Кремль отступает
Украина успешно принимает меры, чтобы справиться с российским газовым эмбарго
В минувшую пятницу стали известны данные Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ. В соответствии с ними запасы газа нашей страны выросли до 10 миллиардов кубометров. Сохранение таких темпов до того момента (3 июня), когда Россия, в соответствии со своими угрозами, может прекратить подачу газа для Украины, позволит накопить в хранилищах около 11,9 миллиарда кубометров. Напомним, что новоназначенный замглавы Минэнергоугля Игорь Диденко уверяет, что в летний период Украина может обходиться без импортного природного газа и использовать для собственных потребностей только газ внутренней добычи. Зимой же к нему добавится газ из хранилищ, а также реверсные поставки из Евросоюза. Естественно, стране придется принять самые жесткие меры для экономии газа промышленностью, населением и бюджетной сферой.
ЧТО ПОВЛИЯЛО НА ТОНАЛЬНОСТЬ КРЕМЛЯ?
Впрочем, газовый голодомор, которым нас пугает сосед, может иметь опасные последствия и для него самого. И дело не только в упущенной выгоде от блокады страны, являющейся одним из лидеров газопотребления в Европе. Не меньший ущерб может принести необходимость массово заглушать газовые скважины... Иначе, куда при отсутствии газохранилищ, девать это топливо? Не потому ли в тональности Кремля появились некоторые компромиссные нотки? Если ранее он наотрез, до полной уплаты украинского долга, отказывался от переговоров по цена газа, то в минувшую пятницу пошел на попятную. Глава Минэнерго РФ Александр Новак, отвечая на вопрос, в каком случае Россия готова снизить цену на газ для Украины, по сообщению Reuters, сказал: «Мы будем это обсуждать, если они заплатят хотя бы долг на 1 апреля, а это $2,237 миллиарда». («Газпром» оценивает весь долг Украины за поставленный на начало мая газ в $3,5 миллиарда).
О готовности начать переговоры по снижению цены на газ при оплате Украиной долга на прошлой неделе заявлял и российский премьер Дмитрий Медведев. Правда, он не называл сумму, являющуюся для этого предварительным условием. Так что определенный прогресс, как говорится, налицо. К нему можно добавить и процесс согласования даты соответствующих переговоров (26 мая). Для них, похоже, отводится всего два дня, потому что уже 28 мая наша страна намерена попросить Международный арбитражный суд проверить правомерность такой высокой стоимости российского газа. Но наибольшее влияние на Россию могли оказать выводы аналитиков энергетической отрасли, изложенные агентством Bloomberg. Они считают, что Российская Федерация не заинтересована в обострении газового конфликта с Украиной. «Эскалация конфликта с Украиной может стоить России $115 млрд в среднем в 2015 году, или более 3% ее валового внутреннего продукта, согласно оценкам IHS Inc», — отмечает агентство. Тем не менее, смягчение позиции России — это пока лишь разговоры. А фактом остается предъявленная Украине неподъемная цена газа ($485 за тысячу кубометров) и авансовый счет в $1,66 млрд за поставки в июне.
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ VS ЛОЯЛЬНОСТЬ
В пятницу на двусторонних переговорах в Амстердаме, где проходил совет директоров проектной компании «Южного потока» South Stream Transport B.V., глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев передал руководителю российского газового монополиста Алексею Миллеру предложения по урегулированию спорных вопросов. Украина, как и раньше, настаивает на сохранении цены на газ, которая была установлена на первый квартал этого года — $268,5 за тысячу кубометров. В сообщении «Нафтогаза» по итогам встречи отмечается: «Позиция украинской стороны остается неизменной: она готова рассчитываться за газ при условии сохранения цены на уровне I квартала этого года, то есть $268,5 тыс. куб. м и считает предложенное повышение цены российского газа более чем на 80% необоснованным и неприемлемым». Принципиальность позиции — это, конечно, черта хорошего переговорщика. Но стоило ли вообще Коболеву показываться в Амстердаме в период, когда там проходило названное мероприятие, и демонстрировать этим хоть минимальную, но все же лояльность к идее газовых потоков, идущих в обход Украины?
Эти первые и пока безрезультатные украинско-российские переговоры на полях совета директоров не слишком дружественной Украине компании в Европе восприняли хорошо. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, выступая в Афинах, выразил «умеренный оптимизм» в надежде на то, что через 10-14 дней будут решены оставшиеся разногласия между Москвой и Киевом, и удастся избежать перебоев в поставках газа. Эттингер не исключает, что часть денег, предоставленных недавно Еврокомиссией и МВФ Украине в качестве макроэкономической поддержки, Киев направит на оплату поставок газа и погашение долгов.
НЕЧИСТОПЛОТНОСТЬ, НЕОБОСНОВАННОСТЬ И... АДЕКВАТНОСТЬ
Между тем поведение «Газпрома» в ходе дипломатической стадии газовой войны с Украиной нельзя назвать чистоплотным. Добиваясь для «Нафтогаза» цены в $485 за тысячу кубометров, он тут же предлагает полякам газ по $270 через зарегистрированную в Израиле компанию GLI Ltd. Это на 35% дешевле цены, установленной для польской PGNIG ($410). Польская Rzeczpospolita отмечает, что это предложение может быть связано с ситуацией в Украине. «Россияне, даже если бы поставили такое количество (газа. — Авт.), финансово выиграли бы мало, но политически — очень много», — сказал на условиях анонимности представитель PGNIG. Газета считает угрожающей для энергетической безопасности страны заключение контрактов с такими посредниками, поскольку сразу появляется аргумент: зачем инвестировать средства в диверсификацию поставок, если сразу можно покупать газ дешевле?
Есть у украинцев вопросы и к позиции Евросоюза в украинско-российском конфликте. На упомянутой пресс-конференции в Афинах Эттингер заявил: «Наши российские партнеры уже более 40 лет являются самыми важными поставщиками газа на рынок ЕС. Сейчас в связи с кризисом мы в ЕС рассматриваем возможные санкции в отношении России. Но в том, что касается энергетической отрасли и особенно поставок газа, санкции не представляются уместными». Эттингер также отверг предложенную премьер-министром Польши Дональдом Туском идею создания энергетического союза ЕС, хотя ранее он ее поддерживал. «Введение определяемой политиками единой цены (на газ) я не поддерживаю», — заявил он немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Говоря о конфликте Украины с «Газпромом», европейский политик назвал «необоснованным» повышение цены на газ для Киева до $485 за тысячу кубометров. В то же время, по его мнению, адекватной была бы цена на уровне $350—380 долларов, что примерно соответствует тарифу, по которому расплачиваются с Москвой европейцы. Эттингер также призвал Киев рассчитаться по долгам с «Газпромом». После этого российский концерн должен продолжить поставки и не требовать оплаты авансом, добавил еврокомиссар.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
А тем временем Киевский институт энергетических исследований проводил при участии европейских дипломатов первую в своей истории международную конференцию. Разговор шел о повышении надежности и диверсификации поставок, о перспективах и возможностях интеграции, о трансформации энергетической политики ЕС и Украины, о гармонизации регуляторных правил. Президент КИЭИ Александр Нарбут подчеркнул, что Украина, в отличие от ЕС, не использовала уроки газовых кризисов 2006 и 2009 годов. Эксперт подчеркнул, что какая бы цена газа, а тем более временная, не была определена для Украины в ходе многосторонних переговоров, для нашей страны крайне важно двигаться в направлении создания открытого, конкурентного, интегрированного рынка, где потребитель, то есть народ и созданная им власть, не будет зависеть от монопольного диктата и политической воли того или иного партнера.
Говоря о возможностях Украины наладить в условиях российской агрессии реверсное снабжение газом, Нарбут обратился к словацким партнерам с призывом быть готовыми к возможным сложностям и иметь на этот случай не только план А, но и план Б. Он привел им в пример чешских специалистов, которые во время кризиса 2009 года, «когда на входе в украинскую газовую систему был ноль, газ не подавался, достаточно быстро, не оглядываясь ни на «Газпром», ни на «Газпром экспорт» решили проблему реверса и сделали все возможное, чтобы технологические возможности операторов обеспечили уверенность Словакии в том, что она будет иметь необходимый ресурс». «Мы надеемся, что можем рассчитывать на такой же подход со словацкой стороны, если возникнет какая-то неожиданная ситуация и в отношении поставок газа в Украину», — сказал президент КИЭИ.
Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев также остановился на проблеме реверса. Правда, он не стал обращаться к коллегам из Словакии, которая, по общему мнению, имеет самый большой потенциал для организации реверсных поставок газа в Украину. Он сообщил, что наша страна намерена с 21 мая значительно увеличить объемы реверса газа из европейских стран. «Буквально вчера был подписан контракт с большой европейской компанией, который позволит нам уже с 21 мая увеличить кардинально объемы (реверса газа. — Авт.), — сказал Коболев, но не сообщил ни названия компании, ни возможных объемов импорта газа. Хочется верить, что в этом заявлении не было никакого лукавства. Если бы еще из зала нельзя было наблюдать за откровенно удивленной реакцией на эти слова делегаций стран Вышеградской группы...
Гюнтер Эттингер, комиссар ЕС по вопросам энергетики заверил, что ЕС сможет финансово поддержать Украину в вопросе оплаты счетов за российский газ, однако цена на газ должна быть рыночной. Отвечая на вопрос первого телеканала немецкого телевидения ARD, Эттингер подчеркнул, что цена, по которой российский газовый концерн «Газпром» рассчитывает поставки газа в Украину сейчас, неприемлема. Еврокомиссар отметил, что Европейскому Союзу нужна Украина. «Это наш партнер и наше транзитное государство», — сказал он.
Выпуск газеты №:
№89, (2014)Section
Экономика