прогнозируемый Правительством рост индекса мировых цен в 2021 году (7.3% на конец года, 8.1% в среднем за год) превышает ожидания других институтов (5,9% консенсус-прогноз Минэкономики и по прогнозу МВФ; 5,5% по прогнозу НБУ), а его возвращение к целевому коридору 5 +/- 1% ожидается только в 2023 году.

В-пятых, ускорение роста экспорта с 2.9% в 2021 году до 6.4% в 2022-ом и 8.2% в 2023 году, вероятно, опирается на предположение о восстановлении внешнего спроса. Вместе с тем прогноз МВФ (WEO, июнь 2020) по росту цен на энергетические товары в 2021 году сравнительно более сдержанный (0,8% после 0,2% в 2020 году).

В-шестых, равномерный рост импорта в 2021—2023 гг. Более ускоренными темпами, чем экспорт (на 10.6% в 2021, 10,0% в 2022 и 11,1% в 2023) может не соответствовать ожиданиям по девальвации курса гривны (в 2021 году — 29,1 грн/$ в среднем за год и 28,8 грн/$ на конец года). Вероятно, рост импорта может быть более быстрым в 2021 году (учитывая низкую базу сравнения 2020 года), однако может замедлиться в 2022—2023 гг. Положительные предположения об увеличении импорта могут быть использованы при планировании бюджетных поступлений от таможни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать