Кому будет подчиняться «человек с фонариком»?
Парламент должен решить судьбу «бизнес-омбудсмена» уже на этой неделе5 сентября парламент должен начать рассмотрение законопроекта о бизнес-омбудсмене. Финальное голосование по этому вопросу, как заявил после согласительного совета парламента спикер ВРУ Андрей Парубий, должно состояться уже в этот четверг, то есть завтра.
Напомним, что принятие этого законопроекта еще в 2017 году Парубий назвал «долгом перед Европейским Союзом».
В то же время львиная доля украинцев просто не понимает, чем вызвана такая необходимость, ведь постановлением №691 от 26 ноября 2014 года Кабмин создал Совет бизнес-омбудсмена как собственный совещательно-консультативный орган, а сам бизнес-омбудсмен в Украине назначен еще в декабре 2014 года — и активно работает.
К примеру, в начале года глава Совета бизнес-омбудсмена в Украине Альгирдас Шемета отчитывался о том, что прямой финансовый эффект от деятельности его организации для страны составлял 11,3 миллиарда гривен за 2,5 года работы.
«В 2017 году мы вышли на новый уровень эффективности. С начала нашей деятельности финансовый результат для бизнеса составлял свыше 11,3 млрд грн», — сообщил бизнес-омбудсмен Шемета во время пресс-конференции.
В частности, в 2017 году Совет бизнес-омбудсмена получил на рассмотрение 1638 жалоб от предпринимателей из всех областей Украины и закрыл 1042 расследования — это вдвое больше, чем в 2016 году. Государственные органы выполнили 91 % рекомендаций Совета. Абсолютное большинство жалобщиков — 97% — довольны работой команды Совета бизнес-омбудсмена.
Кроме того, совет бизнес-омбудсмена активно подписывает бумаги с государственными органами. В частности, в начале года они подписали меморандум о сотрудничестве со Службой безопасности Украины. И в целом это уже девятый документ о партнерстве института с государственными органами.
КТО ТАКОЙ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН
Само слово «омбудсмен» происходит от шведского ombudsman и буквально значит «представитель». В мире омбудсменом принято считать должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением прав человека и гражданина.
Вместе с тем, некоторые страны практикуют создание омбудсменов в определенных областях общественной жизни, которые считают приоритетными или наиболее проблемными.
Одним из таких «специализированных» омбудсменов можно считать и бизнес-омбудсмена, на которого возлагают функции по защите законных прав и интересов бизнеса — как отечественного, так и зарубежного — перед органами государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами.
12 мая 2014 года по инициативе ЕБРР и украинского правительства был подписан Меморандум о взаимопонимании для Украинской антикоррупционной инициативы (подписан КМУ, Европейским банком реконструкции и развития, Организацией экономического сотрудничества и развития, Американской торговой палатой в Украине, Европейской Бизнес Ассоциацией, Федерацией работодателей Украины, Торгово-промышленной палатой Украины и Украинским союзом промышленников и предпринимателей), который предусматривает создание в Украине института бизнес-омбудсмена.
Позже правительство образовало Совет бизнес-омбудсмена, а в декабре того же года первым бизнес-омбудсменом в Украине стал литовский и европейский политик Альгирдас Шемета.
ЧТО ТАКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА
Учреждение бизнес-омбудсмена — это негосударственная неприбыльная организация, призванная бесплатно защищать предпринимателей от действий или бездеятельности правительства, местной власти, силовиков, разных «регуляторов» и даже госпредприятий, которые нарушают право на свободу предпринимательской деятельности или неправомерно вмешиваются в хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей. Бизнес-омбудсмен работает не один, он имеет двух заместителей и секретариат, в который входят инспекторы, непосредственно работающие с жалобами. Учреждение подотчетно наблюдательному совету, в котором поровну представлены правительство, международные финансовые организации и бизнес-ассоциации.
Учреждение рассматривает жалобы предпринимателей на органы власти и выносит по ним решения, обязательные для реагирования. Оно не может заставить или обязать, потому что не является субъектом властных полномочий. Однако «человек с фонариком» и законными полномочиями, который грамотно подсвечивает проблему, существенно способствует ее решению, убеждают эксперты. Во-вторых, обобщает типичные проблемы и предлагает пути их решения в так называемых системных отчетах.
В соответствии с действующим законодательством, бизнес-омбудсмен имеет право на получение необходимых документов и информации по запросу, а также максимальное содействие от должностных лиц органов власти; на первоочередный прием Президентом, премьером, главой Верховной Рады, министрами и другими высокопоставленными чиновниками, на ежеквартальную аудиенцию у премьер-министра для обсуждения наиболее острых и системных проблем бизнеса; беспрепятственного доступа ко всем органам власти и участия в судах всех инстанций; присутствие при осуществлении мероприятий государственного надсмотра (контроля).
ЧТО ПРОИЗОШЛО В МАЕ 2015 ГОДА?
Фактически свою работу Совет бизнес-омбудсмена начал в мае 2015 года. За три года Совету удалось немало. Тысячи жалоб, сотни выигранных дел и сэкономленные украинской экономике и бюджету «миллиарды» гривен. Но скептики все же намекают, что результаты могли бы быть намного лучше.
Большинство из них аргументируют такую позицию тем, что у бизнес-омбудсмена, по их мнению, слишком мало полномочий. Именно поэтому важно урегулировать его деятельность на законодательном уровне.
31 мая прошлого года Верховная Рада уже приняла соответствующий законопроект в первом чтении. Теперь он полностью готов ко второму чтению.
Документ определяет организационные и правовые принципы создания и деятельности Учреждения бизнес-омбудсмена, его задачи, права и функции, а также принципы взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.
Как и до этого, бизнес-омбудсмен и его команда будут рассматривать жалобы субъектов предпринимательства на недобросовестное поведение в сфере ведения хозяйства, обращаться с запросами об устранении или предотвращении случаев недобросовестного поведения в этой сфере и т.п.
Однако в случае принятия законопроекта инструментарий деятельности бизнес-омбудсмена существенно расширится, а отказ от сотрудничества с ним (относительно ответа на информационные запросы) будет караться штрафами.
Кроме того, данным проектом предлагается предоставить бизнес-омбудсмену и членам его команды неприкосновенность, что существенно укрепит его авторитет во властных и бизнесовых кругах и будет способствовать добросовестному выполнению своих обязанностей.
Как отмечается в объяснительной записке к законопроекту, бизнес-омбудсмен станет посредником, который будет способствовать субъектам предпринимательства в защите их прав на ведение деятельности.
Также авторы документа надеются, что его принятие повысит эффективность борьбы с коррупцией. Ведь искоренить ее самостоятельно бизнес-омбудсмену, конечно же, не по силам. Скажем, на судебную власть — едва ли не самый коррумпированный элемент украинской политической системы — он влияния фактически не имеет.
«В целом подготовленный ко второму чтению законопроект претерпел серьезные изменения, которые нуждаются в надлежащем обосновании, — иначе рискуем превратить эффективного медиатора в еще один орган с наблюдательными функциями вроде НАБУ, НАЗК, прокуратуры, которые в нашем государстве и так существуют», считает глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина ЮЖАНИНА.
Выпуск газеты №:
№158, (2018)Section
Экономика