«Каждое безобразие должно иметь имя и фамилию»
Словосочетание «теневая экономика» вряд ли может вызывать положительные эмоции: «за державу обидно». Претендуя на европейский статус, мы не замечаем, насколько серьезно и профессионально ведется борьба с коррупцией в развитых странах.
В перечне составляющих теневой экономики, на мой взгляд, именно коррупцию надо поставить на первое место. Ибо, если нет коррупции, то все остальное — уклонение от налогообложения, нелегальный сектор и т.п. — становится весьма проблематичным. А у нас уж так повелось (срабатывает прямо-таки как инстинкт): по любому поводу создавать управленческую структуру. Сколько их, разных и всяких, насоздавали — уму непостижимо, а эффекта — ноль. При наличии налоговой администрации, налоговой милиции, КРУ лично премьер-министр, демонстрируя свою озадаченность и озабоченность, устраивает различные показательные экзекуции, превращая серьезное дело в «мыльную оперу».
Не последний человек на экономическом подиуме Анатолий Гальчинский, как и всякий представитель номенклатуры, видит пути вывода экономики из тени в проведении очередных организационных мероприятий. Но ведь все это делается с одной целью — «не обидеть хорошего человека». Это основной лозунг деятельности большинства руководителей верхнего эшелона власти, преобразованного из партхозактива, который и привел нашу экономику в столь печальное состояние. Особенно понравилось высказывание А.Гальчинского о необходимости всеми доступными средствами убеждать в социальной и экономической важности денежной приватизации. В этом же номере газеты приведен и яркий пример — приватизация двух пароходов по прямо таки смешным ценам. Правда, пароходы на аукцион выставлялись за долги, но я не сомневаюсь, что и чисто приватизационные мероприятия будут проводиться с такой же выгодой для государства и общества.
Но при этом у меня нет сомнений — если бы нынешнее состояние дел было невыгодно власть предержащим, то меры были бы приняты незамедлительно. Хорошая иллюстрация к этому — экономические указы Президента. Эффект от них для государства и общества весьма сомнительный.
Задавать вопросы по этому поводу бесполезно. Даже депутатские запросы Президенту, как правило, остаются без ответа, хотя в них идет речь об исполнении законов и Конституции. Отсюда вывод: пока в государстве законопослушание на всех уровнях власти будет таким, как сейчас, не стоит заниматься прожектами. Необходимо сначала покончить с коррупцией. Пока этот вопрос будет в стадии говорильни, все остальные можно и не дебатировать. А как это — покончить? В первую очередь нужно провести действенную, а не бумажную административную реформу. Она должна быть направлена на сокращение чиновничьего аппарата и ограничение власти чиновников. Должно быть обеспечено равенство всех без исключения перед законом. Пока действуют принципы кумовства и клановости, пока плодится чиновничий аппарат, создавая дополнительные предпосылки для коррупции, — надеяться на экономическое возрождение или хотя бы какой-нибудь положительный результат не стоит.
Очень важно, чтобы каждое безобразие имело имя и фамилию. Нет персональной ответственности за порученный участок и конкретные результаты — нет и самих результатов или они есть, но со знаком минус. Примеров тому — несть числа. Самый яркий — указ Президента по повышению ставок акцизного сбора на алкоголь. Ущерб колоссальный, начиная от потерь чисто финансовых и до практической остановки предприятий ликероводочной, парфюмерной и фармацевтической промышленности. «Герои» этого действия, как водится, остались в тени. Еще одна картинка из жизни — невыплаты зарплаты шахтерам. Как-то даже мерзко на душе становится, когда слышишь бесконечный диалог: «Где наша зарплата?» — «А Кабмин все деньги перечислил!» И это при нашей-то системе электронных платежей, когда любое движение финансов отслеживается элементарно! Секрет прост: Кабинету Министров выгодно нынешнее состояние дел. Все можно валить на шахтеров — они-де тянут одеяло на себя.
Очень важный аспект нашей действительности определяется все еще действенным сталинским лозунгом «кадры решают все». Недавно мне попались интересные цифры: в Верховной Раде ныне заседают экс-президент, три экс-спикера, три экс-премьер-министра, пять экс-вице-премьер-министров, более 20 экс-министров и председателей госкомитетов, 87 бывших советских и партийных руководителей, включая секретарей ЦК. В графе «итого» — около 30% состава ВР. А ведь эти люди в силу своего консерватизма и неумения руководить не способны идти каким-то другим путем, кроме того, на котором уже наткнулись на грабли. В результате парламент просто не может что-то менять кардинально. Правда, по большому счету все зависит от нас — электората, который пока не стал народом и поэтому не способен выбрать достойных представителей. В этом плане характерна история пана Лазаренко, взращенного и взлелеянного теми «государственными деятелями», которые и ныне на виду: один изображает «гаранта» Конституции, другой сидит в зале Верховной Рады, оба радеют и за Украину, и за ее многострадальный народ.
Выпуск газеты №:
№39, (1999)Section
Экономика