Перейти к основному содержанию

Конец политике «разделяй и властвуй»

Эксперт: Создание Энергетического союза в ЕС уменьшит ценовой диктат «Газпрома» в отношении Украины и других потребителей
25 ноября, 11:33
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Брюсселе все больше осознают, что европейское Энергетическое сообщество далеко не полностью отвечает тем вызовам, которые стоят сегодня перед старым континентом, и готовятся создать новое более эффективное объединение — Энергетический союз. Его задача избавить Европу от газового монополизма России, противостоять российским планам строительства «Южного потока» и заставить «Газпром» принять условия «Третьего энергопакета». О создании этой наднациональной организации (European Energy Union, EEU) сообщил официальный сайт Европейского ядерного сообщества, в которое входят десятки ведущих компаний энергетического рынка ЕС.

Можно предположить, что целью EEU будет разработка и, главное, реализация единой энергополитики Евросоюза, противостоящей эгоистическим устремлениям отдельных ее членов самостоятельно наращивать объем и улучшать условия собственного газоснабжения. В Европе считают, что совместными усилиями будет легче противодействовать монополизму «Газпрома» и, применяя против России конкретные меры, сдерживать рост газовых цен и обеспечивать диверсификацию поставок газа. К организации EEU, естественно, подталкивает и ситуация вокруг Украины, требующая солидарности и консолидации европейских стран, превращения их в единого потребителя энергоресурсов.

24 марта в Гааге была принята декларация, согласно которой страны G7 начинают активную деятельность, направленную на усиление коллективной энергетической безопасности. 26 марта на саммите ЕС и США было принято решение консолидировать усилия по переходу к низкоуглеродной энергетике и диверсификации поставок энергоносителей в Европу. Идею Энергетического союза активно продвигает глава правительства Польши Дональд Туск. В апреле он заявил, что вместо российского газа, который привычно покупают европейцы, Энергетический союз Европы сможет переключить их внимание на американский сланцевый газ и уголь.

Правда, российские эксперты просят «Газпром» не волноваться. По их мнению, уголь — самый экологически грязный вид топлива. Что касается сланцевого газа из США, то доставленный через океан, он будет для европейцев дороже трубного газа «Газпрома». В России считают, что до тех пор, пока отдельные страны ЕС, по территориям которых должен пройти «Южный поток», поддерживают этот проект, остановить его будет трудно. Другое дело, если все европейские страны вступят в EEU и выработают единое мнение. «Газпрому» будет трудно ему противостоять, поскольку Европа является крупнейшим покупателем российского газа, и Россия может успешно продвигать там свои интересы только до тех пор, пока ее европейские клиенты разобщены. После их консолидации «Газпром» не сможет игнорировать условия, выставляемые Евросоюзом в «Третьем энергопакете»...

Насколько реален этот замысел, и как создание Энергетического союза может отразиться не только на России, но и на Украине?

Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики «Стратегия XXI»:

— В Европе будут жаркие дебаты по этому поводу. Идея создания Энергетического союза, предложенная Польшей, в своей основе абсолютно здрава. Ведь речь идет об отношениях с монополистом, который злоупотребляет своим положением и использует газ как политический инструмент и энергетическое оружие.

Интересно, что сначала эта идея была отклонена предыдущим составом Еврокомиссии. Но так случается часто: хорошие идеи сначала отбрасывают, потом начинают понимать — в этом что-то есть, а впоследствии даже те, кто был против, — бегут с флагом впереди. Такая судьба, по-видимому, и у Энергетического союза. Она, собственно, уже давно витала в воздухе. Тем не менее, думаю, что при создании этого союза будут большие трудности, связанные с тем, что в Евросоюзе сейчас традиционно доминируют надежды на market forces — рыночные силы, которые должны все решить. А создание таких сверхструктур — это, мол, административные меры и вмешательство в работу рынка. На самом деле это ошибочная позиция, поскольку рыночные силы решают далеко не все, особенно в таких ситуациях, которая возникла сейчас в отношениях с Россией.

Евросоюз действует рыночными методами, а Россия — на них не полагается. Нужно еще учитывать, что немцы наибольшие приверженцы оставить все как есть. И это в принципе понятно. Россияне подсадили их на газовую иглу: германия получает едва ли не самый дешевый газ из России среди всех членов Евросоюза. Кроме того, в Германию ведет отдельный газопровод «Северный поток», и немцы стараются любой ценой сохранить свое привилегированное положение. Потому они, скорее всего, будут играть негативную роль, подвергая сомнению эту идею и оппонируя ей. Но, в конце концов, этот непростой путь будет пройден. Если уже было принято решение на уровне европейских институций о создании энергетического союза, и даже вице-президент Еврокомиссии будет этим заниматься, то в итоге брюссельская бюрократия, работающая обычно не спеша, пойдет в правильном направлении. В отличие от нашей, которая любое нормальное решение может превратить при имплементации в полную противоположность.

Если идея Энергетического союза будет реализована в своем первоначальном виде, то это позволит выбить из рук России энергетическое оружие. Тогда невозможно будет манипулировать: одним давать газ по $350, например, немцам, а другим, скажем, балтийским странам или Македонии,  по $500 с лишним. Создание Энергетического союза стимулировало бы независимых производителей газа в самой России к выходу на внешние рынки. Потому что тогда Россия была бы априори заинтересована затолкнуть на европейский рынок как можно больше газа, независимо от того, добыт ли он «Газпромом» или независимыми компаниями. Никто не будет иметь преференций, что подтолкнет добычу не только «Газпрома».

Что касается влияния Энергетического союза на ситуацию в Украине, то для нас было бы важно, чтобы эта организация не ограничивала свое видение и влияние только границами ЕС, а мыслила в масштабах пространствах ЕС плюс участники договора Экономического сообщества, то есть еще и Украины, Молдовы, стран Балканского региона. Это пошло бы нам на пользу. Нужно ожидать введения ограничений для «Южного потока» — проекта, опасного для ЕС. Его квинтэссенция — это, по большому счету, экспорт в Европу коррупции. Можно говорить о диверсификации маршрутов поставки газа в Европу с помощью этого проекта, но нет диверсификации источника поставок — оно все то же. Даже лояльная в отношении России Италия уже не рассматривает Южный поток как свой приоритет.

Но у «Газпрома» в кармане всегда лежит запасной козырь — более лояльная ценовая политика. Но вряд ли он им воспользуется. Отказ  от манипулирования газовыми ценами позволил бы ему заполучить большую долю европейского рынка, но тогда Китай тоже потребует от Кремля еще большего снижения цен на практически нерентабельные поставки, которые в перспективе планируются этой стране. Россия готовила капкан другим, но сама в него попала.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать