КОММЕНТАРИИ
Геннадий КУЗНЕЦОВ , директор Национальной лиги производителей пищевой продукции:
— Я не могу однозначно ответить: тут надо разделять экономику и мораль. С точки зрения экономики, такие действия плохи тем, что страдают определенные украинские производители, чья недополученная в данном случае прибыль могла бы пойти в виде налогов в бюджет. Относительно же морали, то можно понять многих в той же диаспоре, которые товарища Сталина знают только как тирана народов. А с другой стороны, есть исторический факт, который никуда не денешь. Но, конечно, не совсем корректно использовать такие исторические события, к которым относятся настолько по-разному, для маркировки продуктов.
Николай ЛИСИЦКИЙ , глава Киевского городского территориального отделения Антимонопольного комитета:
— Любая общественная организация имеет право на собственное мнение в рамках действующего законодательства. Если, например, в Германии запрещено использование фашистской символики, нарушение этого — действие, направленное против закона. Кто угодно имеет право отказываться или соглашаться использовать определенную символику, если ограничения не создает закон. Точно так же украинская диаспора в Канаде имела полное право действовать так, как считала нужным. Однако переоценивать историю всегда опасно, и это влечет за собой различные последствия. Мы не можем адекватно оценить прошлое, потому что мы тогда не жили, а история переписывается постоянно. Мало кто сейчас помнит о том, что Вашингтон — символ американской демократии, загнал всех американских индейцев в резервации. Понятно, что такое напоминание не принесет сейчас пользы Америке. Точно так же и с участниками Ялтинской конференции. Могу сказать одно — не кидайте в прошлое камень, иначе оно ответит снарядом.
Юлия КИРИЛЮК , управляющий партнер Международного сервисного центра «D&Y»:
— Тут стоит вопрос не о патриотичности, а о морали. Неважно, думали ли канадские украинцы о патриотизме, однако их действия с точки зрения моральности человеческих поступков вполне объяснимы. То, что это наша история, не является оправданием для коммерческого использования подобных исторических личностей. Иначе изображение части истории Германии — Адольфа Гитлера — тоже можно было бы использовать для заработка. Мое мнение, что, с точки зрения этики, поступки украинской диаспоры вполне понятны.
Богдан БАРАБАШ , председатель правления ОАО «Мономах»:
— Мне кажется непринципиальным то, что изображено на этикетке бутылки вина. Диаспора слегка перегнула палку в демонстрации своего патриотизма. Для Украины было бы гораздо лучше, если бы в критические для нее моменты их патриотизм оборачивался конкретными действиями, а не протестом против использования изображения Сталина. Тем более он, в данном случае, скорее выступает как бренд, чем как конкретный символ. Кроме того, в общем, личность Сталина — это не символ каких-то конкретных явлений, как, например, свастика. Это историческая личность, к которой разные люди относятся по-разному. Хотя лично я на месте производителей вина не использовал бы на своих этикетках фотографии Ялтинской конференции. Ее можно скорее оценить как нечто негативное, поэтому такой пиар-ход мне не совсем понятен. Гораздо лучше, когда на этикетках используют что-то воспринимающееся однозначно положительно.
Владимир СПИВАКОВСКИЙ , президент Международного лицея «Гранд»:
— Ставить памятник ялтинской троице в Ливадии не нужно, а что касается вина, то на этикетке может быть все что угодно. Правда, я против того, чтобы эта тема поднималась лишний раз: не стоит кого-либо этим дразнить. Как пиарщик, могу отметить, что этот ход слегка выходит за линию дозволенного. Конечно, украинские канадцы могут поступать, как им угодно, и не покупать это вино. Однако для Украины было бы гораздо полезнее, если бы их патриотизм проявился в помощи освобождению нашего самолета. Продержали его полгода, а ведь могли выставить пикеты, поддержать наших летчиков. А они ухватились за вино... Пускай выстраивают приоритеты: на первом месте, по моему мнению, должна быть реальная помощь Украине.
Выпуск газеты №:
№30, (2005)Section
Экономика