Хлеб и... вода
Аграрии: природные катаклизмы этого лета уже отразились на качестве зерна
Жнива в Украине — горячая пора. Однако в этом году пыл хлеборобов остудили обильные дожди. Заказывали их на апрель-май, а они полились в июле, когда время — это золото хлеба. Количество осадков превысило среднемесячную норму в 2-2,5 раза. Больше всего воды досталось Тернопольщине — 89 мм, Винничине — 87 мм, Киевщине — 86 мм.
ЕСЛИ НЕ ЗАЛИВАЕТ, ТО СУШИТ
«Когда начинали собирать пшеницу, в первый день она была второго класса, сегодня из-за дождей — это уже фураж, потому что чернеет, даже прорастает в колосе, ячмень тоже стал стекать. Лет 12 не было такой жатвы, чтобы комбайны больше недели не могли выйти в поле, утром солнце светит, вечером — дождь, или наоборот...» — жалуется руководитель хозяйства «Робимакс-Агро» с Хмельниччины Алим Мищук.
В юго-восточных регионах ситуация прямо противоположная. С апреля по июль практически не было дождей, рассказывает, руководитель ООО «Агрофирма Ольвия» в Приазовском районе Запорожской области Анатолий Тиховод. Урожай собрали, но результаты, ясное дело, не такие, на которые рассчитывали. Вложили намного больше, чем получили. Средняя урожайность зерновых — 30 ц/га, но это еще и неплохой показатель, есть районы, где засуха была еще более жесткой, а потому получили — по 10-15 ц/га. Урожайность пшеницы в «Ольвии» — 35 ц\га, озимого ячменя тоже — 35 ц/га, ярового ячменя — 20-25 ц/га, гороха — 15 ц/га, но несмотря на то, что урожая нет, цены на эту культуру очень упали, а потому она будет убыточной. За зерно пшеницы 3 класса трейдеры дают 5300 грн/тонн, за ячмень — 5500 грн/т, и это не предел, потому что он в дефиците. Кукурузу «Ольвия» перестала выращивать, поскольку степь из зоны недостаточного увлажнения, по всем признакам, превращается в полупустыню. Это данные двенадцатилетнего исследования ученых Таврического агротехнологического университета. Урожай подсолнуха ожидается на уровне 10-12 ц/га. Засуха вынуждает искать новые агротехнологические приемы. Здесь отошли от пахоты, перешли на мини-тилл, кое-кто даже на ноу-тилл. Высевают одесские сорта, которые наиболее приспособлены к этим условиям. Кстати, остистые сорта показывают большую выносливость к засухе, чем безостые.
Аналитики зернового рынка взялись за оценку зернового баланса: сколько будет зерна второго, третьего класса, фуражного качества. Но уже сегодня понятно, что объемы зерна высококачественных категорий существенно уменьшатся.
КОМБАЙНЫ ИЗ СЕКОНД-ХЕНДА
От погодных аномалий застраховаться невозможно, но можно смягчить их последствия. Темпы жнив низкие не только из-за дождей, но и из-за низкого потенциала комбайнового парка. Согласно данным Минагрополитики, он насчитывает около 52 тыс. ед. зерноуборочных комбайнов, при этом свыше 70 процентов из них — это морально и физически изношенные машины. Ежегодно парк зерноуборочных комбайнов обновляется на 700-1200 единиц при потребности не менее пяти тысяч. За период 2014-2018 гг. количество комбайнов увеличилось всего-навсего на 2,5 тыс. Примечательно, что свыше 95% всех приобретений иностранного происхождения, из них 30% — так называемый «Секонд хенд» — техника, которая была в пользовании.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Все указывает на то, что Украина подходит к черте, за которой не сможет справиться со сбором своего наибольшего богатства — хлебу. Средняя нагрузка на комбайн ежегодно растет. В 2017 г. этот показатель составлял 188 гектаров. Больше всего жатвенных площадей на зерноуборочную единицу приходится на Сумщине (182,3 гектара) и на Винничине (145,6 гектара), ниже всего на Одесчине — 26,6 гектара, но только благодаря тому, что здесь привлекают к сбору в среднем 1060 комбайнов из северных регионов. На полях Николаевщины работают ежегодно около 500, Херсонщины — 220 чужих комбайнов.
Анализ сбора ранних зерновых и зернобобовых культур в 2014-2017 годах свидетельствует, что этот процесс длится в среднем 32-55 дней. Тогда как оптимальные сроки жатвы должны составлять не более двух недель. По данным научных учреждений Украины, вследствие этого только на сборе зерновых культур потери урожая зерновых ежегодно составляют почти 10%, или 6-6,5 млн тонн!
Можно ли достаточным количеством комбайнов соревноваться с дождями за урожай? Можно. Дело в том, что чуть ли не половина зерноуборочных машин в конце июня отправляется на помощь аграриям южных регионов. Не раз приходилось видеть поле на Киевщине или Полтавщине со зрелой пшеницей, однако сбор на нем задерживается на неделю, а то и больше, потому что еще не подошли комбайны с юга. Так было и в этом году. Поэтому за ту золотую неделю, которая оставалась до дождей, можно было вырвать львиную долю высококачественного урожая.
Как преодолеть дефицит собирательных мощностей? Может, увеличением импорта зарубежного «секонд-хенда»? Опыт многих аграрных стран подсказывает, что без налаживания массового производства отечественных комбайнов не обойтись. «Войну на чужих танках не выиграешь, без своего комбайна о планке в 100 млн тонн зерна и ведущей роли на мировом зерновом рынке нечего и думать», — сказал как-то творец украинских пшениц, академик Владимир Моргун.
Представитель современного бизнеса от слов «война», «битва за хлеб» презрительно будет делать гримасу, мол, как же надоела эта совковая терминология. И в самом деле, это преувеличение. Какая война, какая битва? Просто острая конкурентная борьба. Но в сущности это одно и то же. И она, эта борьба, длится, в том числе и за «жирный» рынок сельскохозяйственной техники в Украине, ежегодная емкость которого при благоприятных условиях кредитования будет составлять не менее 15 млрд грн. Стоит ли объяснять, почему все отечественные комбайновые проекты от «Лана» и «Славутича» до современного «Скифа» под давлением лоббистов «Джон диров», «Кейсов» и «Фендтов» были похоронены нашими правительственными чиновниками?
К чести херсонских машиностроителей, они и не думают сдаваться. Совместно с финской компанией Sampo Rosenlev разработали комбайн, приспособленный к украинским условиям, значительно дешевле аналогов в этом классе. Причем заводчане довели степень локализации производства машины до 40%, то есть она может претендовать на помощь по программе удешевления отечественной сельхозтехники. Но вполне очевидно, что налаживание массового производства машины будет нуждаться в отдельной государственной программе поддержки с ежегодной суммой финансирования не менее одного млрд гривен. Учитывая то, сколько миллиардов зерна теряем ежегодно на жнивах, это копейки...
ТРОМБЫ ЛОГИСТИКИ
Еще одно важное звено жатвенного процесса — хранение. Достаточно ли у нас мощностей для хранения, перегрузки, сушки, доработки? Согласно данным Украинской зерновой ассоциации, в Украине функционирует около 800 элеваторов. Однако лишь 50, которые были построены в последние годы, можно назвать эффективными. Общая емкость хранения — 30-35 млн т. «Мы живем на землях, где исторически выращивалось зерно. В царской России 50% экспорта обеспечивали именно украинские земли. Поэтому во времена массового строительства элеваторов в СССР очень грамотно рассчитали расстояния от каждого поля до инфраструктурного объекта, проложили туда дороги, в большинстве случаев железнодорожные. Сейчас практически в каждом районе есть 1-3 элеватора. По моим оценкам, расстояние от поля до ближайшему объекта составляет не более 30 км, а иногда и меньше», — говорит президент УЗА Николай Горбачев.
Он считает, что емкость в 30-35 млн тонн дает возможность хранить и перегружать урожай объемом около 60 млн тонн, при потребности сберегающие мощности можно быстро увеличить. Проблема в другом — перевозе зерна к портам.
Сейчас «Укрзализниця» совместно с зернотрейдерами ценой сверхусилий сумела кое-как справиться с проблемой дефицита зерновозов, которая еще два года назад донимала зерновой рынок Украины. Если тогда их было около 14 тыс., в том числе 11 тыс. государственных, и 3 тыс. частных, то на сегодня — 11 тыс. государственных и 8 тыс. частных. Этого количества на сегодня достаточно для того, чтобы ежемесячно вывозить в порты по 5 млн т зерна, однако катастрофически не хватает локомотивов. Их дефицит на сегодня составляет 160-200 единиц. Все элеваторы могут грузить ежедневно около 700 тыс. т зерна в день, однако «Укрзализниця» может перевозить всего 110-117 тыс. т, таким образом объемы транспортировки упираются в ежемесячный порог в 3,5 млн т. Поэтому позитивная динамика, достигнутая в производстве зерновых и масличных, может прерваться, поскольку сельхозпроизводитель не способен выращивать больше, чем продавать, следовательно остатки будут давить на рынок, что приведет к обвалу цен на зерно, в следствие этого производство зерновых может стать убыточным, считает Николай Горбачев.
В то же время, по подсчетам IMF group Ukraine, суммарный объем потенциального спроса сельского хозяйства на железнодорожные перевозки до 2022 года может увеличиться с текущих 52,4 до 70 или 95 млн тонн в год. Следовательно, для развития этой сферы также нужна разумная государственная стратегия.
На жнивах-2018 как никогда остро стали заметны перекосы украинского зернового комплекса: технологии выращивания на полях прогрессируют, урожайность растет, а техническая оснащенность, логистика остаются на уровне 1990-х. Если мы хотим сохранить реноме крупного зернового государства, то должны их устранить.
Выпуск газеты №:
№134, (2018)Section
Экономика