Корпоративные права есть, а выгоды от них нет
Государство пробует разобраться со своими активами
Таков первый результат 3-месячной деятельности вновь образованной государственной структуры. Целесообразность ее создания О.Таранов обосновывает так: государство, располагающее колоссальным потенциалом, должно иметь от этого выгоду. Даже при дивидендах в размере 5% от принадлежащих государству акций можно, считает глава агентства, существенно пополнить бюджет и ослабить налоговое бремя.
До сих пор министерства лишь формально управляли своими предприятиями, и ни одно из них, подчеркнул О.Таранов, не отчиталось об эффективности такого управления. Иной порядок вступает в силу теперь: с каждым управляющим будет заключаться договор, содержащий конкретные обязательства, и в случае их невыполнения договор расторгается. О.Таранов уверен, что хорошо налаженные контроль и анализ отчетности предприятия позволят в полной мере судить об эффективности управления, и называет такую систему вполне прозрачной. Для стимулирования управляющих предусмотрено создать специальный внебюджетный фонд.
Что касается взаимоотношений агентства и Фонда госимущества, то здесь проблемы якобы нет: по словам О.Таранова, сегодня между ними достигнуто «полное согласие». Их деятельность никак не пересекается, поскольку ФГИУ является собственником и занимается отчуждением, а на агентство возлагаются функции по управлению государственной долей акций. В основном агентство должно осуществлять непрямое управление, а напрямую — лишь небольшим количеством предприятий — как предполагает О.Таранов, в пределах от нескольких сотен до тысячи.
Руководитель агентства считает закономерным происходящее сейчас смещение приоритетов от приватизации к управлению: ведь в условиях экономической нестабильности инвестор всегда предпочитает наименьший риск. В подтверждение своих слов О.Таранов пообещал не позднее, чем через полтора месяца назвать крупные зарубежные компании, давшие согласие управлять нашими предприятиями.
Блажен, кто верует... Государство, декларируя наилучшие намерения, не раз убеждало нас в обратном — в своей неспособности управлять чем-либо эффективно и разумно. Не тот ли это случай? Тем более, что методы снова избраны до боли знакомые...