Конец монополии
С мая украинцы смогут самостоятельно выбирать поставщика газа
Лето 1941-го. 197-й артполк, ведя оборонительные бои, отступает на восток. Но вскоре попадает в немецкое окружение и большинство из тех, кому посчастливилось выжить, оказывается в плену. Среди них и рядовой Никита Семинос.
«После нескольких недель пребывания в так называемом пересыльном пункте нас перевели в концлагерь, который находился в Киеве, неподалеку печально известного Бабьего Яра, — рассказывал Никита Соломонович. — Дни, проведенные там, запечатлелись на всю жизнь».
Сказать, что жизнь пленников была тяжелой, — ничего не сказать, она была ужасной: рабочий день длился с четырех часов утра до восемнадцати. Питались пленные вонючей баландой — утром и вечером. Немцы, обустраивая лагерь, сделали все возможное, чтобы и мышь не проскользнула оттуда: вся его территория была окружена тремя рядами колючей проволоки, к одному из них подвели электроток высокого напряжения. Сырецкий лагерь состоял из двух участков. На одном из них стояли бараки, а на другом — было выкопано более 10 землянок, в которых тоже содержали заключенных. Чуть ли не каждый день их заставляли закапывать жертв Бабьего Яра: расстрелы, начавшись там 29 сентября 1941-го, продолжались до последних дней пребывания фашистов в городе. Расстреливали и узников Сырецкого концлагеря: педантичные немцы отвели на эту «процедуру» 2 дня в неделю. Трупы убитых сбрасывали в ямы, выкопанные на территории лагеря, а также отвозили на подводах в яр.
В октябре 1941 года на территории Украины функционировало 10 лагерей для солдат и 1 для командиров Красной армии, в которых находилось около 450 000 пленных. Условия содержания в них были ужасными: пленники круглосуточно находились под открытым небом, голодали и не получали простой медицинской помощи. Положение этих несчастных людей было настолько ужасным, что в начале 1942 года министр оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг жаловался фельдмаршалу Кейтелю на «крайне плачевное физическое состояние пленных, из-за чего они не способны как следует работать на Германию».
Уже через месяц — с 1 мая — Украину ждет одна из важнейших энергетических реформ времен независимости — открытие рынка газа для бытовых потребителей, то есть населения. Тариф на «голубое топливо», наконец, будут определять рыночные механизмы, а не чиновники. Впрочем, бояться неконтролируемого роста цен на газ не стоит. Ведь конец монополии газсбытов благодаря появлению конкуренции за потребителя обещает людям не только справедливую цену, но и лучший сервис.
ЧТО ИЗМЕНИТ РЫНОК ГАЗА?
Рынок газа означает отказ от государственного регулирования цен и появление конкуренции среди продавцов топлива. В отличие от нынешних условий, когда доступ к газовой трубе бытовых потребителей имеет только монопольный региональный газсбыт, рынок предполагает наличие альтернативных поставщиков.
В условиях рынка каждый бытовой потребитель может самостоятельно выбирать, у кого ему покупать топливо.
При этом вести отдельную газовую трубу не надо. Ведь за сам газ и за его доставку украинцы платят различным компаниям. За распределение топлива отвечают операторы газораспределительных сетей — облгазы. Это естественные монополии, которые не заменить. А вот выбрать, кто будет поставлять товар — газ — по этим трубам, возможно. Рынок предполагает право выбора компании-продавца для всех категорий потребителей.
КАК РЫНОК ФОРМИРУЕТ ЦЕНУ?
До сих пор тарифы на газ для населения и ТКЭ устанавливались в чиновничьих кабинетах — в рамках механизма специальных обязанностей с различными формулами ценообразования.
И с 1 мая функцию ценообразования должны доверить рынку. То есть стоимость газа для населения будет определять баланс спроса и предложения, а также тенденции на европейском рынке. А там газ сейчас стремительно дешевеет.
При этом государство продолжит регулировать цены на транспортные услуги — распределение газа. А для социально уязвимых категорий потребителей обеспечит социальную помощь, субсидии.
Свою эффективность рыночные принципы уже доказали не только за рубежом, но и в Украине — на рынке для промышленных потребителей. Достаточное количество ресурса и его продавцов стимулируют конкуренцию и снижают цены. Ведь коммерческий покупатель газа имеет возможность выбирать наиболее выгодное предложение. И никто из продавцов не может монопольно устанавливать слишком высокую цену.
Таким образом, для бизнеса — промышленных потребителей — конкуренция на рынке газа уже принесла больше пользы, чем ручное государственное регулирование.
ЧТО КОНКУРЕНЦИЯ ДАСТ ПОТРЕБИТЕЛЯМ?
Жесткая конкуренция уже доказала свою эффективность на рынке промышленных потребителей. Теперь ее преимущества должно почувствовать и население.
У бытового потребителя должен появиться выбор, у какой именно компании ему покупать газ. Пока же этот выбор, как правило, ограничен только региональным газсбытом.
Природный газ — такой же товар, как и мобильная связь, доступ к интернету, банковское обслуживание. Соответственно, выбирать и менять поставщика газа люди имеют право так же, как, например, оператора мобильной связи, провайдера телевидения или интернета.
В таких условиях у поставщиков газа будут стимулы предлагать людям конкурентную цену, разнообразные акции и бонусы, совершенствовать сервис и тому подобное. Все — чтобы удержать клиента.
А если на рынке появятся новые игроки с лучшими условиями, частным газбытам уже будет невозможно сохранить монополию. Придется заново бороться за каждого клиента.
КТО СМОЖЕТ ПРОДАВАТЬ ГАЗ НАСЕЛЕНИЮ?
Рынок призван стимулировать конкуренцию. Поэтому с мая у украинцев должен появиться выбор из нескольких поставщиков, а не одного газсбыта.
Потенциально конкурентов может быть немало. В Украине более 600 компаний получили лицензии поставщиков газа. Пакеты услуг «электроэнергия+газ» могут предлагать местные облэнерго. Расширить бизнес не против и трейдеры, которые уже обслуживают бизнес.
О своем желании бороться за конечного потребителя также заявил государственный НАК «Нафтогаз Украины». Его дочерняя структура «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины» продает газ для населения в Кропивницком и Кировоградской области, а также поставляет газ и электроэнергию среднему и малому бизнесу по всей Украине.
«Мы серьезно готовимся к конкурентной борьбе за клиента. Пусть на этом рынке мы будем новичками и должны многому научиться, но стремимся стать лучшими», — заявил председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.
ВСЕ ГОТОВО ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ РАБОТЫ РЫНКА?
К сожалению, готово не все. Для полноценной работы рынка не хватает отработанного механизма перехода от одного поставщика к другому. Заменить газсбыт на другую компанию-продавца газа на практике людям сейчас очень проблематично.
«Процедура слишком зарегулирована и сложная, что дает нерыночные преимущества облгазам и их дочерним компаниям — газсбытам. Но мы ожидаем, что с 1 мая все преграды для свободного рынка газа для населения будут сняты», — говорит Андрей Коболев.
Для этого НКРЕКП планирует упростить процедуру перехода от одного поставщика к другому. Это должно происходить без бумажной волокиты, в идеале — вообще онлайн, убеждены специалисты.
«Чтобы на рынке появились новые игроки, кроме отмены регулирования цен нужно обеспечить удобную и быструю процедуру смены поставщика, — отмечает глава Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко. — Например, чтобы потребитель мог подать только обращение. А дальше всю коммуникацию с облгазом и старым поставщиком осуществлял бы новый поставщик, а не потребитель».
Кроме того, препятствием для изменения компании не должны быть и имеющиеся долги за газ. Потому что из-за сомнительных начислений температурных коэффициентов газсбыты, несмотря на рекомендации НКРЕКП, выставляют людям немалые долги, которые потребители не признают и отказываются платить. Таким образом, люди становятся «привязанными» к старому монопольному поставщику.
Также для потребителей необходимо создать информационную систему, где можно было бы собственно выбрать нового поставщика — сравнить все имеющиеся предложения компаний.
ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ: КАК ПОСТАВЩИКА ГАЗА МЕНЯЮТ В ЕС?
В Европе поставщики газа — не монополисты, а такие же сервисные компании, как телевизионные или интернет-провайдеры. И чтобы сменить их, потребитель не должен проходить ряд бюрократических препятствий.
В среднем сменить поставщика в ЕС можно за 3 недели. Но в таких странах, как Нидерланды и Дания, это делают за 10 рабочих дней. А во Франции — вообще за 5 дней.
Для сравнения: в Украине сменить поставщика газа по закону можно за 21 день. Однако на практике процесс тянется по 100 дней.
Section
Экономика