Кто и как остановит казнокрадов?
Эксперты «Дня» оценили принятый Радой законопроект о создании Антикоррупционного бюро
Вчерашний день без преувеличения можно назвать историческим для Украины. После длительного сопротивления и мощного натиска общественности, депутаты таки проголосовали в полном объеме антикоррупционный пакет законопроектов. Самый принципиальный из них — №5085 «О Национальном антикоррупционном бюро Украины (название в первом чтении «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции»). Он в совокупности с проголосованным законопроектом №5114 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» (обязывает открыть реальных собственников юридических лиц) дает арсенал средств, чтобы сломать постсоветскую коррупционную модель управления в высших эшелонах власти. Антикоррупционное бюро будет заниматься только коррупцией среди высокопоставленных должностных лиц и не будет иметь дело с коррупцией мелких чиновников.
За создание Антикоррупционного бюро проголосовало 278 народных депутатов. Интересно, что среди борцов за чистоту властных рядов оказались бывшие регионалы Сергей Клюев и Сергей Кивалов. А вот бютовец Сергей Власенко, регионалка Анна Герман и ее однопартийцы Борис Колесников, Вадим Новинский и Анатолий Близнюк — не голосовали.
По словам руководителя Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктора Чумака, в ходе подготовки ко второму чтению и в целом к законопроекту об Антикоррупционном бюро рассмотрели 176 поправок, из которых 52 учли. По его словам, внесенные изменения «не являются критическими».
Другое мнение у общественных активистов. По начальному замыслу авторов бюро, структура должна была бы формироваться из новых людей, которые не были задействованы в старых коррупционных схемах. Надежда на то, что они появятся, была, говорит «Дню» основатель правления общественной организации «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин. Однако после внесения поправок бютовца Пашинского и Павленко, общая концепция борьбы с коррупцией немного изменилась. Шабунин озвучил «Дню» самые принципиальные изменения в документе.
Первое касается формирования Антикоррупционного бюро. «В нашем варианте законопроекта было запрещение представлять на должность работников антикоррупционных подразделений Бюро, если человек был на должности в правоохранительных органах больше пяти последних лет. Они убрали эту норму. И теперь проголосованный закон позволяет набрать в этот орган старых следователей из прокуратуры, СБУ и МВД. То есть это все люди, которые провалили борьбу с коррупцией. Поэтому очень важно, кто возглавит Антикоррупционное бюро, потому что от руководителя будет зависеть, взять ли в свою команду таких людей», — объясняет Шабунин.
Второе — исчезла норма о прохождении детектора лжи всеми работниками Антикоррупционного бюро и его председателя.
Третье — Антикоррупционному бюро ограничили доступ к банковской тайне и выемке документов. «Мы хотели, чтобы оно имело такое право по представлению его председателя. Но в правках написали — «исключительно по согласованию с судебным следователем». В этом и проблема: потому что Печерский пресловутый суд получит возможность блокировать решение Бюро», — добавляет Шабунин.
Кроме того, добавляет он, есть замечание и к закону об открытии реестра недвижимости и собственников юридических лиц. «Если кто-то захочет выполнить норму закона формально, то у него есть возможности сделать это. Например, по принятым законам должен появиться публичный реестр недвижимой собственности и конечных бенефициаров юридических лиц. Но здесь главный вопрос, как быстро это будет делаться. Это может делаться через Интернет за три месяца или с помощью запроса в какой-то орган на протяжении года», — говорит он.
Поэтому, говорит Шабунин, правки усложняют принятое антикоррупционное законодательство, но в целом они не разрушают концепцию антикоррупционной борьбы. Ведь во многом работа Бюро будет зависеть от того, кто станет его председателем.
Как будет избираться председатель Антикоррупционного бюро? Создается комиссия из девяти человек: по три от Президента, КМУ и парламента. Именно эта комиссия выбирает три претендента на председателя Бюро и представляет кандидатуры на согласование Президенту. Последний выбирает одного из трех и предлагает утвердить Верховной Раде Украины. Если депутаты не поддерживают предложение гаранта, то последний выбирает еще одного из остальных двух. Если опять — табу, то выставляет третьего. Если ни одна из трех кандидатур на должность руководителя Антикоррупционного бюро в парламенте не поддержана, то объявляется новый конкурс.
По словам Шабунина, в назначении председателя Бюро последняя редакция законопроекта тоже претерпела изменение. Так, говорит он, претендент на эту должность должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы по специальности 10 лет и 5 лет работы на руководящих должностях. То есть — это фактически человек, частично «выращенный» коррупционной системой. «Так что есть риск прохождения на должность главного ответственного за борьбу с коррупцией старых кадров?» — интересуемся у него. «Нет, но пробиться молодым и новым лицам будет сложно», — отвечает он. Удержит же главное кресло в Антикоррупционном бюро от кадров Януковича ряд предохранителей. В первую очередь, продолжает Шабунин, будущий глава должен, как и все другие работники Бюро, пройти люстрацию. Кроме того, председатель должен дважды отчитываться в парламенте за год, а при самом Бюро создается общественный совет, который будет готовить свой альтернативный отчет». И в этот совет, по словам Шабунина, и нужно включать общественных активистов и журналистов. Закон предусматривает, что Верховная Рада может выразить недоверие руководителю Антикоррупционного бюро. Для этого нужно собрать 150 подписей, и тогда данный вопрос можно инициировать.
После подписания законопроекта Президентом в течение трех месяцев он должен вступить в силу. За это время нужно выбрать председателя Бюро, создать структуру организации и набрать персонал. Закон предлагает определять уровень зарплаты работникам бюро «в соответствии с возможностями бюджетных ресурсов».
Будет ли такая структура эффективной в борьбе с коррупцией, превратится ли она просто в еще одно бронзовое надгробие, но уже не советской, а новейшей эпохи независимой Украины?
Шабунин не теряет оптимизма. «Принятие пакета означает создание реальной возможности начать эффективно и профессионально бороться с коррупцией», — считает основатель «Центра противодействия коррупции». Законодательная база готова полностью. Вопрос только за имплементацией. «Уже на этапе избрания председателя Антикоррупционного бюро мы будем понимать, есть ли политическая воля высшего руководства государства бороться с коррупцией или просто делать вид. Мы увидим, кого делегируют в комиссию «девяти», увидим кандидатов... Поэтому голосование за Антикоррупционное бюро — это только первый шаг к победе. Дальше будет имплементация», — подытоживает он.
«Учитывая состав нашего политикума и кадровый состав наших органов власти, который сформировался за годы независимости, эффективным Антикоррупционное бюро будет только тогда, если будут руководить им по приглашению иностранцы. В этом вопросе, как и тысячу лет назад, нужно пригласить варягов, чтобы они осуществляли управление антикоррупционным процессом», — говорит в комментарии «Дню» председатель Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук Андрей Новак. По его словам, попытка Президента и парламентариев изменить правила игры имеет большие шансы увенчаться провалом, если не учтут одну важную вещь. «Дело не в полномочиях. Их достаточно. Антикоррупционные функции есть во всех силовых органах (милиции, прокуратуры, СБУ, специализированных контролирующих органов финансовых и ревизионных), но практических результатов нет. Для статистки ловятся мелкие нарушители, а там, где действительно большие убытки для государства — прогресса нет. Поэтому главная проблема теперь — в исполнителях буквы закона в этих органах. А это человеческий фактор, потому что руководство нашими силовыми органами само по себе глубоко коррумпировано», — считает он. Поэтому, открывая и разрабатывая коррупционные дела, Антикоррупционное бюро рано или поздно будет иметь дело с прокуратурой или судами, которые являются наиболее коррумпированными в Украине. «Поэтому создание Антикоррупционного бюро без судебной реформы — это все «филькина грамота», — подытоживает Новак, указывая, таким образом, следующий шаг для преодоления коррупции. Но, это уже, похоже, подчеркивает он, задача для депутатов нового созыва.
Один из ведущих международных экспертов в вопросах повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности Ицхак Адизес в интервью «Дню» подчеркнул, что создавая Антикоррупционное бюро можно подвергнуться появлению «очередной прокуратуры». Поэтому нужно действовать осторожно, считает он. «Причины коррупции заключаются в том, что действующая система лицензирования и государственного управления находится в абсолютном беспорядке. И ныне очень сильно изменяется: происходит переход от плановой к рыночной экономике. Это изменение создало «дыры», которые люди используют для коррупции. Конечно, можно посадить кого-то, но глобально этот вопрос не решит. Нужно закрыть дыры, чтобы не возникало искушения брать», — сказал он.
P.S. Когда верстался номер, появилась информация, что Президент Украины подписал Указ о создании Национального совета по вопросам антикоррупционной политики. Это будет консультативно-совещательный орган, который будет готовить Порошенко предложения к антикоррупционной стратегии, будет осуществлять системный анализ состояния предотвращения и противодействия коррупции, эффективности реализации антикоррупционной стратегии, мероприятий, используемых для предотвращения и противодействия коррупции. В ее состав войдут 17 членов: 9 будут представлять общественность (6 представителей общественных объединений, которые имеют опыт подготовки антикоррупционных предложений, представитель Всеукраинской ассоциации местного самоуправления и 2 — объединение предпринимателей), а остальные — Совет судей, КМУ и парламента. Национальный совет будет проводить свои заседания один раз в два месяца.
Выпуск газеты №:
№192, (2014)Section
Экономика