Конкурентом «Славутичу» может стать... серп
Каждый комбайн в Украине работает за два![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19981118/4221-11_0.jpg)
Этот безрадостный вывод сообщили в управлении маркетинга и сбыта ОАО «Херсонские комбайны».
Маркетологи руководствуются не эмоциями. «Загрузив» всей необходимой статистикой компьютеры, они получили таблицы и графики, от которых в глазах потемнело!
Пока продолжался великий передел бывшего СССР, хозяйства теряли все больше техники. Дошло до того, что каждый новый комбайн в селе встречают так, как когда-то — первый трактор. И это не преувеличение, уверяют специалисты, предлагая ознакомиться хотя бы с таблицей под номером 4. Так вот. Потребность агропромышленного комплекса Украины в комбайнах составляет 105 тысяч штук, а есть менее половины от необходимого — 51 тысяча. В течение последних десяти лет непомерные нагрузки на уборочный агрегат переполовинили комбайновый парк. Горы металлолома, который звался когда-то «Нивами», «Донами», «Колосами» собрались в машинно-тракторных дворах колхозов. У фермеров Херсонщины вообще еще «докомбайновая эра»: один комбайн на 100 хозяев. Естественно, не «Джон Дир» и не «Славутич»...
В целом же по Украине на 1000 гектаров площадей, занятых под зерновыми, приходится 2,83 комбайна. Сравните: это меньше, чем в России, Великобритании, Франции, США и Германии соответственно в 2, 12, 14, 16 и 32 (!) раза!
Оказывается, непомерные нагрузки свалились на украинские комбайны. Рекомендованная Академией аграрных наук Украины сезонная наработка — 170 гектаров, а на самом деле она достигает до 250—300 га. Люди еще как-то выдерживают, а вот металл разваливается: технические «летучки» не успевают устранять в загонках поломки. Зерно, тем временем, «плывет». О неделе оптимальных агротехнических сроков уже речи и не идет! Крестьянин «страдует» дольше, чем до революции. Бывает, целый месяц. От осыпания на корню теряется до 30% выращенного хлеба. В абсолютных величинах это составляет около 10 миллионов тонн зерна. Убытки (при рыночных ценах на зерно 200 гривен за тонну) составляют 2 миллиарда гривен. Выходов из этой ситуации два: не сеять или же обновлять и расширять комбайновый парк.
В «Бизнес-анализе состояния и перспектив развития объемов техники для сбора зерновых культур», разработанном все тем же управлением маркетинга и сбыта ОАО «Херсонские комбайны», утверждается, что в связи с массовым списанием комбайнов, которые отработали 1,5—2 амортизационных срока (10 тысяч ежегодно), убытки будут расти в геометрической прогрессии.
Накануне жатвы из сборочного цеха комбайнового завода выехало несколько новеньких «Славутичей». Комбайностроители считают, что эти машины не посрамили чести фирмы. Хотя были и нарекания. Подвели смежники, от некоторых из них пришлось даже отказаться.
Но критика со стороны наивысших должностных лиц была уничтожительной. Неужели они надеялись, что рожденный в рекордно короткие сроки «Славутич» будет не иметь «ни сучка, ни задоринки»? Ведь любая машина требует времени для доводки и технического совершенствования. И херсонский комбайн не мог стать исключением. Другое дело, что кому-то очень хотелось списать на «недоработки» комбайностроителей отсутствие надлежащего финансирования.
Херсон
Выпуск газеты №:
№221, (1998)Section
Экономика