Перейти к основному содержанию

Колокол JKX

О чем сигнализирует уход из Украины крупнейшего британского инвестора
10 января, 17:45
Арсений Яценюк / Фото Николая Тимченко, «День»

По итогам встречи с федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель, состоявшейся в Берлине на прошлой неделе, премьер-министр Украины Арсений Яценюк подчеркнул, что в Украине принят закон, по которому западные компании имеют право инвестировать в украинскую газотранспортную систему и купить до 49% ее акций. «Украина в этом году доказала, - цитирует пресс-служба Кабмина премьер-министра, - что она способна гарантированно поставлять природный газ в страны-члены ЕС как для дополнительных гарантий безопасности поставок, так и для формирования нового энергетического рынка в Европейском Союзе. Мы хотели бы, чтобы наши западные партнеры, в первую очередь Германия, приняли участие в инвестировании в модернизацию и совместную эксплуатацию крупнейшей газотранспортной системы Европы - украинской ГТС».

Попадут ли эти призывы главы нашего правительства на благодатную почву? Четкой уверенности относительно этого, к сожалению, нет. За день до прозвучавшего в Берлине заявления Яценюка, крупнейшая в Украине независимая и, к тому же, британская по происхождению газо- и нефтедобывающая  компания JKX Oil&Gas сообщила на сайте Лондонской фондовой биржи о приостановке инвестиционной программы в Украине. Как отметили в JKX, буровая установка компании Skytop уже сложена. 

«Совет директоров JKX решил, что сочетание ограничений, введённых правительством на продажу газа для промышленных потребителей и «карательные» размеры налогов на добычу газа, – говорится в заявлении, - требует от компании приостановки запланированной на 2015 год программы капитального инвестирования в Украине до того момента, когда улучшатся экономические параметры для инвестирования».

Напомним, что JKX Oil&Gas владеет в Украине "Полтавской газонефтяной компанией", располагающей четырьмя лицензиями на разработку нефтегазовых месторождений Ново-Николаевского комплекса в Полтавской области, а также тремя разрешениями на разведку Заплавского, Елизаветовского и Червоноярского-Восточного месторождений. Акции JKX котируются на Лондонской фондовой бирже. Крупнейшими акционерами компании являются Eclairs Group Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова (27,5%) и Glengary Overseas Ltd. Александра Жукова (11,45%).

Данные о том, что среди собственников JKX находится и Днепропетровский губернатор, придают приостановленной инвестиционной программе не только протестный экономический смысл, но еще и определенный политический привкус. Между тем комментаторы «Дня» гипотетический политический аспект полностью проигнорировали и дружно сосредоточились на экономическом.

Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, энергетический эксперт Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины: 

- Европейские и немецкие инвесторы, скорее всего, никак не отреагируют на призывы Яценюка вкладывать деньги в модернизацию украинской газотранспортной системы. По сути, это обращение в пустоту. Соответствующий закон, о котором говорит премьер, было принято у нас, если мне память не изменяет, еще в середине лета. И где обещанная толпа инвесторов, с которыми якобы велись переговоры еще с весны прошлого года? Движение идет как раз в обратном направлении. Причем лидером тут выступает отнюдь не JKX. Я бы раньше вспомнил о демарше компании Шеврон. По сути это был маяк для других инвесторов. Ведь условия, создаваемые для инвесторов нашим правительством – все эти чудо-рентные платежи - свидетельствуют об абсолютном непонимании того, как и куда будет двигаться газовый рынок страны, и об отсутствии стратегии его развития. Любому понятно, что подъем рентных платежей в разы не может способствовать росту добычи углеводородов. 

Сергей ДЯЧЕНКО, глава Бюро комплексного анализа и прогнозов:

- То, из-за чего JKX вынуждена приостанавливать свою инвестиционную программу, это все нерыночные вещи на газовом рынке. Единственное оправдание этому в том, что у нас, по сути, война, а военное положение не объявлено. И то, что необходимо делать и делается, продиктовано  именно венным положением и выглядит не совсем правильно, потому что находится вне контекста такого положения. Если не учитывать его, то  это абсолютно нерыночные шаги. И обязательная продажа газа для независимых компаний, и высокие рентные платежи… Их необходимость продиктована военным положением, но оно у нас не введено. Отсюда такие коллизии. Что-то похожее происходит и в электроэнергетике. Например, веерные отключения, которые у нас используются, противоречат европейским нормам, которые требуют в течение 1,5-2 минут возобновлять подачу электроэнергии. Что касается ГТС, то, я думаю, инвестор для нее все-таки будет, потому что у европейских стран интерес к ней будет в любом случае. 

Сергей ЕРМИЛОВ, экс-министр энергетики Украины:

- Призыв Яценюка в Европе и в Германии, конечно, услышат, но инвестировать в нашу ГТС не будут. Дело в том, что слова нашего премьера все время расходятся с делом. А главное, что он, по сути, антирыночник. И все предупреждения со стороны Запада о необходимости рыночных реформ в Украине адресованы лично ему. Украина, вся наша экономика и бизнес, настроены на реформы, все хотят их и ждут. А единственное препятствие для них – это лично Яценюк. Все западные лидеры – Обама, Меркель – обращаются к нему: начните, наконец, реформы. Он их не хочет. Ему так выгодно. Он умеет руководить только при помощи пульта центрального управления. И пока он у него, все остальные должны смотреть только те программы, которые он включает. Причем, желательно, чтобы именно премьер там и выступал. Что касается ренты… Если уж она вводится, то нужно дать возможность компаниям свободно продавать то, что они добыли. И ситуация с JKX для Украины очень неприятна. Почему не позволить украинским потребителям покупать газ на свободном рынке у множества таких инвесторов, как JKX? Но Яценюку гораздо проще взять деньги из бюджета, закачать их в НАК «Нафтогаз», купить за них газпромовский газ и распределять его...

Богдан СОКОЛОВСКИЙ, энергетический эксперт, экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности:

- Инвестиции в украинскую ГТС не придут до тех пор, пока не будет тотально реструктуризирована НАК «Нафтогаз Украины», как мы хотели это сделать в 2009 году и даже подписались под этим. Тогда мы пообещали, что за год «Нафтогаз» будет таким же, как европейские компании - отдельно добыча, отдельно транспортировка. Сегодня этого, к сожалению, нет. И поэтому от нас уходят иностранные компании-инвесторы. А кредиты в этих условиях, сколько ни бери – толку все равно не будет. Потому что остается перекрестное финансирование, и серьезные западные компании в этом не хотят участвовать. Западные компании еще немного на нас посмотрят, а дальше просто махнут рукой. Мы еще утешаем себя, что украинская ГТС основная в Европе. Сегодня она нам в тягость. А если для ее модернизации дадут кредиты, то она будет в тягость всей Европе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать